Технологическая карта урока окружающего мира «Февраль — месяц метелей и вьюг»
«Технологическая карта урока»
Ф.И.О педагога: Князева Лия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Полное название ОО (с указанием муниципального образования): муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балезинская средняя общеобразовательная школа № 3» Удмуртская Республика
Предмет : окружающий мир Класс: 1а Учебник (УМК, программа): Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2012. УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Февраль – месяц метелей и вьюг» Тип урока : открытие новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Февраль», видеофрагмент мультфильма «Двенадцать месяцев», карточки с заданиями для индивидуальной работы белого , розового и голубого цвета, карточки для работы в паре жёлтого цвета, индивидуальный толковый словарик, листы самооценки, цветные карандаши зелёного, синего , красного цвета, фотография зимней природы, карточки-опоры неживой и живой природы, карточки с приметами зимы, «часики» с планом урока, учебник Окружающий мир. Виноградова Н.Ф. 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2012. УМК «Начальная школа 21 века»
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
Учащиеся владеют следующими умениями:
Регулятивными
- Умение работать по предложенному учителем плану;
-Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
Познавательными
- Умение ориентироваться в учебнике;
- Умение выделять необходимую информацию в учебнике
Коммуникативными
- Умение оформлять свои мысли в устной форме;
- Умение слушать и понимать речь товарищей и учителя;
Личностными
- Умение проявлять интерес к учебно-познавательной деятельности;
- Умение проявлять учебную и коммуникативную активность
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями третьего месяца зимы и с изменениями, происходящими в природе
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Иметь представление об изменениях, происходящих в неживой и живой природе в феврале | 1 уровень |
Регулятивные | Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; Умение работать по предложенному учителем плану | 1 уровень 2 уровень 2 уровень |
Познавательные | Умение выделять необходимую информацию в учебнике; Умение ориентироваться в учебнике; Умение перерабатывать информацию и делать простые выводы; Умение представлять результат своей деятельности | 2 уровень 2 уровень 1 уровень 1 уровень |
Коммуникативные | Умение оформлять свои мысли в устной форме; Умение слушать и понимать речь товарищей и учителя; Готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение | 2 уровень 2 уровень 1 уровень |
Личностные | Умение проявлять интерес к учебно-познавательной деятельности; Умение осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы; Умение проявлять учебную и коммуникативную активность; Способность к самоорганизации | 2 уровень 1 уровень 2 уровень 2 уровень |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап 2 мин. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала | Словесные методы, беседа | Фронтальная | Проверяет готовность к уроку, называет необходимые принадлежности к уроку, обращает внимание на присутствующих. Нам сегодня предстоит Много новых тайн открыть. -Вы готовы открывать тайны? Свою работу на уроке будем оценивать в специальных карточках. | Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей, визуально и кинестетически контролируют готовность к уроку | Личностные УУД: Самоорганизация Регулятивные УУД: Способность регулировать свои действия |
Ориентировочный этап 8 мин. | Воспроизведение учащимися знаний, необходимых для открытия «нового знания» | Словесные методы, беседа ЦОР Наглядный метод | Фронтальная Индивидуальная | Предлагает посмотреть фрагмент мультфильма и спрогнозировать тему урока. Формулирует вопросы по просмотренному видеофрагменту. В какое время года происходит действие? Предлагает на карточке подчеркнуть приметы зимы. Предлагает проверить правильные ответы по карточкам на доске. Предлагает оценить задание в листах самооценки С кем встретилась девочка у костра? А какая тема будет у нас? О каком месяце будем говорить? Загадывает загадку о месяце феврале. Нацеливает детей на прогнозирование темы. Снег мешками валит с неба. С дом стоят сугробы снега. То бураны, то метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Что, скажи, за месяц это? Что вы знаете о феврале? Что ещё узнаем о месяце феврале? Предлагает составить план урока с опорой на схемы-картинки | Смотрят фрагмент мультфильма «Двенадцать месяцев» Отвечают на вопросы. На карточке находят и подчеркивают приметы зимы. Проверяют правильные ответы по карточкам на доске. Оценивают выполнение задания в листах самооценки. Отгадывают загадку. Прогнозируют тему. Составляют план урока под руководством учителя с опорой на схемы-картинки. | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД: Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия |
Поисково-исследовательский этап 20 мин. | Создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний. | Словесные методы Рассказ ИКТ Словесные методы Беседа Словесные методы Беседа ИКТ | Фронтальная Парная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Групповая Фронтальная Фронтальная Фронтальная Групповая Фронтальная | Рассказывает о месяце феврале. - Февраль – последний месяц зимы. В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди «Лютень». А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей». Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. Ещё его прозвали «предвесенье» Этот месяц открывает дорогу весне. Этот месяц называют «коротышкой» В нём меньше всего дней - 28.Но 1 раз в 4 года в феврале бывает 29 дней. В этом году 29 дней в феврале. Такой год называется високосным. Предлагает прочитать текст в учебнике «Февраль – конец зиме» и обсудить в парах, о каких явлениях февраля прочитали. Предлагает подчеркнуть явления природы на карточке. Предлагает проверить слова по слайду на экране и оценить это задание в листах самооценки. Предлагает посмотреть на экран и познакомиться с другими явлениями природы февраля. Предлагает найти значение слов в индивидуальном толковом словарике. Предлагает выполнить физкультминутку. «Солнце землю греет слабо, На земле трещит мороз. Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. Вьюга злится, Снег кружится, Заметает всё кругом Белоснежным серебром» Предлагает обучающимся подвести итоги наблюдений. Предлагает оценить процесс наблюдений в листках самооценки. Предлагает сделать вывод об изменениях, происходящих в неживой природе. Предлагает посмотреть фотографии природы в феврале. Старается вызвать эмоциональный отклик. Предлагает отправиться в зимний лес. Предлагает прочитать в учебнике текст «Лесные картинки» Предлагает ответить на вопросы в учебнике на с.31 Февраль – самый последний, самый страшный для многих диких животных месяц зимы. Месяц лютого голода. Кончаются запасы у зверушек и в норках, и в подземных кладовых. И птицы нередко голодают. - Как же мы можем помочь животным и птицам пережить это трудное время. Для птиц нужно сделать кормушки и подкармливать их. Предлагает обучающимся, наблюдавшим за птицами, сделать выводы. Предлагает сделать предположение о жизни деревьев в феврале Предлагает обучающимся, наблюдавшим за веточками деревьев, сделать выводы. Предлагает сделать вывод об изменениях, происходящих в живой природе. Предлагает подумать, чем ещё примечателен месяц февраль. Какие праздники отмечаем в феврале? | Слушают рассказ учителя. Читают текст в учебнике, обсуждают в паре, о каких явлениях февраля прочитали. Подчёркивают явления природы на карточке. Проверяют выполнение задания по слайду на экране, оценивают задание в листах самооценки. Смотрят на экран. Ищут значение слов в толковом словарике. Выполняют физкультминутку. Представляют свои наблюдения. Оценивают процесс наблюдений. Делают вывод об изменениях, происходящих в неживой природе. Смотрят фотографии на слайдах. Читают текст в учебнике «Лесные картинки» хорошо читающие дети. Отвечают на вопросы в учебнике на с.31 Обучающиеся, наблюдавшие за птицами, представляют свои выводы. Высказывают мнения о жизни деревьев в феврале. Обучающиеся, наблюдавшие за веточками, представляют свои выводы. Делают вывод о жизни животных и растений в феврале. Отвечают на поставленный вопрос. | Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь учителя Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение Познавательные УУД: Выделять необходимую информацию Регулятивные УУД: Умение сравнивать свои ответы с образцом Познавательные УУД: умение представлять результат своей деятельности Коммуникативные УУД: Умение договариваться и проявлять интерес к чужому мнению Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике Познавательные УУД: умение представлять результат своей деятельности Коммуникативные УУД: Умение договариваться и проявлять интерес к чужому мнению |
Практический этап 7 мин | Развитие умения применять новые знания | ИКТ Словесные методы Беседа | Индивидуальная | Предлагает проверить свои знания обучающимся и выполнить тест на голубых карточках. Предлагает выполнить взаимопроверку правильности выполненного задания по слайду на экране. Предлагает оценить свою работу в листках самооценки. Подводит к выводу о достижении целей урока на основе картинок-схем. | Выполняют тест на голубых карточках. Проверяют выполненное задание по слайду на экране в парах и оценивают себя в листках самооценки. Делают вывод о достижении целей урока. | Регулятивные УУД: Умение работать по предложенному учителем плану. Регулятивные УУД: Умение сравнивать свои ответы с образцом |
Рефлексивно-оценочный этап 3 мин. | Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов | Словесные методы Беседа | Фронтальная Индивидуальная | Предлагает закончить фразы «Я узнал(а) на уроке…», «Мне понравилось на уроке…», «Мне было особенно интересно, потому что …», «Мне запомнилось…» - На обратной стороне карточки есть снежинки. Выберите одну из них и закрасьте голубым карандашом. - Кто выбрал первую снежинку? Кто вторую? А кто третью? Есть дети, у которых четвёртая снежинка? | Высказывают своё мнение, используя одну из фраз. Закрашивают снежинки. Я работал(а) - - быстро, правильно, самостоятельно. - правильно, но медленно. - правильно, но с помощью других. - быстро, но неправильно. | Личностные УУД: Умение осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы |
Дата: 27.02.20 г. Подпись педагога:
Приложения к уроку
Презентация «Февраль»
Опорная карточка «Неживая природа»
Опорная карточка «Живая природа»
«Часики» с планом урока
Картина зимней природы
Карточка голубого цвета с приметами для индивидуальной работы
Листопад Низкая температура Отлёт птиц Ледоход Короткие дни 6.Снежный покров |
Карточка жёлтого цвета с текстом для работы в паре
Февраль – месяц метелей и ветров. Снега в лесу столько, что без лыж двух шагов не сделаешь. Ночью бывает такой мороз, что деревья трещат. Днём солнышко пригревает, снег к земле прижимает. Да и цвет его уже не такой белый. Скорее он – голубоватый. |
Карточка розового цвета с тестом для индивидуальной работы
Ф евраль – второй месяц зимы. Февраль – самый короткий из всех месяцев. В феврале заметно прибавляется день. В феврале все звери в лесу спят. В феврале часто бывают метели и вьюги. |
Карточки с приметами зимы
Низкая температура Короткие дни Снежный покров |
Карточка белого цвета для самооценки
ПРИМЕТЫ ЗИМЫ | - - быстро, правильно, самостоятельно. - правильно, но медленно. - правильно, но с помощью других. - быстро, но неправильно. |
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ | |
НАБЛЮДЕНИЯ | |
ТЕСТ |
Индивидуальный толковый словарик
| Вьюга - сильная метель. Гололедица - слой льда на земной поверхности, образовавшийся после оттепели или дождя. Метель – выпадение снега при сильном ветре. Наст - твёрдая корка на снегу после короткой оттепели. Оттепель – теплая погода с таянием снега, льда. Снегопад – выпадение снега в безветренную погоду или при слабом ветре. |