Доклад «Развитие речи учащихся на уроках русского языка и чтения как средство для социальной адаптации»

0
0
Материал опубликован 31 January 2023

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и чтения как средство для социальной адаптации

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков речевого развития в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умст­венно отсталых учащихся. Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывает у детей с интеллектуальными нарушениями затруднения в общении с окружающими людьми. В.Г.Петрова справедливо замечает, что умственно отсталый ребёнок, владея в той или иной степени речью, «… редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно».

Развитие речи является одной из основных задач обучения русскому языку учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Для того, чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушающего, ученик должен обладать достаточным запасом слов. Бедность словаря делает речь однообразной, иногда непонятной окружающим. Поэтому обогащение словаря учащихся – главная задача учителя.

Речь учащихся должна быть правильной и точной. Под правильностью речи понимается верное употребление грамматических форм слов, правильное произношение слов и согласование их в предложении. Ученик должен уметь выбрать из имеющегося у него запаса слов именно те слова, которые наиболее точно выражают его мысль.

На уроках чтения в процессе знакомства с новым произведением, в работе над словом, значение которого  не знакомо, идет словарная работа. На каждом уроке чтения осуществляется разбор значений слов или уточнение их смысла исходя из контекста. Дальнейшее изучение прочитанного литературного материала послужит средством активизации словаря путем ответов на вопросы, пересказ, сравнение сюжета и героев данного произведения с сюжетом и персонажами другого, с жизненной ситуацией. Использование таких приёмов предполагает неоднократное повторение значений слов. На уроках грамматики и правописания идет уточнение словаря. Данные уроки нацелены на уточнение фонетического состава слова, на усвоение его орфографии, на отработку умений сочетать его с другими словами, на практике пользоваться законом взаимодействия значения слова и грамматической формы.

На этих уроках также проводится работа по активизации словаря учащихся. Школьники встречаются с изучаемыми словами в серии различных упражнений – как устных, так и письменных. Среди них большое место занимают словарно-логические (подведение видовых понятий под родовое, определение предмета на основе различных признаков, классификация предметов по одному из признаков или действий и т.д.) и словарно-грамматические (подбор антонимов, синонимов, однокоренных слов и др.) упражнения.

Ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным – вот основные направления работы учителя  над словом.  Работа над словом,  над орфографическим правилом повышает уровень активности учащихся на уроке. Она заставляет думать и искать варианты ответов, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные ответы, дифференцировать знания, запоминать стихи, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения,  делать выводы и обобщения. Для обогащения словаря необходимо работать над формированием орфографического навыка у учащихся. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Знакомство с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, со всеми частями речи, с простейшими видами предложений, с членами предложения и рядом орфографических правил помогают развивать  и устную и письменную речь учащихся.

Перевод значения слова на  родной язык способствует обогащению словарного запаса, лучше усваивают правила правописания слов. В качестве домашнего задания детям предлагается подготовить слова на изученное правило. Например: найдите в одном слове два других: соробака, коронава, козаря, норога, куцарица.

Детям дается задание записать на листочках в столбик пять или десять слов на изученное правило (например, на правописание безударных гласных в корне слова) с пропущенными буквами - орфограммами, рядом слова на родном языке: ос…нь – шыже, д…рога – корно, уч…ник – тунемше, д…ска – оҥа. Постепенно эти слова войдут в активный словарь. завести тетрадь, куда  учащиеся записывают слова, в которых допускают ошибки. В скобках слова на родном языке. Например: зима – теле, осина – шопке, беседа – кутырмаш, молоко - шӧр, огород – пакчаи т.д. Учащиеся запоминают их, составляют с ними предложения.

Нужно научить школьников правильно строить предложения, точно выражать свои мысли. С этой целью выполнять упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами.

Существует несколько способов объяснения нового слова. В работе с умственно отсталыми детьми наиболее продуктивным является использование различных наглядных средств: показ соответствующих предметов, их действий и признаков, наблюдение за ними, организуемое как на самом уроке, так и на экскурсии.

На уроках чтения для объяснения значения слова могут быть использованы и такие наглядные, очень специфические средства, свойственные только урокам русского языка, как жест, мимика, драматизация.

Лучше усваивают объяснение значения новых слов с помощью синонимов. Использование синонимов для объяснения требует введение в работу со словом дополнительных приёмов: составление предложений с тем и другим синонимом, установление разницы в оттенках значений, употребление нового слова в ответах на вопросы, в пересказах.

При проведении словарной работы учить детей самостоятельно находить в тексте непонятные для них слова. Умственно отсталые школьники без специальной подготовки могут выделить как незнакомое слово. Нередко они в качестве непонятных называют слова, которые неоднократно встречали в тексте и уже пользовались.

Для повышения грамотности, познавательной и эмоциональной активности обучающихся, ведется работа над предложением.

Предложение – это основная единица речи, в связи, с чем работа над ним является главной учебной задачей школы и особенно уроков русского языка. Научить школьников правильно строить предложения, точно выражать свои мысли – это значит продвинуть детей в использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенью речевого развития – связной речью.

На уроках чтения при изучении сказок предлагаю детям описать сказочного героя или сказочный предмет именами прилагательными. На карточках или методом нашептывания на ухо каждый получает определенного героя. Другие дети не видят задания. Ученик описывает героя после минутной подготовки, остальные дети по описанию должны узнать его. В конце года при обобщении прочитанного за год подобную работу провожу не только по сказкам, но и другим изученным произведениям.

Чтобы повысить уровень работоспособности на уроке, заинтересовать учащихся, заставить работать, необходимо найти такой «ключик» в душе ребенка, который позволит приоткрыть способность к творчеству, поиску.

С этой целью возможно использовать на уроках следующие виды работ:

  1. Составь как можно больше предложений из данных слов.

Пример: творог, верблюд, матрос.

Варианты детских ответов: Матрос на верблюде привез детям творог.

Матрос накормил верблюда творогом. И т.д.

  1. Расскажи другими словами.

Пример: Муха села на варенье.(Летающее животное с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество, сваренное из ягод и сахара). И т.п.

  1. Назови аналоги предмета.

Пример: лодка ( корабль, танкер, подлодка, крейсер и т.д.)

На уроках чтения игра «Скажи по – другому» помогает в речевом анализе текста, уточнении лексического значения слов в контексте.

Пример: «Ворона и лисица» И.А.Крылов – «взгромоздясь», «позадумалась», «близехонько».

  1. При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использую метод неоконченных предложений:
  • Осенние каникулы я провела (провел) хорошо, потому что …(«Как я провел каникулы»)
  • Я люблю свою маму, потому что…(«Мама слово дорогое»).
  • Мне нравится учиться, потому что…(«Наш главный труд- учеба»).

Работа над предложением должна быть всегда в центре внимания учителя на любом уровне русского языка, при изучении любой темы по грамматике.

На уроках старших классов применяются следующие виды заданий:

  • выделение в тексте и составление предложений, различных по интонации, их правильное прочтение;
  • распространение предложений путем введения нескольких слов одной грамматической формы, например прилагательных;
  • выделение в тексте предложений с однородными членами, сложных, простых предложений, их дифференциация;
  • составление предложений определенной конструкции;
  • работа с деформированными предложениями, где слова даны в начальной форме в объеме 5 – 8 лексических единиц;
  • творческие упражнения, когда учащимся предлагается составить предложение по картине.

Связная речь выступает как двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить и умения понимать речь других людей.

На уроке развития устной речи моделируются различные речевые ситуации, в которых решаются личностно и социально значимые коммуникативные задачи. Опыт общения приобретается на уроке в диалогах, в речевых играх, в драматизации. Но очень часто в жизни учащиеся сталкиваются с различными бытовыми ситуациями, которые вызывают у них затруднения. Задача учителя – подготовить своих воспитанников к общению с незнакомыми людьми, развивать у них умение ориентироваться в практической обстановке, устанавливать контакты с окружающими.

При проведении уроков можно создавать ситуации, стимулирующие активность детей и побуждающие их к общению друг с другом и с окружающими людьми. Целесообразно использовать сюжетно-ролевые игры и драматизации. В процессе игровой деятельности происходит взаимодействие взрослого и ребёнка, формируются определённые игровые умения и навыки, происходит развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитие речи. Проигрывая различные ситуации, дети постепенно решают жизненные задачи, с которыми они сталкиваются в быту.

Развитие речи учащихся как средства общения является одним из главных задач учителя на любом уроке.

Решение этой задачи предполагает формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.

Путём многократных игровых упражнений дети приучаются, например, благодарить за помощь, адекватно вести себя в общественных местах. Выполнение систематически повторяющихся сюжетно-ролевых игр приводит к образованию положительных привычек, которые позволяют учащимся в определённой степени приспособиться к окружающей жизни. Идет формирование связной устной речи как средство для создания условий адаптации в социуме.  Развитие связной устной и письменной речи способствует формированию речевых и коммуникативных умений, лучше адаптироваться в социальной жизни.

Список использованной литературы

  1. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: «Просвещение», 2002.
  2. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1978.
  3. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
  4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальной школе. - М., 1987.
  5. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.,1977.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации