Конспект мероприятия с детьми по технологии фильмотерапии тема «Профилактика наркотической зависимости у детей»
Конспект мероприятия с детьми
по технологии фильмотерапии
тема: «Профилактика наркотической зависимости у детей»
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Цели:
психолого-педагогическое сопровождение детей по решению проблем, связанных с наркозависимостью;
создание условий по антинаркотической профилактике детей посредством фильмотерапии.
Задачи:
развитие антинаркотического сознания детей;
выработка у подростков навыков аналитического просмотра короткометражного фильма с целью профилактических мер;
коррекция навыков ведения дискуссии после просмотра фильма и негативных эмоциональных состояний;
формирование адекватного отношения к жизненным проблемам;
диагностика содержания проекции в высказываниях участников мероприятия;
мониторинг эмоционального состояния участников мероприятия во время просмотра фильма и его обсуждения;
обобщение знаний детей по профилактике употребления наркотиков;
формирование благополучной развязки сюжета;
воспитание сочувствия и сопереживания.
Оборудование: музыкальный центр с фонограммой, компьютер, интернет ресурс (видео фильм «Антинаркотический клип для школ, профилактика пав, наркотиков»), готовые бланки для проведения анкетирования, карандаши.
Участники: педагог и дети подросткового возраста (12 человек).
Время проведения: 50 - 60 минут.
Предварительная работа: проведение с детьми анкеты «Наркотики и подросток».
Ход мероприятия:
Звучит музыка, участники входят в аудиторию и рассаживаются перед экраном.
1. Приветствие.
Педагог-психолог: «Добрый день! Я приветствую вас в нашем «кинотеатре». Поприветствуйте друг друга невербальными средствами общения».
Участники демонстрируют навыки невербального общения.
На экране высвечивается цитата.
Наркоман, попавший в зависимость от никотина, никогда не может полностью расслабиться, и с течением времени ситуация только ухудшается.
Аллен Карр
2. Мини-беседа «Для чего мы собрались…».
На сегодняшний день наркомания - это одна из самых больших проблем современного общества. В медицине эти наркотические препараты иногда используют в качестве обезболивающего средства, но не долго, так как они вызывают зависимость.
Как сказал Курт Кобейн: «Все наркотики - это пустая трата времени. Они разрушают вашу память, самоуважение, все, что связано с самолюбием…
Сегодня мы поговорим о смертельно опасных для здоровья человека последствиях употребления психоактивных веществ.
Предлагаю вспомнить правила работы в нашей профилактической группе.
Обсуждение правил общения в процессе деятельности.
Правила работы в группе:
- говорите от своего имени;
- задавая вопросы, высказывайте свою точку зрения;
- интерпретируйте увиденное в фильме, а не высказывания других участников;
- сознавайте субъективность своего восприятия;
- высказывайтесь по очереди;
- Вы отвечаете за все, что Вы делаете в группе.
Перед просмотром фильма ведущий предлагает участникам пройти анонимное анкетирование по осведомленности актуальной темы.
3. Изучение осведомленности детей о психоактивных веществах.
Анкета по проблеме наркомании для образовательных учреждений
Инструкция: выберите правильный ответ или несколько и пометьте галочкой.
Ваш возраст_______________ Пол_________________
1. Что Вам известно о наркотиках?
а) личный опыт
б) опыт друзей, знакомых
в) информация в СМИ
2. Есть ли у Вас друзья или знакомые, пробовавшие или употребляющие наркотические и токсические вещества?
а) да
б) нет
3. Предлагали ли Вам друзья или знакомые попробовать наркотические или токсические вещества?
а) да
б) нет
4. Пробовали ли Вы сами наркотические или токсические вещества?
а) да
б) нет
5. Если пробовали, то какие?___________________________________________________
6. Что на Ваш взгляд толкает людей на потребление наркотиков?
а) одиночество
б) любопытство
в) влияние окружающих
7. О каких видах наркотиков, распространяемых на территории Липецкой области Вам известно?_________________________________________________________________
8. Наркомания – это:
а) преступление
б) вредная привычка
в) болезнь
9. Специалисты утверждают, что наркомания неизлечима. Ваша точка зрения?
а) да, это диагноз на всю жизнь
б) да, практически неизлечима
в) нет, шанс есть всегда
г) нет, излечение зависит от человека
10. Какая зависимость труднее всего поддается лечению?
а) психическая
б) физическая
11. Российским законодательством в уголовном порядке наказывается:
а) употребление наркотиков
б) изготовление наркотиков
в) хищение или вымогательство наркотических веществ
12. Считаете ли Вы, что употребление наркотиков каннабисной группы (марихуана) вызывает привыкание, зависимость?
а) да
б) нет
в) не знаю
г) нет ответа
13) Какое чувство вызывают у Вас наркоманы?
а) сострадание
б) нетерпимость
в) толерантность
14. Что, на Ваш взгляд, может изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков?
а) изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков
б) введение обязательного принудительного лечения от наркомании
в) усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи
г) увеличение числа досуговых учреждений (доступность кружков, секций)
15. Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молодежи на предмет раннего выявления наркоманов?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
16. Какие формы профилактики наркомании Вы считаете наиболее интересными?
Укажите их.___________________________________________________________
Дети заполняют готовые бланки анкеты. Данная информация (результаты анкетирования) необходима для выстраивания алгоритма действий профилактической деятельности как с детьми, так и со взрослыми (педагогами и родителями).
Перед просмотром фильма ведущий предлагает участникам инструкцию: «Сейчас мы посмотрим фильм, который называется «Антинаркотический клип для школ, профилактика пав, наркотиков». Постарайтесь смотреть его внимательно для того, чтобы понять, что чувствуют герои фильма, каково их поведение, как влияют поступки на жизнь людей. Желаю хорошего просмотра».
4. Просмотр фильма «Антинаркотический клип для школ, профилактика пав, наркотиков»
5. Диагностика-обсуждение просмотренного фильма.
Содержание деятельности составляет высказывания участников группы, на основе которых строится дискуссия. Ведущий на этом этапе поддерживает дискуссию.
Участникам по кругу предлагается описать свои чувства и ощущения от просмотренного фильма и обозначить наиболее запомнившиеся эпизоды.
Педагог-психолог создает зрителям условия для «Я-высказывания»:
- Что Вы увидели в этом фильме?
- Что Вы увидели такого, что позволяет Вам так говорить?
Использование высказываний от первого лица создает условия для развития способности дифференцировать свои взгляды, оценки и позиции от оценок других людей. «Я-высказывания» участники строят по поводу содержания фильма, при этом у них всегда есть возможность высказаться по поводу своих собственных переживаний.
Наблюдая за детьми, ведущий определяет, какие эмоции у них в переизбытке накопились и как помочь им освободиться от них. Педагог-психолог составляет общую психологическую обстановку и проводит коррекцию.
Педагог-психолог осуществляет мониторинг состояния членов группы во время просмотра кинофильма и его обсуждения (помощь, поддержка детям). Содержание фильма во время просмотра может вызывать у участников группы заметные эмоциональные реакции.
Работа с негативными переживаниями.
6. Мини-беседа с участниками встречи по профилактике наркотической зависимости:
- Какие причины наркозависимости вам известны?
- Какие психологические и физические последствия наркозависимости вам известны?
- Каким образом можно было бы решить сложившуюся ситуацию?
После завершения обсуждения ведущий подводит итог.
На экране появляется цитата.
Наркотики – это прекрасное средство забыть о маленьких житейских проблемах, превратив свою жизнь в одну большую.
Дарий
Вывод: Наркомания - приятная преждевременная смерть, так как наркоман ставит крест на счастливой старости.
7. Полу сказка-полу быль о вреде наркотика.
https://moy-narcolog.ru/aforizmy-o-vrednykh-privychkakh/
8. Рефлексия.
Завершается встреча обратной связью участников мероприятия.
Литература
1. Фильмотерапия: гибкий метод коррекции психологических проблем
https://psixika.ru/146-filmoterapiya.html
2. Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг. Практическое пособие для психологов и социальных работников.
3. Видео фильм «Антинаркотический клип для школ, профилактика пав, наркотиков»
https://www.youtube.com/watch?v=b-09nVEAREk
4. Геннадий Субботин. Методические рекомендации для педагога – психолога по профилактике наркозависимости в детско – подростковой среде.
https://pandia.ru/text/78/104/1087.php
5. Первичная профилактика ПАВ. Сборник анкет, тестов.
https://infourok.ru/pervichnaya-profilaktika-pav-sbornik-anket-testov-681344.html
6. Полусказка полубыь о вреде наркотика.
https://moy-narcolog.ru/aforizmy-o-vrednykh-privychkakh/
7. Интернет ресурс:
https://ilifes.ru/citaty/citaty-pro-narkotiki.html;
http://chto-takoe-lyubov.net/narkomaniya-czitaty-aforizmy-vyskazyvaniya-o-narkomanii-narkotikax/.
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Габова Полина Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Марголис Ольга Викторовна
Лихина Елена Викторовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Марголис Ольга Викторовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Кирилл Александрович Ш.
Кияйкина Наталья Федоровна
Колышкина Елена Владимировна