Творческое домашнее задание к уроку физики в 7 классе «Рассчитай скорость роста, оцени погрешность»
Всероссийский творческий конкурс для школьных учителей «Авторские образовательные фотографии» Спицына Л.И., учитель физики МАОУ лицея № 64 г. Краснодара
Пояснительная записка
Как рождается цветок, благодаря возможностям современного видеооборудования, можно увидеть, если потратить несколько минут. Наблюдать процесс развития цветка в природных или в домашних условиях можно в течение определенного промежутка времени, набравшись терпения. Эти наблюдения, на мой взгляд, имеют большое познавательное значение, а фотографии, выполненные в ходе таких наблюдений, можно использовать и для образовательных целей.
В седьмом классе на этапе «домашнее задание» урока физики учащимся можно предложить необычные измерения и расчеты, как творческий компонент домашнего задания. Предложить на основе фотографий понаблюдать за ростом будущего цветка, выполнить заданные расчеты, оценить погрешность измерения.
Такое универсальное задание можно было предложить на уроке биологии, но задание перед ребенком должно быть поставлено иное. Физика – наука, развивающая критическое мышление школьников, требующая умения применять полученные предметные знания в нестандартной ситуации. Поэтому на уроке физики, после записи обязательной части домашнего задания, учитель может…озвучить это творческое задание, предлагая алгоритм его выполнения.
Физика. 7 класс.
Тема: Измерение физических величин. Погрешности измерения.
Третий урок курса. Изучены термины «измерительная шкала», цена деления шкалы, погрешность.
Творческое задание
(домашнее или к занятию по внеурочной деятельности):
«Рассчитай скорость роста. Оцени погрешность»
Этап 1: Познавательно - мотивационный (реализуется на уроке, 2 мин)
Задание 1. Текст внимательно послушай, поразмысли, отгадай: о цветах какого комнатного растения пойдет речь?
1. Страна происхождения этого цветка доподлинно неизвестна. Но в древних китайских манускриптах (V век до н. э.) появились первые упоминания об этом растении, а его цветы дошли до нас в рисунках и иероглифах. Известный мыслитель древних времен Конфуций именно об этом цветке писал: «Слова любимых сердцем людей – это нежнейший запах …» [1]
2. Это тропические растения с красивыми цветами. В легендах племён, издавна населявших влажные тропики Южной Америки и Азии, эти цветы называются «осколками радуги, упавшей на землю». Эти цветы могут радовать нас в любой стране мира в виде комнатных растений, и в природе они могут произрастать везде, кроме пустыней и Антарктиды. Более пятисот видов растения можно встретить в нашей стране. Принадлежность к виду растения (эпифитный или литофитный) определяет способ его произрастания в естественных условиях.
3. В природе эпифитные растения растут на стволах деревьев, «держась» за них своими крепкими корнями. Известно ли вам, что в процессе фотосинтеза этого растения участвуют не только листья, но и вся корневая система? Удивительно, но эти растения не являются паразитами, так как для развития и собственного питания используют воздушную среду с повышенной влажностью.
! Догадались, ребята? Есть ответы? Верно, это комнатный цветок … (орхидеи), его иначе называют фаленопсис.
Жду появления цветка этого удивительного растения. Наблюдаю. Делаю снимки. Предлагаю вам, мои любимые ученики, выполнить творческое домашнее задание на основе фотографий.
Предлагается ученикам для ознакомления коллаж фотографий - материал для выполнения творческого задания по теме «Измерение физических величин». Коллаж из фото – визуальный материал для расчетов представлен в Приложении 1.
В зависимости от режима выполнения задания (внеурочная деятельность в школе или домашнее задание) можно использовать фотографии, представленные по отдельности.
Наличие подробного алгоритма выполнения задания связано с еще не сформировавшимися навыками выполнения подобных расчетов семиклассниками.
Фото 1. Общий вид растения. Перед вами: объект исследования – будущий цветок, точнее, соцветие орхидеи.
Учащимся демонстрируется серия авторских фотографий, называется адрес Интернет-ресурса – блога учителя* [3], на страницах которого размещены фотографии и алгоритм выполнения задания.
*В блоге учителя этот материал будет размещен через несколько дней, после окончания проверки конкурсной работы на заимствования!
Задание № 2: На основе фотографий рассчитать скорость роста и развития цветка орхидеи, оценить абсолютную погрешность измерений.
! Внимание: Временной интервал съёмок составил 2 суток + 2 часа. Для расчётов считать, что погрешность измерения промежутков времени равна нулю.
Размеры (исходные, начальные) ростка представлены на фотографии № 2, которая была выполнена 2 ноября 2019 года, в 9 часов утра.
Следующая фотография выполнена 4 ноября 2019 года, в 11 часов. Фото № 3
Фото № 4 – 6 ноября 2019 года, 13 часов.
Фото № 5 - выполнено 8 ноября 2019 года в 15 часов.
Этап 2: Практический, деятельностно-развивающий (время выполнения индивидуально, от 10 до 25 минут)
Алгоритм выполнения измерений и расчётов. Рекомендации учителя.
Приступая к измерениям размера ростка, приготовьте таблицу для записи полученных результатов.
!Ячейки таблицы заполняются по мере выполнения измерений или расчётов, алгоритм выполнения которых представлен в пунктах ниже:
Результат измерения; l, мм | Средняя длина ростка, lср , мм | Абсолютная погрешность измерения, Δl, мм | Результат измерения длины с учетом погрешности [2, с. 14] | |
Фото № 2 | ||||
Фото № 3 | ||||
Фото № 4 | ||||
Фото № 5 |
Алгоритм:
1. Начиная измерения, расположите линейку так, чтобы шкала на ней оказалась расположенной параллельно начальной отметке, совпадающей с вершиной ростка. Можно отметить линией начальное положение измерительного прибора.
2. Передвигая по рисунку (по фотографии) линейку, расположите её так, чтобы шкала на ней оказалась у основания ростка. Отметьте положение линейки на фотографии второй линией. В качестве примера представлены положения шкалы линейки на одной из фотографий, которая не вошла в фото задания.
3. Измерьте расстояние (по шкале на фотографии) между отмеченными линиями. Результат измерений запишите в соответствующие ячейки своей таблицы.
4. Для расчета среднего значения длины ростка используйте формулу:
= (мм)
5. Рассчитайте абсолютную погрешность измерения длины ростка. Для каждого измерения длины ростка определите: Δl1 = | |
6. Среднюю скорость роста цветка рассчитайте по формуле: [
7 * Поскольку единицей измерения скорости роста оказалась внесистемная единица измерения, выразите скорость роста, например, в см/час или в единицах СИ!
Источники информации
Страница сайта «Всё о цветах» https://komnatnie.com/orhid/obshinf/rodina.html
Перышкин А.В. Физика, 7 класс. Учебник. М., Дрофа, 2016г., 224 с.
Блог Спицыной Л.И. «Мир физики», http://uroki-v-licee.blogspot.ru
Фотографии на уроках физики_Росток_Спицына Л.И.
PDF / 1.01 Мб
Гроздева Ирина