Пояснительная записка
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения.Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой стороны – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Профильный отряд на базе пришкольного лагеря является неотъемлемой частью школьного досуга в летнее время. В настоящее время становиться актуальным воспитание гармонично развитой, творческой личности, формирование у детей творческого подхода к познанию мира. У ребенка развивается кругозор, пространственное мышление, воображение, мелкая моторика, ребенок учится не разрушать , а создавать своими руками и это пойдет с ним во взрослую жизнь. Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно – творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на развитие и раскрытие индивидуальных способностей, которые свойственны всем детям. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря, которой он может жить в единстве с природой, создавать не нанося вред окружающей среде. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе творца, развить способности, которые помогут стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Цель программы |
Развитие творческих способностей с помощью создания аппликации, в технике квиллинг, на виниловой пластинке. |
Основные задачи программы |
Развитие творческого потенциала детей в различных возрастных группах. Развитие внимания, мышления, воображения, мелкой моторики рук. Формирование художественных умений, эстетического вкуса, умений работы с бумагой в технике квиллинг. Формирование умения преображения старых виниловых пластинок в новые интересные предметы . |
Профиль отряда |
Декоративно – прикладное искусство |
Основные направления содержания деятельности и методика занятий включают в себя:
Организацию учащихся для работы на мастер классе «Новая жизнь виниловой пластинки».
Организацию учащихся для работы на мастер классе « Квиллинг – что это такое?»
Анализ, просмотр, отслеживание результативности.
Выставка лучших работ каждого ученика.
Знания и умения учащихся:
Умение пользоваться своим воображением при выполнении работ на мастер классе.
Осуществлять грамотное оформление творческих работ.
Добиваться законченности в работе.
Отслеживание результативности:
Коллективный просмотр и отбор лучших работ путем голосования.
Участие в выставке.
Анализ и самоанализ творческих работ.
Анкетирование
Ожидаемые результаты:
Выставка работ учащихся
Приобретение новых знаний, умений и навыков.
Творческий рост детей.
№ |
Название мастер класса |
Краткое содержание |
Место проведения |
Форма занятий |
Форма подведения итогов |
1 1 |
«Новая жизнь виниловой пластинки». Создание заготовки. |
Знакомство с виниловой пластинкой. Покрытие пластинки белой гуашью. |
Кабинет |
Мастер - класс |
Оценивание «смайликами» |
22 |
«Новая жизнь виниловой пластинки» Оформление фона будущей поделки. |
С помощью ватной палочки и красок создаем фон для будущей поделки. |
Кабинет |
Мастер - класс |
Выставка, оценивание «смайликами» |
3 3 |
«Квиллинг – что это такое?». Закручивание элементов из бумаги. |
Знакомство с техникой «квиллинг». Скручивание заготовок для цветка. |
Кабинет |
Мастер - класс |
Оценивание «смайликами» |
4 4 |
«Квиллинг – что это такое?». Создание поделки в технике квиллинг. |
Из заготовленных элементов собираем цветок на виниловой пластинке. |
Кабинет |
Мастер - класс |
Выставка, оценивание «смайликами» |
55 |
Итоговая выставка. |
Представление работ на ярмарке. |
Кабинет или школьный двор |
Выставка |
Оценивание «смайликами» |
Мастер класс «Новая жизнь виниловой пластинки ».
Цель: научить использовать возможности виниловой пластинки в творчестве.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения виниловой пластинки;
Научить делать заготовку для будущей поделки из виниловой пластинки:
Развивать аккуратность, эстетический вкус, цветоощущение;
Воспитывать интерес к творчеству.
Материалы: виниловая пластинка, обработанная наждачной бумагой, белая гуашь или белая акриловая краска, гуашь разных цветов, кисточки, губка, ватные палочки.
Конспект мастер – класса
Здравствуйте, ребята! Спасибо, пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.
Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.
Плюс второй - возможность творить совместно . Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.
Плюс третий– идет мощное развитие творческих способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!
Наверное, у каждого дома есть старые вещи, которыми уже никто не пользуется. А задумывались ли Вы, как ещё они могут Вам послужить? На примере музыкальной пластинки я покажу, что новое предназначение этой вещи ничем не хуже предыдущего. К тому же, эта картина может стать оригинальным подарком!
Старые виниловые пластинки, конечно, хранят в себе не только записи музыки, сказок или радиоспектаклей. Это еще и целый пласт культуры, наши воспоминания, а у кого-то – и огромные суммы денег, выложенные за дефицитный диск! Но тем не менее, пластинки старятся, некоторые (излишне поцарапанные) уже не играют, да многим и не на чем уже играть. Что же делать, если выбросить их не поднимается рука?
Но для начала, мы познакомимся с историей возникновения виниловой пластинники.
Изобретение винила было не менее сложным, чем изобретение электрических лампочек, пришедших на смену газовым и масляным фонарям. Не все с восторгом воспринимали это изобретение, даже на заре его появления. Но особенностью виниловых дисков является то, что они развивались параллельно с аппаратами, проигрывающими их. История появления История звукозаписи начинается ещё с 16 века, когда первые попытки записи звука совершались с помощью механических инструментов – музыкальных игрушек и аппаратов. В это время данные изобретения попадают и в Россию. Но пик популярности музыкальных игрушек пришёлся на конец 19 – начало 20 века.
Первый прибор для записи и воспроизведения звука был сконструирован американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном в 1877 году. Сейчас мы знаем этот прибор как фонограф. Звук записывался на восковой валик тонкой металлической иглой. Но, естественно, такой звук не мог быть долговечным и качественным. Несмотря на это, в то время было разработано очень много видов фонографов. Кстати, усовершенствованными фонографами пользовались ещё наши деды вплоть до тридцатых годов. В 1888 году немецким изобретателем Э. Берлинерем был создан граммофон – настоящее «чудо века»! Вместе с граммофоном начинается эпоха массовой культуры и история граммофонной пластинки. Первая такая пластинка была изготовлена из целлулоида и сегодня хранится в Национальном музее США. Уже в 1897 году ей на смену приходит диск из шеллака, сажи и шпата. Появление понятия «виниловая пластинка» Понятие «виниловая пластинка» появилось только после Второй мировой войны. В это время производитель пластинок «Колумбия» создал новые «долгие» пластинки, которые делались из винилита. Именно благодаря этой технологии стало возможным записывать на пластинку целые альбомы.
На нашем мастер – классе мы научимся делать из старой виниловой пластинник новую, оригинальную поделку. Виниловые пластинки – хорошие заготовки для самых разных видов творчества.
Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.
Итак, с чего же мы начнем.
1 этап мастер – класса.
Дома я для вас сделала заготовки из виниловых пластинок. Для этого сначала нужно размочить наклейку и убрать , потому что она нам не будет нужна. Далее наждачной бумагой зашкурила поверхность виниловой пластинник, чтобы ровно легла краска для фона.
Сегодня мы с вами будем покрывать белой гуашью (акрилом) поверхность нашей пластинник. Это будет наш фон. Теперь пластинка должна высохнуть. Для хорошего результата мы оставим ее на сутки.
2 этап мастер – класса:
После того, как наши пластинки хорошо высохли, мы будем делать оригинальным, интересным наш фон. Для этого нам понадобиться гуашь ( акрил) и ватные палочки.
Ватную палочку обмакиваем в краску и делаем отпечатки на пластинке. Таким, образом, наш скучный белый фон превращается в яркий и оригинальный.
Даем высохнуть еще раз и покрываем лаком.
Пластинка должна сохнуть еще около суток.
Первая часть работы сделана. Наша основа для поделки готова. Теперь осталось сделать украшение для нашей поделки.
Мастер – класс «Квиллинг – что это такое?».
Цели: создание украшения «цветок» для виниловой пластинки.
Задачи:
- познакомить учащихся с новым приемом работы с бумагой, с техникой «скручивание»;
- познакомить с историей квиллинга;
- научить делать объемную аппликацию из бумажных полос;
-развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, способность действовать согласно алгоритму;
- воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе;
-формирование умения организовывать рабочее место, соблюдая правила безопасной работы;
-развивать самостоятельность и активность в групповой работе, подводить итоги выполненной работы.
Материалы: образец целый и в деталях объемной аппликации «Цветок», полоски бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, зубочистка
Конспект мастер класса
Ребята, сегодня мы с вами будем делать украшение для нашей пластинки. Для этого вы познакомитесь с техникой «квиллинг». Видов аппликаций много. Нам предстоит познакомиться с новой темой «объемная аппликация», которая достигается при помощи новой техники работы с бумагой, «скручивание», эта техника называется – квиллинг (показ словарного слова) Это английское слово обозначает «птичье перо» - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги.
Ваша задача – быть внимательным, аккуратным при выполнении работы.
Беседа «Знакомство с техникой квиллинг».
– Посмотрите на эти аппликации, их не погладишь рукой; они не плоские.
– А как вы думаете, почему эти аппликации я назвала «объемными»? (они выпуклые)
– Совершенно верно, ведь скрученная полоска наклеена лишь с одной стороны и имеет выпуклое строение. Квиллинг, т. е. техника кручения из бумажных полосок в Европе возник в период конца 14 века – начала 15 веков. В эти годы монахи создавали необычные медальоны, закручивая края птичьих перьев. Такая работа требует большого внимания и содержит в себе две очень мощных эффекта - развивающий и энергетический, поскольку в основе каждой детали композиции лежит спираль.
– Знаете ли вы, ребята, что такое спираль? (ответы)
– Спираль – это кривая, которая обходит вокруг точки, удаляясь от нее все дальше и дальше. При скручивании такой спирали многие люди замечают, что с ними что-то происходит: они согреваются, у них поднимается настроение и появляется желание творить. И это не случайно. В природе такие закрученные спирали встречаются довольно часто.
Итак: Объектом нашей работы будет аппликация «Цветок».
Анализ изделия
– Взгляните на эти работы: Бутоны, листики выполнены из скрученных полос, которым потом придается необходимая форма.
– Все заготовки для создания этих композиций – «капли», «шарики», «лепестки» – выполнены способом кручения.
– Техника бумагокручения выполняется при помощи специального шила – толстой иглы, вставленной в деревянную основу. (Показ шила) Но это очень опасно и я предлагаю вам воспользоваться зубочисткой.
– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.
Гимнастика для пальцев рук.
Подготовка деталей:
Подготовим наше рабочее место. У вас должна быть цветная бумага или нарезанные полоски бумаги, ножницы, зубочистка, клей.
–Итак: наше рабочее место готово.
– Начнем знакомиться с новой техникой кручения с самой простой заготовки «шарик».
– Берем в правую руку зубочистку, а в левую полоску бумаги. Кладем полоску на зубочистку под прямым углом и крутим ее вместе с зубочисткой. Пальцем придерживаем полоску, чтобы она не спадала. Рулончик должен быть ровным, и до конца его удобнее докручивать пальцами.
– А теперь, не выпуская рулончик из рук, слегка раздвигаем его, чтобы он стал более рыхлым, и внутри была видна спиралька.
– Хвостик ленточки подклеиваем. У нас получился шарик
– Как получить форму капли? Соединяем пальцами один край углом.
– Листья заготавливаются в форме «глаза». Зажимаем шарик с двух сторон.
Итак: мы научились делать детали.
Я предлагаю вам сделать объемный цветок, в технике квиллинг. Для этого нужно заготовить детали. С помощью зубочистки и бумаги накрутить «роллы». Это будет первая часть нашей работы. Составлять цветок мы будем на следующем мастер – классе.
Самостоятельная работа учащихся.
В конце мастер – класса у каждого ребенка должны получиться заготовки для цветка.
2 часть мастер – класса . Составление цветка и оформление всей поделки.
Алгоритм выполнения работы.
Выложить цветок из заготовок на белом листке бумаги.
Обезжирить пластинку.
Аккуратно приклеить по одному элементу на пластинку. Приклеить сначала серединку цветка. Затем лепестки. И в последнюю очередь листья.
И вот поделка готова.
– Несколько бумажных полос, виниловая пластинка, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия. Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать поделки, непохожие друг на друга.
Какие красивые цветы украсили нашу пластинку! От ярких, фантастической окраски цветов разбегаются глаза. Молодцы, ребята! Все вы справились с сегодняшним заданием и заслужили свои пятерки.
– А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)
– Мы с вами подарили новую жизнь старой, забытой виниловой пластинке. А ведь это можно сделать и с другими предметами. Придите домой, оглянитесь вокруг и подумайте, кому бы вы могли подарить вторую жизнь.