Статья «Эстетическое воспитание обучающихся музыкальными средствами на уроках музыки»
Эстетическое воспитание обучающихся музыкальными средствами на уроках музыки
( из опыта работы)
Бакланова Марина Рафаиловна
Учитель музыки
ГОКУ СКШ №5 г. Иркутска
В течение всей работы в школе на каждом уроке стремлюсь прививать обучающимся чувство прекрасного.Учу их видеть прекрасное в повседневной жизни, в отношениях между людьми.
Во время прогулок постоянно обращаю внимание на красоту природы. Наблюдательность повышает силу и яркость восприятия. Научившись наблюдать и получать радость от общения с природой, дети не смогут пройти мимо хорошего произведения искусства.
Работая в этом направлении, ставлю перед собой задачу: постоянно воспитывать в обучающихся живой отклик на все подлинно красивое, пробуждать в них интерес к музыке, развивать художественный вкус.
Рассказывая детям о музыкальных произведениях, говорю, что композитор в музыке может изобразить картины природы с шумом леса, пением птиц, ударами грома и тихим журчанием ручья. Постепенно выбирая для прослушивания более сложные произведения, даю возможность понять ребятам, что композитор может передать горе и радость, сомнение и покой, неподвижность и стремительное движение.
Постоянно учу ребят разбираться в прослушанном произведении, выясняю, какие чувства и мысли вызвало то или иное произведение, иначе возникший интерес может исчезнуть.
Работу над музыкальным произведением делю на четыре этапа:
1.Вступительное слово. Оно помогает заинтересовать и подготовить к слушанию. Обычно делаю его кратким и ярким. Например, к теме «Знакомство с танцевальной музыкой» оно может быть таким:
- Каждый народ имеет свои песни и пляски. Некоторые композиторы нередко пишут музыку, похожую по своему характеру на народные танцы и пляски. Они пишутся для слушания, но под нее можно и танцевать, так как в ней использованы мотивы народных танцев. Венгерский композитор И.Брамс восхищался богатством и разнообразием венгерского народного творчества, на основе которого он создал цикл венгерских танцев. В танцах народ выражал свое отношение к жизни, свои чувства, горе или радость.
- Сейчас прозвучит один из венгерских танцев И.Брамса. В нем использованы мелодии народных танцев лашша и чардаш.
- Представьте такую картину. Идет набор в рекруты (так называли тех, кто служил в армии). Юношам придется служить в армии 20 лет. Смогут ли они вернуться в родные края, увидеть близких – неизвестно.
Начинается танец. Он звучит грустно, печально. Но юноши с сильным характером. Они умеют побороть свое грустное настроение и показать, что они все выдержат. И уже грусть и печаль слышится по - другому, и музыка отображает удаль, силу духа.
Иногда даю детям возможность самим определить перед прослушиванием, каким должен быть характер музыки. Это активизирует их творческие способности и воображение. Вступительное слово учит не только слушать, но и воспринимать музыку, размышляя над ней.
2. Показ музыкального произведения.
Очень важным моментом в этой работе является организация класса. Надо научить ребят внимательно следить за развитием музыки, слушать и вникать в ее основное содержание. Этому этапу работы также поможет вступительное слово.
Например, прежде чем прослушать «Норвежский танец» Э.Грига, можно рассказать ребятам, что исполняет этот танец один танцор, мужчина. Начинается танец медленно, не спеша. Танцор как бы нехотя идет по кругу. И музыка вначале тоже медленная, грациозная, красивая. Неожиданно начинается стремительно быстрая пляска. Что только не делает танцор, чтобы понравиться зрителям, удивить их своим мастерством: он, то вертится волчком, то ложится на землю, то высоко подпрыгивает и переворачивается в воздухе. Но вот танцор делает большой прыжок, музыка сразу останавливается. Все с интересом ждут, что же будет дальше? А музыка между тем уже звучит снова. И танец к удовольствию зрителей начинается сначала.
3. Разбор музыкального произведения.
Это самый важный этап работы. Стараюсь дать обучающимся высказать свои мысли, затем отбираю самые точные и меткие определения детей, обобщаю все сказанное, выделяю наиболее удачные ответы. По мере возможности стараюсь задавать вопросы так, чтобы у ребят появилось желание высказаться.
После прослушивания танца М. П. Мусоргского «Гопак» говорю:
-Ребята, представьте, что мы оказались свидетелями ярмарки в «Сорочинах». Как вы представляете дивчины (девушки), в каких они костюмах? А за ними идут юноши. Какие они в вашем воображении?
Ребята сначала дают общие определения, но постепенно начинают все тоньше и образнее характеризовать музыку.
С 5 класса даю возможность детям задуматься над тем, как музыканты доносят до нас красоту музыки, про помощи каких средств она рождается?
Ребята приходят к выводу, что мелодия, ритм, гармония – главные выразительные средства музыки. Что звуки в мелодии следуют друг за другом, то повышаясь, то понижаясь. Именно через мелодию композитор раскрывает волнующий нас образ. Передает чувства, мысли и последовательность звуков, выстраивая мелодическую линию. Дает понять, о чем рассказывает музыка.
Учу ребят различать тембровую окраску разных инструментов. Думаю, это удается показать на симфонической сказке С.С.Прокофьева « Петя и волк», т.к. в ней каждому герою соответствует определенный инструмент.
После прослушивания обучающиеся сами определяют, почему птичку изображает флейта, Петиного дедушку - фагот, утку-гобой и т.д. И ребята приходят к выводу: это композитор всегда учитывает выразительные свойства звучания инструментов.
Разбор музыкального произведения провожу в целом и по частям. Например, при прослушивании в 5 классе «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского спрашиваю у детей о том, одинаково ли звучала музыка? Можно попросить их прохлопать, поднять руку или кивнуть головой в том месте, где начинается следующая часть.
От общего понятия провожу детей к частному. Ребята приходят к выводу, что марши бывают разные: игрушечные, спортивные, военные. На обобщающем уроке прослушиваем все виды марша.
Обучающиеся самостоятельно определяют, почему у марша военного - музыка бодрая, торжественная, праздничная. Спортивный марш легче, чем военный. У игрушечного - ощущение «кукольности» и «деревянности».
На этом же уроке ребята знакомятся с танцем - маршем. Музыка торжественная, величественная. Можно разрешить детям пройти к месту приседая на сильные звуки.
При подготовке к повторному прослушиванию предлагаю обучающимся прислушиваться к изобразительным приемам в музыке. На звучание пастушьего рожка, шелест листвы и пение птиц, в плеск прибрежной волны.
Анализ музыкального произведения помогает глубже его почувствовать и понять его содержание.
4.Повторное прослушивание музыкального произведения.
Повторное прослушивание обогащает детей. С каждым прослушиванием они накапливают новые музыкальные впечатления, открывают для себя новый мир, ощущают радость от встречи с новым другом.
Так, познакомила ребят с несколькими видами вальсов. На обобщающем уроке рассказываю обучающимся историю создания вальса, новое движение которого – легкое стремительное кружение. Звучит повторно произведение Д.Д.Шостаковича «Сюита №2» тема вальса. Под впечатлением от прослушанного ребята воображают сочинения – миниатюры. Совсем другое по характеру произведение Д.Д.Шостаковича «Вальс - шутка». В нем использованы такие средства выразительности музыки как высокий регистр, подвижный своеобразный « стукающий» ритм. Это придает музыке характер не похожий на вальс. По характеру он напоминает звучание музыкальной шкатулки, Рассказываю, что это достигается приемом, который в музыке называется пиццикато. Музыкант проводит по струне не смычком, а пальцем дергает струну. Этот прием передает шутливость, игривость, задорный смех.
При прослушивании ребята определяют тип произведения и инструмент, ведущий основную мелодию.
Объясняю также, что вальсы звучат в балетах. Слушаем вальс из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица». Чтобы ввести детей в мир этой сказки рассказываю ее основной сюжет. Подвожу сказку к тому месту, где изображен танец Авроры. «Перед восхищенным взором всех присутствующих предстала Аврора в дивном блеске юности и красоты. Ее глаза сияют от счастья». Звучит вальс. Радость, ликование, общее веселье, пышность, торжественность и красота юности – все в звуках этого вальса. После прослушивания ребята определяют, что в мелодии этого вальса чувствуется нежность, плавность, а также яркость и свет.
Обобщаю, что в этом вальсе, как и во всем балете П.И.Чайковский воспел победу солнца, счастья, победу человека над злом и ненавистью.
Наконец знакомлю с музыкальными пьесами в форме вальса. Такую форму композиторы использовали для того, чтобы передать какое свое глубокое чувство, переживание, впечатление. К такой форме вальса, относится знакомый уже ребятам, один из вальсов Э.Грига. Прослушиваем его повторно. Разбираем рисунки тем, выполненных под впечатлением музыки Э.Грига. Привлекает внимание один из них: река, вечер, закат солнца. Радует, что ребенок в 14 лет смог так тонко почувствовать мелодию.
Поэтому же произведению обучающиеся собрали устные сочинения - миниатюры. Сочинения Валеры: «Пасмурная погода. Я иду по осеннему парку, а листочки нежно падают на землю. Одинокий листочек сорвался от дерева. Он такой слабый. Ветерок несет его все дальше и дальше. И летит одинокий листочек плавно, тихо, летит и прислушивается к засыпающему парку».
А вот у Сони другая картина: «Ласточка расстается с родными местами. Она не хочет улетать, но надо лететь. Поэтому в музыке слышится грусть. Птицы летят высоко над землей и курлычут, будто прощаются с садом».
В сочинении Наташи радует, что птицы все - таки вернутся назад.
Под музыку Э.Грига можно думать.
Обращаюсь к обучающимся:
- По вашим сочинениям чувствуется, что вы услышали грусть в музыке. С помощью, каких музыкальных средств выразительности композитор смог передать грустное настроение?
Ребята единогласно отвечают, что композитор использовал в этой пьесе минорный лад. Минорная гамма хорошо передает грусть, мечтательность, печаль. Повторение провожу по мере интереса к произведению. Но всегда на заключительном уроке даю что-то новое из этого жанра.
В конце четверти проводим с детьми викторину « Моя любимая музыка».
Во время викторины ребята читают стихи, созвучные данным произведениям, готовят стенды, отражающие тематику.
Так и урок по теме « Природа в музыке». Были выучены стихи Ф. Тютчева. Сделан стенд «Природа в музыке». На уроке использованы слайды репродукции картин А.К. Саврасова, И.Левитана, музыкальные произведения «Весенняя» В.Моцарта, «Осенний дождик» М.Парцхаладзе, «Осень» П.Чайковского, «Дождик» В.Косенко.
Многих композиторов, художников, поэтов привлекала и вдохновляла природа. Обращаюсь к репродукции с картины К.Юнона «Конец Зимы». По - весеннему греет солнце. Радуется теплу, весне все живое. Весь пейзаж наполнен светом, искрящимся солнцем. Светятся стройные березки. Они освободились от своего зимнего наряда. Серовато – синие тона дальнего плана создают ощущения звенящей прохладности, наполненного влагой и солнцем воздуха.
Такое же ощущение в музыке В.Моцарта «Весенняя» - весеннее пробуждение природы. Светлая и радостная мелодия созвучна рассмотренной картине.
Прослушиваются два произведения с одним названием «Осень». Но как они различны по характеру. Разными композиторами выражено свое личное восприятие этого времени года. В «Осень» Ю. Левитана хотя и чувствуется грусть, но она светла. Совсем иная осень у П.Чайковского («Времена года»). Медленное движение мелодии. Бессильна, нежна она, как и природа. Небо затянуто тучами. В предчувствии зимы замирает природа. Грустные и хмурые осенние дни.
Использование средств музыкальной выразительности делают музыкальные произведения разными по характеру, имеющими свой индивидуальный образ.
Творческий поиск и жажда знаний находится в прямой зависимости - чем больше обучающийся узнает нового, тем более понимает, как мало он еще знает.