12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена4661
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Тест по биологии учителя Ковалевой Е.Б. Новосибирск, 2017

Тест по биологии и экологии для старшеклассников «Фитоценоз»

к теме «Биогеоценозы»

Пояснительная записка: Составляя тест, я руководствовалась некоторыми соображениями о том, что бы я хотела протестировать у школьников и какие принципы заложить в структуру теста?

1) Понимание, а не знание терминов. Учебники биологии для старшеклассников пестрят биологическими и экологическими терминами. Терминов так много, что школьникам трудно их запомнить сразу. А тесты и контрольные вопросы иногда составлены так, что проверяют, в основном, знание терминов, а не понимание сути. Я попыталась составить вопросы так, чтобы ученик, даже не зная термина, мог сообразить, в чем заключается суть биологического явления и сопоставить термин с явлением.- так ученику легче запомнить термин.

2) Согласованность вопросов теста между собой, а также с темой. Порой тесты представляют собой ряд не связанных друг с другом вопросов, но интереснее было бы составить общий рассказ по определенной теме, чтобы по ходу рассказа ученики решали ситуационные проблемы и отвечали на возникающие вопросы. Так будет нескучно и учителю и ученикам. Такой тест будет похож на увлекательное путешествие, и запомнится надолго. Хотя говорят, что тесты ничему не учат, а только проверяют, но если составить тест в виде рассказа, то он будет играть и образовательную роль тоже.

3) Больше логических задач на «чтение» графиков и диаграмм. Трудность составления тестов по биологии в том, что однозначных ответов в природе мало, а больше открытых задач со множественными ответами, а то и вовсе без ответа. Поэтому, целесообразно проверять у школьников логику биологического мышления, умение связывать, сопоставлять явления, сравнивать, анализировать данные, которые могут быть представлены в виде графиков, диаграмм, таблиц. Умение правильно интерпретировать экспериментальные данные является универсальным, и школьнику - знатоку биологии всегда пригодится.

4) Больше красочных картинок в тесте. Дети любят разглядывать картинки, к тому же, визуальная информация воспринимается лучше. А биология – наука о живой природе. Картинки к вопросам можно найти в Интернете или сфотографировать самостоятельно, либо нарисовать.

5) Актуальные ботанические знания «на каждый день». Почему-то, называя школьника «ботаником», подразумевают занудность и скучность. Составляя тесты о растениях, хотела обратить внимание на то, что и по ботанике можно решать интересные логические задачи и головоломки. А ботанические знания бывают иногда очень важны и нужны ежедневно. Обладая ботаническими и экологическими знаниями, можно делать достоверные прогнозы на будущее.

6) Знания на стыке наук. Всегда интересны взаимосвязи биологических наук, например, таких как биология, геоботаника, биогеография, физиология, экология. Тест составлен так, что элементы знаний всех этих наук в нем присутствуют.

7) Продвинуть малоизученные, но значимые темы школьного курса биологии. Поскольку, тест должен быть авторским по условиям конкурса, но к основным учебным темам всё уже придумано до нас, то попыталась составить вопросы к малоизучаемой теме в рамках школьной программы. Всегда удивлялась, почему школьники знают так много о гаметофите и спорофите папоротников и мхов, но так мало - о растительных сообществах вообще и динамике процессов в них. Этот тест можно использовать для проверки углубленных знаний и умений учеников специализированных классов профильного уровня (биологического, экологического, естественно-научного).

8) Ответы и решения теста написаны сразу после вопроса. А в конце дан способ оценивания теста.

9) Содержание теста : Что такое фитоценоз? Организм в фитоценозе, абиотические факторы, действующие на растения в биогеоценозе, антропогенные факторы, биотические факторы среды. Экологический оптимум, лимитирующие факторы среды, деградация почв, растения – биоиндикаторы почв. Состав фитоценоза, взаимоотношения растений в фитоценозе, структура фитоценоза, динамика фитоценоза.

Инструкция к проведению теста

Тест состоит из 13 задач по теме «Фитоценоз». Время выполнения теста: 60 мин (1 час). В тест включены задания разного типа и разного уровня сложности. Большинство задач – сложные, требующие размышлений, умений сопоставлять биологические понятия, явления и процессы, а также умение анализировать схемы, графики и диаграммы. Среди заданий теста есть простые задания,- с единственным выбором ответа из предложенных. В таких заданиях ученику нужно написать номер задания и букву выбранного ответа. Среди более сложных - задания со множественным выбором (из 6-ти выбрать 3 правильных ответа). В этом случае ученику нужно написать номер задания и три выбранные буквы из шести. Ещё более сложные задания - на установление соответствия. Эти задания - со множественным выбором. В ответе к таким заданиям, каждой букве должна соответствовать цифра или несколько цифр. Ученику нужно написать номер задания, а рядом колонку соответствия букв и цифр правильных ответов. В тесте есть задачи на составление цепочки последовательных процессов. В этом случае ответ записывается в виде цепочки из ряда букв. Задания с анализом графиков – это рассуждение со свободным ответом. Ученику нужно написать номер задания и вписать односложный ответ.

Фитоценоз

Что такое фитоценоз? Растения образуют природные сообщества - фитоценозы. Фитоценозы являются неотъемлемой частью ландшафта. Фитоценоз – это результат длительного совместного произрастания различных растений.

Задача №1. Почему фитоценоз считают основным элементом биогеоценоза? Выбрать три правильных ответа.

А) Фитоценоз состоит только из растений одного вида.

Б) Фитоценоз является первым звеном в круговороте веществ и энергии.

В) В фитоценозе практически отсутствуют взаимоотношения между растениями

Г) От фитоценоза зависят свойства почв, микроклимат, состав животного мира

Д) От фитоценоза зависят биомасса и биопродуктивность биогеоценоза.

Е) Растения фитоценоза несменяемы и незаменимы.

Ответ к задаче №1: Б, Г, Д.

Задача составлена по информации из: см. справочный материал Википедии «Фитоценоз». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B7

 

Организм в фитоценозе. На растения в экосистеме действуют различные факторы: биотические, абиотические и антропогенные.

Задача №2. Абиотические факторы среды: Какой из абиотических факторов наиболее важный для растений? Выбрать один.

А) световой, Б) тепловой, В) водный, Г) почвенно-минеральный, Д) лимитирующий;

Ответ к задаче №2: Д

Решение задачи №2: Все перечисленные абиотические факторы важны для растения, но лимитирующий фактор ограничивает жизнь, поэтому он самый важный. Для разных растений в разнообразных биогеоценозах лимитирующим фактором может стать и световой, и тепловой, и водный.

Задача составлена по информации из: См. Справка из экологического словаря: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/4579/%D0%9B%D0%98%D0%9C%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%A0%D0%A3%D0%AE%D0%A9%D0%98%D0%99

Задача №3. Растения приспосабливаются к различным факторам среды и благополучно живут в определенных границах их изменяемости. Но есть крайние, непереносимые значения фактора, за которыми организм гибнет. Такие факторы называют лимитирующими. Рассмотрите таблицу. Подберите соответствие лимитирующего (ограничивающего жизнь) фактора к растениям различных климатических зон в фитоценозах. Каждой букве левой колонки должна соответствовать цифра или несколько цифр из правой колонки.

Растительное сообщество

Лимитирующий фактор

А) растения тундры

1. засоление почвы (избыток солей)

Б) растения тайги

2. недостаточная питательность почвы

В) растения степей

3. перевыпас скота

Г) растения водоёмов

4. недостаточная увлажненность почвы

 

5. недостаток тепла

 

6. недостаток кислорода в воде

 

7. недостаток фосфора в воде

Ответ к задаче №3: А) 5, 3; Б) 2; В) 4, 3; Г) 6, 7;

Решение задачи №3: В зоне тундры лимитирующим (ограничивающим) фактором является количество тепла, так как влаги там достаточно, а обеспеченность элементами минерального питания также зависит от тепла: чем теплее субстраты, тем активнее идет в них процесс минерализации органического вещества и меньше накапливается неразложившихся остатков растений. Лимитирующим фактором в тундре может также явиться перевыпас оленей. В зоне тайги лимитирующим фактором является недостаток в почве питательных элементов.  В степной зоне лимитирующим фактором является недостаток увлажнения, так как почвы в этих зонах (черноземы) богаты питательными элементами, а влаги в ней не хватает. Особенно остро влияние лимитирующего фактора проявляется в годы засух. Лимитирующим фактором также может быть влияние выпаса скота, а в южной части степной зоны – фактор засоления почвы. В водных экосистемах для большинства растений водоёма лимитирующими факторами являются проникновение солнечного света сквозь толщу воды, ведь без света растения не могут фотосинтезировать. А также лимитирующими факторами являются содержание кислорода и фосфора в воде.

Задача составлена по информации из: См. Аутэкология http://www.xliby.ru/biologija/osnovy_obshei_yekologii/p3.php

 

Задача №4. Антропогенные факторы среды. Рассмотрите диаграмму с общемировыми показателями деградации почв, подумайте над этими цифрами и ответьте на вопрос: Какая степень деградации почв самая малая в мире?

А) легкая, Б) умеренная, В) высокая, Г) очень высокая

Картинка (по «Рио-92»)взята с сайта: https://www.e-reading.club/chapter.php/127765/20/Maksakovskiii_-_Geograficheskaya_kartina_mira_Posobie_dlya_vuzov_Kn._I__Obshchaya_harakteristika_mira._Global%27nye_p--chestva.html

Ответ к задаче №4: Г.

Решение задачи №4: Диаграмма показывает, что степень деградации почв может быть различной от сильной до умеренной и легкой. Почти половина всего почвенного покрова земли: 62% в той или иной степени деградирована,- загрязнена или разрушена. Однако, почв очень сильно деградировавших не так уж много. Человек должен затормозить или замедлить этот процесс деградации специальными мероприятиями по улучшению почв.

 

Задача №5. Соотнесите перечисленные в таблице причины деградации почв с мероприятиями по замедлению деградации почв. Что для этого может сделать человечество? Каждой букве из левой колонки должна соответствовать цифра или несколько цифр из правой колонки.

причины деградации почв

мероприятия по замедлению деградации почв

А) Заболачивание почв

1. Травосеяние («залужение»)

Б) Засоление почв

2. Устройство дренажных каналов для водоотведения

В) Смывание почв (поверхностная эрозия)

3. Использование в севооборотах бобовых растений

Г) Выветривание почв (ветровая зрозия)

4. Высадка защитных лесополос

Д) Техногенная эрозия почв при вспашке

5. Минимизация обработки почвы тяжелыми тракторами

Е) Загрязнение почв азотными удобрениями

6. Использование экологических способов борьбы с насекомыми-вредителями полей

Ж) загрязнение почв инсектицидами

7. Соблюдение норм полива

Ответ к задаче №5. А) 2, 7; Б) 7; В) 1; Г) 4; Д) 5; Е) 3; Ж) 6;

Решение задачи №5. Среди причин деградации почв выделяют перевыпас скота в развивающихся странах Азии и Африки; вырубка лесов, лесные пожары. При нерациональном землепользовании и неправильной сельскохозяйственной деятельности происходит вторичное засоление почв и заболачивание при неправильном поливе, разрушение почвенного слоя в результате неправильных севооборотов, применения тяжелой сельскохозяйственной техники на полях, неподходящих методов распашки. Для борьбы с деградацией почв проводят мероприятия против заболачивания и засоления почв, осушая их с помощью дренажных каналов; осушительные работы для снижения уровня грунтовых вод с соблюдением норм полива. Для борьбы с эрозией почв предусматривается закрепление почвы корнями растений, формирование сплошного растительного покрова, чередование различных видов растительности на склонах; распашка земель поперёк склона, террасирование склонов; высадка вдоль полей защитных лесополос, снижающих скорость ветра у поверхности земли; минимизация обработки почвы (к примеру, безотвальная распашка); полосное чередование культур; оставление пустых полей «под паром» ; применение севооборотов. Для защиты почв от загрязнения инсектицидами – применять биологические и экологически-целесообразные методы борьбы с насекомыми вредителями с/х культур. Чтобы не загрязнять почву излишками азотных удобрений, нужно высаживать в севооборотах бобовые растения, которые обогащают почву азотом за счет азотфиксирующих клубеньковых бактерий, живущих на корнях бобовых. Необходимо поддерживать разнообразный видовой состав обитателей почвы, таких как черви, сапротрофные бактерии, грибы, которые разрыхляют и обогащают почву.

Задача составлена по информации из: см. Википедию. Эрозия почв. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%8F_(%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)


Экологический оптимум. Оптимальные условия окружающей среды, наиболее благоприятные для существования данного вида растений, сообщества или экосистемы в целом называют экологическим оптимумом.

Задача №6. На рисунке изображены кривые выносливости (толерантности) различных растений по фактору влажности почвы. Опишите ландшафт, в котором могли бы произрастать эти растения. Можно ли эту группу растений назвать фитоценозом? Ответ поясните. По рисунку определите и впишите название:

А) Самое влаголюбивое из представленных растений _____________________

Б) Самое засухоустойчивое из представленных растений __________________


 

(Основа рисунка взята с сайта http://www.pandia.ru/text/78/279/79421.php )

Ответ к задаче №6. А - тростник; Б - типчак

Решение задачи №6: На рисунке показаны засухоустойчивые растения, такие как типчак и ковыль, а также влаголюбивые растения, такие как осока и тростник. Береза - типичное дерево мелколиственных и смешанных лесов средней полосы России, а тимьян – луговое растение, встречающееся и в сухих степях. Можно предположить, что такой фитоценоз мог бы существовать в лесостепной зоне на опушке березовой рощи у ручья. Среди растений, образующих фитоценоз, могут быть представители различных экологических групп (засухоустойчивые и влаголюбивые). Состав растений в фитоценозе отражает неоднородность среды в пространстве и во времени.

 

Кривые толерантности (выносливости).  Определение: стенобионты - организмы, способные жить лишь при относительно постоянных условиях окружающей среды,- это растения с узкими пределами выносливости (толерантности). Эврибионты — организмы, способные жить в широком диапазоне природных условий окружающей среды и выдерживать значительные изменения условий среды.

Задача №7. На рисунке изображен экологический оптимум разных растений по отношению к плодородию почвы. Оптимальные условия характеризуются наибольшим обилием вида растений. Определите по рисунку виды растений с широким диапазоном выносливости - эврибионты и с узким диапазоном выносливости - стенобионтные виды.

А) стенобионты______ , _______ ; Б) эврибионты _______ ;

(Основа рисунка взята с сайта http://www.pandia.ru/text/78/279/79421.php )

Ответ к задаче №7. А – тимьян, вереск; Б - береза

Решение задачи №7. Тимьян и вереск являются выраженными стенобионтами, так как обладают наиболее узкой зоной экологической толерантности к фактору плодородия почв. Вереск растет на бедных кислых почвах, а тимьян требователен к очень богатым почвам. Среди остальных видов растений - береза самый явный эврибионт, потому, что у неё самый широкий диапазон выносливости (толерантности). Береза может расти как на плодородных почвах, так и на бедных, но наибольшего оптимального процветания достигает на средне-плодородных почвах.

 

Задача №8. На рисунке показаны экологические ниши трех видов растений – типчака, овсяницы луговой и осоки лисьей. Экологические ниши изображены в двухмерном пространстве по двум факторам: по отношению растений к увлажнению и богатству почвы элементами минерального питания. Схема показывает оптимальные условия произрастания вида (сплошная линия) и одновременно – границы толерантности растений к двум условиям среды (пунктир). По рисунку определите, может ли растение иметь узкий диапазон экологической выносливости по отношению к влажности и широкий по отношению к богатству почвы? Какое растение может стать биоиндикатором сухости или бедности почвы? При каких условиях среды экологические ниши этих растений пересекаются, а при каких не пересекаются? Впишите одно слово в каждый ответ.

А) растение с узким диапазоном экологической выносливости по отношению к влажности и с широким по отношению к богатству почвы _______________;

Б) при обилии факторов среды, экологические ниши этих растений __________ (сужаются/расширяются);

В) при скудости факторов среды, экологические ниши этих растений __________ (сужаются/расширяются);

(основа рисунка взята с сайта: http://www.xliby.ru/biologija/osnovy_obshei_yekologii/p3.php )

Ответ к задаче №8. А) типчак; Б) сужаются; В) расширяются

Решение задачи №8. На рисунке представлены экологические ниши типчака, растущего в сухих местообитаниях; овсяницы луговой, растущей в условиях умеренного увлажнения и осоки лисьей, растущей на переувлажненных почвах. Растение овсяницу луговую можно считать эврибионтом,- она может расти на бедных почвах и на богатых минеральными веществами. А также может расти на влажных почвах, но неплохо переносит засуху. Диапазон её экологической выносливости достаточно широк. Осока лисья – растение стенобионт растёт на переувлажненных бедных почвах. Она может быть биоиндикатором влажности почвы. Типчак – типичный представитель сухих ковыльных степей, у него узкий диапазон экологической выносливости по отношению к сухости почвы и широкий по отношению богатства почвы. Он предпочитает расти на плодородных степных черноземах, но может расти и на бедной сухой или слабо увлажненной почве. Типчак может быть биоиндикатором степных почв – сухих и плодородных. Пояснение к рисунку: Кривые распределения видов показывают, что при скудости факторов среды, ареалы растений расширяются и могут налагаться друг на друга (пунктирные линии), но при высоком обилии, ареалы сужаются и оказываются обособленными (сплошная линия).


Задача №9. Растения – индикаторы. Некоторые растения узко приспособлены к определенным условиям среды,- по ним можно оценить условия окружающей среды. Такие растения называют биоиндикаторами. Как по одному только взгляду на растения фитоценоза можно определить качество почвы, на которой они растут, не выкапывая растения? В таблице перечислены различные почвы и растения, которые могли бы на них расти и быть индикаторами этих почв. Найди соответствие между почвой и растениями-индикаторами этих почв. Каждой букве должна соответствовать цифра.

Почва

Растение-индикатор

А) Кислые почвы

1. Ромашка обыкновенная; Пырей ползучий; Клевер ползучий; Манжетка обыкновенная;

Б) Соленые почвы

2. Солерос, Лебеда

В) Щелочные почвы

3. Прострел, Молочай-солнцегляд, Люцерна, Льнянка, Мать-и-мачеха

Г) Нейтральные почвы

4. Очиток, Морковь дикая, Пупавка

Д) Известковые почвы

5. Дрёма белая; Подмаренник цепкий , Вьюнок полевой; Подорожник ланцетный

Е) Почва богата азотом

6. Щавель кислый, Лютик едкий, Калужница болотная;

Ж) Почва бедна азотом

7. Крапива двудомная, Купырь, Звездчатка средняя, Крестовник;

З) Металл цинк в почве

8. Фиалка, Ярутка, Анютины глазки


 

Ответ к задаче №9. А) 6; Б) 2; В) 5; Г) 1; Д) 3; Е) 7; Ж) 4; з) 8;

Решение задачи №9. На первый взгляд, задача кажется невыполнимой, потому, что невозможно запомнить так много растений. Но достаточно присмотреться к списку растений и можно сообразить, что щавель кислый растет на кислых почвах, а солерос - на соленых. Подорожник растет вдоль дорог, а там происходит выщелачивание почвы. Крапива растет на богатых азотом почвах, а очиток – на бедных. Галмейная фиалка предпочитает расти на почвах с большим содержанием цинка и может служить индикатором рудных месторождений цинка.

Задача составлена по информации из: См. Википедию «Растения – индикаторы» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B


 

Состав фитоценоза. Взаимоотношения растений в фитоценозе. Наличие системы взаимоотношений между растениями является одним из главных признаков сложившегося фитоценоза. Взаимоотношения растений в фитоценозе бывают контактными (переплетение корней, охлестывание друг друга гибкими ветвями при раскачивании на ветру) и опосредованными.

 

Задача №10. Влияние растений друг на друга путём выделения в среду активных химических веществ называется аллелопатией. Аллелопатию можно рассматривать как форму экологической конкуренции между растениями в фитоценозах. Рассмотрите таблицу и выделите растения «удобные» и «неудобные» для произрастания рядом. Какие из представленных растений лучше не высаживать в саду?

НЕ высаживать в саду: _____, ______, _____, _____;

растение

Аллелопатическое воздействие

А) Каштан конский

Подавляет рост других растений. Опавшие листья вызывают почвоутомление, так как разлагаясь, выделяют фенольные соединения, отравляющие почву.

Б) Крапива

Содержит вещества, защищающие растения от вредителей и болезней, уничтожая тлю, паутинного клеща, и защищая от хлороза и грибковых заболеваний.

В) Одуванчик

вырабатывает в период цветения этилен – соединение, которое ускоряет цветение и дозревание плодов, в частности яблок, а также привлекает дождевых червей

Г) Грецкий орех

Выделяет вещество юглон,- оно тормозит правильный рост и развитие других растений.

Д) Мята

Сильным антисептическим действием и характерным запахом отпугивает муравьев, переносящих тлю на сочные травянистые растения для высасывания соков растения

Е) Ель

Обладают очень высокой аллелопатической активностью, выделяя фитонциды (хвойный запах), угнетая травы

Ж) Ясень

угнетает рост деревьев и кустов и даже собственный подрост под кроной


Ответ к задаче №10. А, Г, Е, Ж;

Решение задачи №10. В практическом плане изучение аллелопатии имеет важное сельскохозяйственное значение. Высаживать огородные и садовые растения лучше в соответствии с рекомендациями, учитывающими аллелопатии. Создавая продуманные сообщества растений, можно существенно повысить урожай. В саду лучше не высаживать Грецкий орех, Каштан конский, Ель, Ясень, так как эти деревья будут угнетать другие растения, в том числе, культурные.

Информация взята с сайта «Живой лес» http://givoyles.ru/articles/nauka/vliyanie-rastenii-allelopatiya/

 

Взаимоотношения в фитоценозе. Конкуренция, паразитизм, симбиоз растений. Парадоксально, но чем лучше условия существования в фитоценозе, тем интенсивнее борьба за жизнь и острее конкуренция.

Задача №11. Подберите из примеров, представленных на картинках, примеры конкуренции, паразитизма и симбиоза между растениями. Ответ запишите так, чтобы каждой букве соответствовала одна цифра.

Виды взаимоотношений растений

примеры

А) Конкуренция

1) Пырей ползучий и картофель

Б) Симбиоз

2) Лён и повилика льняная

В) Паразитизм

3) Береза и гриб подберезовик

Картинки взяты с сайтов: http://www.botanichka.ru/blog/2010/01/28/cuscuta/ повилика; http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%EE%E4%E1%E5%F0%E5%E7%EE%E2%E8%EA/ подберезовик; https://www.syl.ru/article/155516/new_pyirey-polzuchiy-opisanie-svoystva-meryi-borbyi пырей ползучий

Ответ к задаче №11. А) 1; Б) 3; В) 2;

Решение задачи №11. Пример симбиоза в лесу – это симбиоз корней березы и гифов гриба подберезовика. Корни растения образуют с грибами микоризу. Гриб использует для своего питания углеводы, выделяемые корнями, а высшее растение получает от гриба продукты разложения азотистых органических веществ в почве. Сам древесный корень получить эти продукты не может. Пример паразитизма – растение повилика, паразитирующее на льне. Повилика обвивает стебель растения и питается его соками. Пример конкуренции между сорняками и культурными растениями – это злостный сорняк пырей ползучий. Пырей имеет мощное подземное корневище, которое, разрастаясь, мешает корням культурных растений расти и добывать воду, питательные элементы из почвы.


 

Структура фитоценоза. Различают горизонтальную и вертикальную структуру фитоценоза. Вертикальная структура представлена ярусами. Эволюция фитоценозов идёт в направлении увеличения числа ярусов, так как это ведёт к ослаблению конкуренции между видами. Ярусы есть не только в лесу, но и у луговых растений тоже. Горизонтальная структура фитоценоза формируется благодаря неоднородностям рельефа, уровню грунтовых вод, деятельности животных.

Задача №12. Фитоценозы образованы многими видами растений, различными по своим биологическим свойствам. Посмотрите на картинку фитоценоза суходольного луга и ответьте на вопрос. За какие ресурсы могут конкурировать между собой луговые растения. Выбрать три верных ответа.

А) свет, Б) воздух, В) влага, Г) климат, Д) почвенные микроэлементы питания, Е) температура

(Рисунок взят из биологического словаря http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biology/1817/%D0%A0%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%AB%D0%95 )

Ответ к задаче №12. А, В, Д;

Решение задачи №12. Климат и температура воздуха неизменны для всех растений суходольного луга. Воздуха достаточно всем. А конкурируют растения, в основном, за свет, воду и почвенное питание.


 

Динамика фитоценоза

Задача №13. Смена растительных сообществ. Составьте цепочку из последовательности сменяемых растительных сообществ на протяжении длительного времени, начиная с проростков на брошенных землях в северных зонах нашей страны. Запишите ответе в виде ряда букв.

Картинка взята с сайта: http://blgy.ru/biology10pro/succession

Ответ к задаче №13   Г, А, Д, Б, В;

Решение задачи №13 Смена экосистем длится многие годы. Примером формирования устойчивой коренной экосистемы путем последовательно сменяющихся стадий может служить появление елового леса на брошенных землях в северных зонах нашей страны. При этом мелколиственные лесные сообщества - березняки оказываются промежуточными, временными сообществами, а еловый лес — конечным, коренным биогеоценозом.


 

Оценивание правильных ответов

Задача

Правильный ответ

баллы

№1

Б, Г, Д.

3

№2

Д

1

№3

А) 5, 3; Б) 2; В) 4, 3; Г) 6, 7;

7

№4

Г

1

№5

А) 2, 7; Б) 7; В) 1; Г) 4; Д) 5; Е) 3; Ж) 6;

8

№6

А - тростник; Б - типчак

2

№7

А – тимьян, вереск; Б - береза

3

№8

А) типчак; Б) сужаются; В) расширяются

3

№9

А) 6; Б) 2; В) 5; Г) 1; Д) 3; Е) 7; Ж) 4; з) 8;

8

№10

А, Г, Е, Ж

4

№11

А) 1; Б) 3; В) 2;

3

№12

А, В, Д;

3

№13

Г, А, Д, Б, В;

5

итого

 

51


 

Методика проведения теста по биологии «Фитоценоз»

Цель проведения теста: Приучать школьников размышлять над биологическими задачами, сравнивать ботанические факты, анализировать биологические данные, делать экологические прогнозы, понимать биологические термины. Важной задачей является выявление знаний школьников по малоизучаемым, но межпредметным и углубленным темам школьного курса биологии.

Примерное время выполнения теста: 60 мин (1 час). Примерно 5 минут на решение каждой задачи

Тема теста: «Фитоценоз» может изучаться старшеклассниками в теме «Биогеоценозы» раздела «Экология» углубленно на профильном уровне в специализированных классах.

Задачи тестирования: проверить знания и умения школьников по выявлению взаимосвязи природных явлений, взаимозависимостей и взаимоотношений в природных сообществах растений – фитоценозах, закономерности роста и развития фитоценозов и их состав, структура, их изменчивость и сменяемость.

Критерии оценивания теста: за каждый правильный ответ дается 1 балл

Структура теста: 13 задач разного уровня сложности

Содержание теста. Задания составлены по темам: Что такое фитоценоз? Организм в фитоценозе, абиотические факторы, действующие на растения в биогеоценозе, антропогенные факторы, биотические факторы среды. Экологический оптимум, лимитирующие факторы среды, деградация почв, растения – биоиндикаторы почв. Состав фитоценоза, взаимоотношения растений в фитоценозе, структура фитоценоза, динамика фитоценоза.

Типы задач теста: задачи с выбором одного верного варианта ответа; задачи со множественным выбором; задачи на соответствие; задачи с кратким вписанным ответом (одно слово), задачи на составление цепочки последовательных процессов.


 

Использованные источники для составления теста

Источники информации:

Источники картинок:

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Дементьева Ирина Михайловна, 23.06.17 в 16:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу. Отлично. За ссылки отдельное спасибо, Елена!

Елена, 13.07.17 в 06:39 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное!
Хохлова Инна Анатольевна, 20.08.17 в 05:53 0Ответить Пожаловаться
Постарались! Интересные подборки материалов. Указываете ссылки, это тоже очень ценно.
Елена, 20.08.17 в 18:51 0Ответить Пожаловаться
Спасибо!
Медведева Татьяна Александровна, 25.08.17 в 04:01 0Ответить Пожаловаться
Елена, спасибо за интересную работу. По экологии довольно-таки мало материалов. Ваш тест можно использовать как целиком, так и частями.
Елена, 26.08.17 в 03:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.