Физическая культура учащихся с ОВЗ, как средство их адаптации к окружающему социуму через воспитательные и оздоровительные процессы обучения посредством участия в Специальной Олимпиаде и юнифайд-движении
Физическая культура учащихся с ОВЗ, как средство их адаптации к окружающему социуму через воспитательные и оздоровительные процессы обучения посредством участия в Специальной Олимпиаде и юнифайд-движении.
Учитель физической культуры
МКОУ «ООШ для обучающихся с ОВЗ»
Челябинская область, г. Коркино
Предисловие
Предложенный Вам материал является личным опытом моей профессиональной деятельности. Его назначение – раскрыть накопленный опыт работы. Это желание формировалось на протяжении нескольких лет на основе участия в Специальных Олимпиадах и других спортивных мероприятиях, проводимых в Челябинской области. Наша команда была призером региональных и областных соревнованиий, занимала 3 место на Всероссийской Специальной Олимпиаде по баскетболу. Но последней, так сказать каплей стало участие в областных соревнованиях по юнифайд-баскетболу, где мы заняли 2 место. Но главной победой стало не призовое место, а то, что наши дети и дети общеобразовательных учреждений смогли объединиться в одну команду, где они играли на равных, слились в один коллектив.
Актуальность темы
Актуальность темы складывается из двух аспектов:
Сам педагог, как творческая личность.
Психолого - педагогические и физические особенности обучающихся с ОВЗ.
Качество обучения и воспитания школьников, особенно на сегодняшний день, можно считать самой актуальной задачей в формировании нашего поколения, будущего страны, всей планеты. Именно от учителя, педагога зависит облик планеты: ее экология, ресурсы, ее технический потенциал и прогресс, а главное моральный облик будущего человека, который, по сути, и сформирует те принципы и начала, по которым будет развиваться планета Земля. Для кого то все это может быть покажется высокопарными фразами, но не зря народная мудрость гласит «Что посеешь, то и пожнешь».
Все это касается учебно-воспитательного процесса вообще, но работа учителя в школе с детьми с ограниченными возможностями, детьми с ментальным развитием, накладывает на учебно-воспитательный процесс свои, если так можно выразиться, нюансы: наша задача не только воспитать, научить ребенка, но помочь ему адаптироваться к социуму, войти в жизнь полноправным членом общества.
Именно поэтому, к учителю должны предъявляется особые требования, требования к его профессиональным и моральным качествам.
Конечно, основы профессионального мастерства формируются у преподавателя в процессе первоначального профессионального обучения. Дальнейшая работа позволяет накопить опыт, различные курсы, семинары и т.д. помогут овладеть новыми методиками, знаниями. Все это, бесспорно, важно и полезно. Да, «книга – источник знаний», но источником мастерства, профессионализма является, в дополнении к выше сказанному, самообразование.
Самообразование, это творческий процесс, который требует поиска новых форм своей деятельности, самостоятельного изучения материала не только в своей области, но и в смежных, а порой и, казалось бы, далеких от своей деятельности сферах знаний. И вся эта познавательная деятельность, осознанная самой личностью, переходит в потребность человека к поиску новых форм и методов работы, к постоянному совершенствованию.
Как сказал один поэт «Видно я болен, если не дышится. Видно я помер, коли не пишется». Именно в этом суть самообразования: как только человек останавливается в поиске нового, в движении вперед он умирает как творческая личность. Сохранив профессионализм, он теряет высокое звание «мастер».
Факты из медицинской практики говорят, что многие дети с ОВЗ испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы, выносливости и работоспособности скелетной мускулатуры, что приводит к нарушению осанки, координации движений, гибкости и силы, вызывает задержку возрастного развития.
Именно поэтому на преподавателе физкультуры лежит особенно важная задача в оздоровительно-воспитательной деятельности среди учащихся, а чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в школе необходимо проводить секции по физическому развитию, что накладывает на преподавателя дополнительную ответственность.
Цели:
Повышение профессионализма и мастерства преподавателя.
Всестороннее физическое развитие учащихся, повышение их морально-волевых качеств.
Подготовка детей к безболезненному слиянию с социумом по окончанию школы.
Задачи:
Повышение уровня профессионального мастерства посредством творческого подхода к образовательному процессу.
Применение на практике всех имеющихся методов, способов и подходов к обучению и воспитанию учащихся, на основе спортивных, медицинских и моральных норм и требований.
Формирования у детей интереса к занятиям.
Укрепление здоровья школьников.
Содействие правильному физическому воспитанию учащихся.
Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы у обучаемых.
Посредством участия в соревнованиях различного уровня, в том числе Специальных Олимпиад, юнифайд-спорте, повышать уровень самооценки ребят для безболезненного слияния с социумом по окончанию школы.
Основные направления работы
Профессиональное
- Постоянно повышать уровень профессиональной подготовки через различные курсы, семинары и другие мероприятия.
- изучать передовой опыт коллег, посещая открытые уроки, занятия секций, специализированные интернет-сайты.
- проводить открытые уроки.
- использовать приобретенный опыт на уроках, в тренировках спортивной секции.
- участвовать в спортивных мероприятиях различного уровня.
- уделять особое внимание мероприятиям в рамках Специальной Олимпиады.
- рекламировать в городе юнифайд-движение посредством СМИ, личного общения, организацией юнифайд команды и участием, составом команды, в спортивных мероприятиях города.
- периодически проводить совместные тренировки и товарищеские встречи с городскими секциями.
Психолого-педагогическое
- посредством изучения и применения современных педагогических методик воспитывать в детях психологическую устойчивость к окружающему социуму.
- использовать участие в Специальных Олимпиадах и юнифайд-движении, как основное направление психологического воспитания школьников.
Методическое
- знакомиться и изучать новые формы и методы обучения.
- разрабатывать собственные методики проведения занятий и тренировок. Предоставлять накопленный опыт на всеобщее обозрение через СМИ, ИКТ.
Охрана здоровья гигиена
- проведение занятий и тренировок по нарастающей сложности, не форсируя события. Планировка проведения занятий согласно разработанным методическим планам и с учетом индивидуальных и психологических особенностей обучаемых.
- следить индивидуально за физическим и психологическим состоянием обучаемых, за их внешним видом, соответствием спортивной формы температурному режиму во время тренировок.
Предполагаемый результат
В области воспитания:
- адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;
- развитие коммуникативных качеств;
- формирование морально-волевых качеств.
В области физического воспитания:
- потребность в здоровом и активном образе жизни;
- стремление к физическому совершенствованию;
- стремление к овладению основами техники и тактики игры в баскетбол.
Результаты работы в данной деятельности отслеживаются в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятий обучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физической подготовленности обучающихся.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях различного уровня, в том числе Специальных Олимпиадах и юнифайд-спорте; организация и проведение судейства внутри школьных соревнований.
Система диагностики
Тестирование физических и технических качеств обучаемых согласно норм физической и технической подготовки.
Методика проведения занятий с учащимися ОВЗ.
Данная статья не содержит конкретных рекомендаций по проведению занятий и тренировок. Цель ее привлечь внимание педагогов к проблеме взаимоотношений между детьми с ментальным уровнем развития и современным обществом.
Практически с первых дней моей работы в школе для детей с ОВЗ, я принимала участие в программе Специальной Олимпиады. Основным направлением работы нашей секции является баскетбол, хотя участие в других видах соревнований не исключались.
Любому преподавателю физкультуры понятно, что результатом его профессиональной деятельности и результатом занятий для детей являются соревнования. До последнего времени Специальные Олимпиады являлись практически единственными мероприятиями, где ученики могли показать результаты своей работы на уроках и занятиях в секции. Но даже это было для ребят одной из важнейших составляющих занятий физкультурой, так сказать стимулом к занятиям физкультурой не как предметом, а как своим хобби.
Правильностью выбранного мною направления является то, что ребята, окончившие нашу школу, посещали секцию, приходили в школу просто для общения даже через 5,7 лет. Ученик, закончивший школу 5 лет назад, проводил фото и видео съемку, по материалам которых был составлен сюжет для городского телевидения.
Трудно переоценить Специальные Олимпиады в пропаганде спорта среди наших детей, в их физическом развитии, в их возможности самореализации. Но в адаптации к обществу их значение не столь велико, как хотелось бы.
Недавно в России возникло юнифайд-движение, позволившее расширить наши возможности в участии в спортивных мероприятиях, а главное играть на равных с детьми общеобразовательных учреждений.
В декабре 2019 года в Челябинске проходили соревнования по юнифайд-баскетболу в рамках Недели баскетбола и Специальной Олимпиады. Это мероприятие, как нельзя, кстати, совпало с основной задачей нашей школы – через образовательный и воспитательный процесс помочь ребенку с ментальным уровнем развития безболезненно влиться в общество, а обществу принять наших детей.
Вообще, по моему мнению, основная задача учителя не дать определенный багаж знаний для ученика, а привить ему желание учиться, желание получать знания через самообразование, занятия в кружках и секциях, перевести образовательный процесс от обязательного урока, в сферу интересов. Именно на этом я пытаюсь строить свои занятия, а юнифайд-движение стало именно тем, чего так не хватало в моей работе.
Нашлись неравнодушные люди, которые пошли на встречу. Была сформирована команда, прошли тренировки, прошла товарищеская встреча с командой Коркинского горно-строительного техникума. Результатов стало 2 место в областных соревнованиях.
После совместных тренировок и результативной игры, между нашими детьми и детьми ДЮСШ пробежала искра доверия, взаимопонимания.
Конечно это только первый опыт нашей работы, но мы не останавливаемся на достигнутом. Большую поддержку юнифайд-движению , в нашем городе, оказали СМИ: Коркинское телевидение, средства печати и интернет-портал КГСТ.
На 2020 год мы планируем участие в различных городских спортивных мероприятиях, как собственной командой, так и в составе юнифайд-движения. Благо начало заложено и появились желающие поддержать в нашем городе юнифайд-спорт.
Как уже отмечалось выше, основным направлением моей работы является баскетбол. Не в ущерб школьной программы, занятию баскетболом уделяется дополнительное время во время школьных перемен, как спортивные минутки и секция по баскетболу.
На основе наблюдений за учениками я сделала для себя вывод, что баскетбол является наиболее оптимальным видом спорта для наших детей.
Важное место, по-моему мнению, в системе физического воспитания детей, занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Поэтому работа с мячом, в моей работе, занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.