Физическая культура. "АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Все основы качества жизни человека закладываются еще в детстве. Каким будет здоровье человека во взрослой жизни, во многом зависит от того, насколько много внимания уделяется физическому развитию ребенка и особенно от общей физической подготовки организма.
Показателем уровня физического развития ребенка является развитие физических качеств. Одно из лучших физических качеств – быстрота.
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие за короткое время в заданных условиях с определенной частотой и импульсивностью. Быстрота движений определяется подвижностью нервных процессов в центральной нервной системе, а также силой и эластичностью мышц, подвижностью в суставах, выносливостью и требует сосредоточенных, значительных усилий.
Развитие быстроты на уроках физической культуры должно быть одной из основных задач учителя в процессе всего периода обучения ученика.
Для развития быстроты необходимо использовать методы и средства физической культуры.
Различают основные методы развития быстроты:
Метод строго регламентированного упражнения включают в себя:
а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
б)методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4—5 с) и движения с меньшей интенсивностью – вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.
Основными средствами развития быстроты являются скоростные упражнения, выполняемые с предельной скоростью.
В программу занятий должно входить значительное количество упражнений, таких как бег со старта, спринтерский бег, прыжки в длину и высоту с очень быстрым разбегом, метание легких снарядов, подвижные игры и спортивные упражнения, акробатические упражнения, различные специализированные упражнения. Для улучшения скорости следует больше внимания уделять отдыху, т.е. выполнять движения свободно, но с большим усилием.
Приведем ряд примерных упражнений для развития быстроты:
рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу;
прыжки через скакалку с максимальной частотой вращения;
рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками способствуют развитию быстроты перемещения;
имитационные упражнения с быстрым выполнением какого-то отдельного движения характерные для волейбола, баскетбола и др.
Для развития всех форм быстроты необходимо руководствоваться следующими принципами:
если основная задача занятия развитие быстроты, ее следует решать после разминки;
одновременно с развитием быстроты необходимо практиковаться в совершенствовании техники выбранной игры;
развивать умение произвольно расслаблять мышцы;
начинать развитие быстроты следует с выполнения упражнений с умеренной интенсивностью: как только появляется возможность контролировать движения, использовать метод повторяющихся упражнений, наибольшая скорость движений на этой стадии – 80-85 % от максимальных возможностей;
в процессе упражнений нагрузку на организм следует контролировать по частоте дыхания и пульса, а также руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых усилий и сохранять правильную координацию движений, пауза между отдельными повторениями должна быть достаточно продолжительной, чтобы частота дыхания была близка к нормальной и при этом не проходило возбуждение от предыдущего упражнения, продолжительность интервала отдыха от одного повторения к другому в течение одного занятия следует постепенно увеличивать.
Примерное содержание урока по развитию быстроты с детьми младшего школьного возраста
В подготовительной части урока, решаются задачи:
организация урока.
функциональная подготовка к предстоящей работе (физиологических систем организма, мышц и суставов).
развитие психических процессов (двигательная память, распределение и концентрация внимания).
Для достижения поставленных задач применяются средства:
ходьба, бег различной интенсивности, ОРУ;
подвижные игры средней интенсивности.
Используются упражнения на развитие подвижности суставов, на формирование осанки, развитие координации, выносливости, скоростных и силовых способностей.
Используются словесный, наглядный методы обучения, методы регламентированного упражнения, целостного, переменно-интервального, метод непрерывного управления. Используется игровой метод во второй половине подготовительной части.
Объем нагрузки составляет 10-12 минут. Частота сердечных сокращений в пределах 120-140 ударов в минуту. Если включать чередования с беговыми упражнениями, то ЧСС около 150-160 ударов в минуту. При выполнении заданий применятся фронтальный метод.
В основной части урока решаются поставленные задачи:
развитие мышечного аппарата, совершенствование бега на 60 метров).
Используются подготовительные и подводящие упражнения на развитие как физических, так и психических качеств.
Используются различные средства для достижения поставленных задач. Интенсивность от 140-170 ударов в минуту. Объем нагрузки 20-25 минут.
В заключительной части решаются следующие задачи:
создание предпосылки для восстановления процессов организма.
развитие психических процессов.
релаксация и восстановление основных процессов жизнедеятельности ребенка.
Подведение итогов.
Применяются средства средней интенсивности упражнения на внимание, координацию, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Частота сердечных сокращений снижается до 80-90 ударов в минуту. Объем нагрузки 6-8 минут.
Список использованных источников
Дорофеева И.А. Методика развития быстроты у студентов: Методические указания. – М.: МИИТ, 2014. – 20 с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К.Холодов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 104с.