Статья «Решение задач практической направленности как одно из средств социальной адаптации учащихся с нарушенным слухом»

1
0
Материал опубликован 23 December 2018 в группе

Решение задач практической направленности

как одно из средств социальной адаптации учащихся с нарушенным слухом

                                                     «В учении, чтобы не формально усвоить материал,  
                                                     нужно не «отбыть» его, а прожить его нужно, чтобы
                                                     обучение вошло в жизнь, чтобы оно  имело
                                                     жизненный смысл для учащихся». (А. Герцен)

Основная задача нашей школы - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушенным слухом, их подготовка к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, получение более широкой, жизненно важной информации для дальнейшего выбора профессии, трудоустройства, свободной ориентировки в современном обществе и быту.

Самостоятельная жизнь, которую начинают выпускники нашей школы по завершению учебы и работа на производстве требуют от них умения пользоваться математическими знаниями, полученными ими в процессе обучения в школе. Как правило, начиная самостоятельную трудовую деятельность, они обнаруживают формальные знания, не позволяющие выполнять требования, которые предъявляет к ним современное производство. Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии – главная общеобразовательная задача обучения математике.

После окончания школы подросткам предстоит вступать в более сложные экономические отношения, как на производстве, так и в быту. В связи с этим реализация практической направленности уроков математики имеет актуальное значение в свете современных требований к содержанию образования лиц с нарушенным слухом.

Важным условием для успешной интеграции учащихся с нарушенным слухом в социум является умение применять полученные знания на практике. Однако, учащиеся, даже обладая знаниями, не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач. У них не возникает ассоциаций между определёнными математическими понятиями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций. Поэтому на уроках математики необходимо предлагать такие ситуации, в которых бы эти ассоциативные связи создавались. Через решение математических заданий, направленных на формирование прикладных умений, идет подготовка их к самостоятельной жизни, трудовой деятельности.

Одним из способов решения проблемы социализации выпускников специальной (коррекционной) школы II вида к условиям современной действительности является внедрение в содержание курса математики задач практической направленности – это экономические, профориентационные, социальные, межпредметные и другие типы задач. Использование задач с практическим содержанием способствует обеспечению более осознанного овладения математической теорией и практикой, создает условия для осуществления связи обучения математике с жизнью, развития межпредметных связей и способствует более успешной социализации выпускников в современном обществе.  

Включение в урок задач, содержание которых взято из жизни, позволяет:

• расширить кругозор обучающихся;

• усилить познавательный интерес у школьников к изучаемому предмету;

• раскрыть перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретаемых на уроках математики знаний в жизни человека при решении бытовых и практических вопросов;

• вести активную коррекционную работу на уроках.

Что же такое «задача с практическим содержанием»?

 «Под математической задачей с практическим содержанием (прикладного характера) мы понимаем задачу, фабула которой раскрывает приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении бытовых операций».

К ним относятся задачи, составленные на близком для учащихся материале работы школьных мастерских, производственной и иной общественно-трудовой деятельности, имеет связь с будущей профессией.

К задачам практической направленности, наряду с общими требованиями предъявляются следующие дополнительные требования:

• познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников;

• доступность школьникам используемого нематематического материала;

• реальность описываемой в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения.

В курсе математики 5-9 вспомогательных классов нашей школы решаются следующие задачи практической направленности:

- на временные отношения: нахождение начала, конца и продолжительности события (на примерах из повседневной жизни);

- на вычисление периметра квадрата и прямоугольника;

- на нахождение площади прямоугольника, квадрата, в которых требуется вычислить площадь прямоугольника (квадрата) на примере площади земельных участков;

- на стоимостные отношения с величинами цена, количество, стоимость, требующие расчета бюджета семьи (затраты на питание, одежду, коммунальные и бытовые услуги, отдых, ремонт квартиры и т.д.);

- на зависимость между скоростью, временем и расстоянием (задачи на движение);

- на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;

- на нахождение одного, нескольких процентов от числа.

Задачи с практическим содержанием представлены в школьных учебниках. Большинство учебников математики было издано несколько лет назад, и задачи того времени уже не актуальны на сегодняшний момент, в связи с изменением в стране экономической ситуации. Поэтому задачи учебника надо дорабатывать или составлять новые. При составлении задач рекомендуется правильно подбирать содержание задач. Следует использовать факты, взятые из жизни детей и их ближайшего окружения, числовой материал из области практических работ учащихся, из окружающей действительности, отражающий экономическое положение нашей страны в различных отраслях народного хозяйства, а также приводить данные по культуре, образованию, науке и т.д. Это могут быть числовые данные, основанные на местном материале: данные газет, сбора урожая, расходы школы на питание детей, ремонт зданий, цены в магазинах и другие. Задачи должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов.

Полезно составление задач, числовые данные которых учащиеся добывают сами (например, цены на продукты и товары первой необходимости). При этом расширяется запас представлений учащихся с нарушенным слухом об окружающем мире, обогащается их жизненный опыт. В силу особенностей развития наши дети не могут самостоятельно приобретать эти знания и умения, а участие семьи в подготовке таких детей к жизни, как правило, ничтожно мала. Поэтому педагог должен вводить учащихся в мир практических задач и развивать умения решать простейшие из них.

Опыт работы показывает, что подготовку к решению арифметических задач следует начинать с обогащения и расширения жизненного опыта учащихся, ориентировки их в окружающей действительности. Учеников необходимо ввести в ту жизненную ситуацию, в которой приходится считать, решать задачи, производить измерения (т.е. инсценировать задачу). Работа над задачей помогает учащимся лучше осознать предметно-действенную ситуацию, о которой в ней говорится, позволяет проверить на практике правильность решения и, что самое главное, таким образом, создаются условия для успешного переноса приобретенных знаний, умений и навыков. Дети лучше усваивают учебный материал, если сами видят жизненную необходимость данной темы. Следовательно, задача учителя как можно чаще осуществлять практическую направленность уроков математики. С этой целью предлагать ученикам такие задания, в которых чётко видна жизненная необходимость изучения данного учебного материала. Задачи должны быть связаны с конкретной жизненной ситуацией, понятны и интересны всем детям.

Рассмотрим некоторые виды задач практического содержания, используемые при обучении математике в 5-9 вспомогательных классах.

Профориентационные задачи.

При решении данного вида задач большое внимание должно быть уделено знакомству с трудом людей, с которыми дети встречаются каждый день. При этом желательно рассматривать те виды деятельности, в которых учащиеся могут быть задействованы после окончания школы в силу своих возможностей. Такие задачи профессионально ориентируют учащихся и воспитывают уважение к людям труда.

Основные приёмы подбора задач, способствующих трудовому воспитанию:

▪ изменение формулировок некоторых задач в существующих учебниках в соответствии с реалиями времени;

▪ дополнение задач вопросами, имеющими воспитательное значение;

▪ составление новых задач, содержание которых способствует трудовому воспитанию.

Задача 1. Для пошива прямой юбки нужна одна длина юбки + 20 см - на пояс и подгиб. Сколько нужно взять ткани, если длина юбки 70 см?

Задача 2. Для пошива наволочки на подушку размером 60см х 60см: мерку длины умножают на 2, прибавляют 1см 5мм, умножают на 2 – на припуски швов, прибавляют 25 см – на клапан и 2 см – на усадку ткани. Сколько нужно ткани?

Задача 3 Какое количество досок потребуется для покрытия пола мастерской размером 16м × 5м, если длина доски 5м, ширина 30см?

Задача 4. На потолок кухни длиной 3м 50см и шириной 3м необходимо наклеить потолочную плитку. Для выполнения работы используют плитку квадратной формы размером 50см × 50см. Сколько плиток потребуется, чтобы оклеить потолок? Подсчитать стоимость плиток. Цена 1 плитки - 60р.

Задача 5. Для покраски одной двери в школьных кабинетах требуется … кг краски. Сколько банок краски необходимо закупить для подготовки школы к новому учебному году, если масса одной банки 3кг? Какие данные необходимо уточнить для решения задачи?

Экономические задачи.

Жизненно важным для наших учеников является формирование у них элементов экономических знаний. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банков. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Подобные знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям.

Например, при изучении темы «Проценты» в 9 классе открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни. При их решении дети обучаются элементарным расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки.

Задача 1. Весенняя скидка на зимнюю одежду в магазине «Сибирячка» составила 25%. Сколько будет стоить зимняя куртка, если ее прежняя цена 4 500р.?

 

Задача 2. Сахарный песок подорожал на 15%. Сколько будет стоить 1кг сахарного песка, если прежняя цена его 50р.?

Задача 3. Сбербанк дает ссуду под 16% годовых. Сколько это составит в рублях, если взять кредит в размере 50 000р. на один год?

Задача 4. В магазине «Мебель» можно сделать покупку в кредит сроком на 3 месяца при оплате 50% стоимости сразу. Рассчитайте сколько надо платить сразу и сколько платить в течение 3 месяцев, если цена «Мягкой мебели» 24 000р.?

 

Огромное воспитательное значение имеют задачи об экономии и бережливости.

Задача 1. Расход семьи Ивановых за электричество составлял 650 рублей в месяц. После замены ламп накаливания на энергосберегающие лампы они сэкономили 20% денег потраченных ранее. Сколько рублей в месяц стали платить Ивановы за использованное электричество?

Задача 2. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 8 700 рублей и за установку – ещё 2 300 рублей. Сколько всего заплатили родители, и сколько денег внесла каждая семья, если в установке участвовало 5 семей?

Задача 3. За одни сутки через неплотно закрытый кран со струей толщиной в спичку теряется 400 литров воды. Сколько восьми литровых ведер попусту вытекает из этого крана за 30 дней?

Задача 4. Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если

известно, что пакет весом 2кг 400 г стоит …р., а пакет весом 600г стоит … р.?

Сколько денег она сэкономит?

Предложенные задачи направлены на:

▪ формирование экономических понятий;

▪ раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;

▪ включение в производственную деятельность;

▪ успешную адаптацию в быту.

Задачи практического характера

для укрепления межпредметных связей.

Для укрепления межпредметных связей курса и других предметов, рекомендуется привлекать знания, полученные учащимися на уроках биологии, истории, географии, трудового обучения, СБО. Сведения из этих дисциплин смогут служить материалом для составления арифметических задач. Известно, что учащиеся, успевающие по математике, более уверенно чувствуют себя на уроках труда, им легче произвести расчёты, сделать разметки и чертежи. Желание преуспевать на уроках может быть стимулом в занятиях математикой, если учитель на конкретном, доступном ученику примере покажет, что математические знания (знание мер, умение делать устные вычисления, решать задачи, производить измерения) помогут успешнее овладеть профессией

Задача 1. Одна личинка колорадского жука за свою жизнь съедает 6кг 200г листьев картофеля, а взрослый жук в 4 раза больше. Сколько картофельной ботвы съедает 25 взрослых жуков за день, месяц, лето? (Биология)

Задача 2. Для приготовления одной порции картофельного супа с вермишелью требуется картофеля 150 г, вермишели – 20 г, моркови – 20 г, жира – 5 г, бульона или воды – 400 г. Сколько потребуется продуктов на … таких порций? (СБО)

Задача 3. Отпуск работника предприятия должен составлять 28 календарных дней. Какого числа он должен выйти на работу, если в отпуск ушел с 14 июля.

Задача 4. Площадь поверхности земного шара приблизительно равна 510млн. м2. Чему равна площадь, занимаемая водой, если известно, что суша занимает 29% площади Земли? (География)

Задача 5. Подсчитайте сколько тесьмы потребуется для окантовки косынки, если известно, что она имеет форму равнобедренного треугольника со сторонами: 90см, 60см, 60см? (Трудовое обучение)

Таким образом, для укрепления межпредметных связей математики и других предметов рекомендуется:

▪ установление, на основе общей заинтересованности в результате обучения, прочных связей в работе преподавателей математики и других предметов, согласование общих целей и требований;

▪ иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из практики изучаемых предметов;

▪ составление и решение задач по математике с практическим содержанием, на основе данных изучаемых предметов.

Анализирую выше сказанное можно сделать вывод о том, что знания и умения, полученные при решении задач нужны любому человеку в практической жизни. Как показывает опыт, жизненно-необходимые представления об экономической действительности, о разумном потреблении, умение планировать, рассчитывать можно и нужно формировать у учеников, особенно у детей, проживающих в интернате, выходцев из неблагополучных семей. Если систематически и целенаправленно использовать задачи практической направленности, то у учащихся расширяется кругозор, значительно повышается интерес к предмету, качество вычислительных навыков, следовательно, уровень социализации выпускников в современном обществе.

Жизнь похожа на урок математики.

Как только вы решите одну задачу, учитель задает следующую.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации