"Эти удивительные кошки"
Коррекционно-развивающее занятие
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Эти удивительные кошки»
Класс: 2 класс
Цель: актуализация знаний обучающихся о домашнем животном-кошке, создание условий для формирования умения составлять рассказ о животном с использованием наглядного материала
Задачи:
Образовательные:
Расширять, обогащать представления об окружающем мире;
Расширять словарный запас по теме «животные» (закреплять в активном словаре « хищник», «домашние животные», «дикие животные»);
Формировать умение составлять рассказ с использованием наглядного материала
Совершенствовать математические представления- состав числа 13;
Коррекционно-развивающие:
Развивать высшие психические функции: устойчивое восприятие и внимание; наглядно-образное мышление на основе составления предложений сравнительного характера;
Развивать устную речь через ответы на вопросы и составления рассказа.;
Развивать мелкую моторику и графо-моторных навыки;
Совершенствование зрительно-пространственное восприятие;
Воспитательные:
Прививать интерес к миру животных;
Воспитание чуткого и бережного отношения к животным.
Ход занятия:
Содержание деятельности учителя-дефектолога | Виды деятельности обучающихся |
I. Орг. момент. | |
Проверка готовности детей к проведению занятия. | Выполнение инструкции педагога |
II. Сообщение темы занятия. | |
Здравствуйте ребята сегодня на занятии мы будем говорить об одном удивительном домашнем животном. Для того, чтобы узнать КТО ЭТО, отгадайте загадку: Какая тема нашего занятия? | Отгадывают загадку ответы детей. |
III. Актуализация знаний детей. Развитие устойчивости внимания. 3.1 Скажите,у кого дома живут кошки? 3.2 Сегодня на занятии мы отправимся в необычное путешествие. В страну кошек- Кошкинград. Ее нет на карте, но там происходят очень интересные события. Кошка обратилась к нам за помошью: у нее пропала фотография ее семьи. Поможем найти? Путешествуя по городам мы будем устанавливать родственников кошки, описывать животных, определять что помогает кошкам охотиться, а в конце занятия мы закончим создание альбома «Мой домашний питомец». 3.3.Перед тем как отправиться в путешествие Встаньте из-за парт, посмотрите на карточку, повторите это движение и сделайте шаг вперед. | Ответы детей. Ответы детей Выполнение кинезиологических упражнений |
IV. Коррекционно-развивающая работа по теме занятия. 4.1На каком транспорте мы поедем? 4.2 А теперь будем занимать места в автобусе. Вот только удивительно номера мест в билетах стерлись, видны только соседи. Давайте узнаем у кого какой билет. Юра: твое место в автобусе между 1 местом и 3 местом. Какое твое место? Саша , твое место между 5 и 7 местом. Назови свое место? Артур, твое место между 10 и 12 местом. Лера, твое место между 11 и 13 местом. Сели, поехали. Первая станция. Описательная. На прошлом занятии мы заполняли наглядную таблицу. Юра, кто на слайде? расскажите мне о кошке, опираясь на твою таблицу лежащую на парте. Какую пользу кошки приносят людям? Если кошка питается мясом, как мы можем ее назвать? Молодец. Мы правильно ответили на все вопросы и получили 1 пазл фотографии. Положи его на край парты. Он нам пригодится 4.4.Отправляемся к следующей станции. Она называется Родственная. Кто изображен на слайде. Назовите их. Как мы можем назвать их одним словом? Как вы считаете, кто из животных является родственником кошки? Кто больше всего похож на кошку? Почему ты так решил, обьясни? Перед вами таблица, с помощью которой мы описывали тигра. Саша, расскажи нам о тигре, опираясь на свою таблицу. Тигр питается мясом, как его можно назвать ? Итак, кто такой тигр? Тигр- это травоядное животное? Артур сравни кошку и тигра, опираясь на пункты таблицы. Лера сравни кошку и тигра, опираясь на пункты таблицы. Молодцы. Вот вам еще пазл фотографии 4.5.Следующая станция –игровая. Игра «Чуткий охотник». Какие части тела помогают кошке удачно охотиться? Усы помогают чувствовать запах, который не может уловить носом, определить в каком направлении двигается добыча. С помощью когтей кошка цепко удерживает свою добычу. Подушечки пальцев помогают бесшумно передвигаться, что способствует удачной охоте. | На автобусе Дети разбирают билеты, определяют свое место , вписывают его в билет. Мое место номер 2 Мое место номер 6 Мое место номер 11 Мое место номер 12 Описательный рассказ ребенка о кошке, опираясь на мнемотаблицу Рассказ о пользе кошки. Хищником. Ребенок получает часть пазла, ложит его на край парты Называют животных. Обьединяют в группу, называют обобщающим словом определяют «родственников» кошки выделяют похожие части. Рассказ о тигре, используя мнемотаблицу. Тигр-Хищник. Ребенок сравнивает кошку и тигра, опираясь на мнемотаблицу. Ребенок получает часть пазла, ложит на край парты. Ответы детей |
V. динамическая пауза Выходим к доске. Один игрок кошка: ему завязываем глаза. Остальные мышки стоят тихо. На какую мышку я укажу, та хлопает в ладоши, а кошка должна сказать с какой стороны послышался шум, используя слова ВПЕРЕДИ, СЗАДИ, СПРАВА, СЛЕВА. Молодцы, справились с игрой. Получаем еще один фрагмент пазла. Какая часть тела помогла кошке почувствовать откуда доносится шум? Значит эти части тела помогают кошке удачно охотиться | Дети двигаются под тихую музыку. На одном ребенке маска кошки, глаза завязаны. Одна «мышка» хлопает в ладоши, по указке педагога. «Кошка» внимательно слушает и указывает откуда исходит шум, используя слова «шумит мышка слева», «шумит мышка сзади» Самая внимательная «Кошка» забирает фрагмент пазла |
VI. коррекционная работа в области мыслительных операций классификации 6.1.Следующая станция Обеденная. Давайте накормим кошек. Но вот миски с кормом перепутались, помогите каждой кошке отыскать свою миску. Послушайте внимательно: «У серой кошки не желтая миска. Какая миска у каждой из кошек?» « У рыжей кошке не голубая и не желтая миска, у черной кошке –не желтая миска. Какая миска у каждой из кошек?» молодцы, правильно выполнили задание, получаем еще один пазл фотографии. | Слушают инструкцию Определяют у какой кошки какая миска. Обучающийся, правильно отвечающий на задание получает пазл |
VII. динамическая пауза- «прогулка по зоопарку» | Одевают маски зверей, гуляют по классу. Услышав голос животного, останавливаются и один из детей, у кого на голове маска этого животного жестами показывает повадки животного. |
VIII. практическая работа. Вот мы и пришли к дому, где живет семья кошки. Из частей пазла необходимо составить целую картинку. Каждый берет свою часть пазла, выходим к доске и попробуем соединить части пазла так, чтобы получилась целое изображение Молодцы. Семья кошек тоже передает каждому из вас фото с вашим домашним питомцем. Необходимо приклеить на место пустующей рамки и подписать. | Практическая коллективная работа по изготовлению фотографии семьи кошек у доски. |
IX. Подведение итогов занятия. Обратная связь. Оценка деятельности обучающихся. Рефлексия. - О каких животных мы с вами говорили в течение всего занятия? Кто такие домашние животные? А дикие животные? Кто такой хищник? - Что вы запомнили для себя на этом занятии? - С какими новыми словами мы познакомились? - Что интересного было для вас на занятии? Оцени свою работу на занятии с помощью смайлика | Вспоминают этапы занятия, выполненные задания. Оценивают свою деятельность. |
Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей. Наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал обучающегося к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 40 минут.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в дефектологии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением.
На занятии обучение строила как игру- путешествие, состоящую из нескольких этапов, объединенных общей лексической темой. В ходе занятия обучающиеся выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовались продуктивные технологии обучения для развития коммуникативных компетентностей обучающихся.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. В занятие была также включены 2 динамические паузы, одна из которых- игра на подражание повадкам животных.
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи младших школьников. Максимально учитывала интересы и способности обучающихся, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
Анализируя деятельность обучающихся на занятии, хочется отметить, что они проявлял познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Дети были заинтересованы, внимательны.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объёме и цель достигнута.
Презентация к занятию "Эти удивительные кошки"PPTM / 10.55 Мб
/data/files/e1730467178.pptm (Презентация к занятию "Эти удивительные кошки")