12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кириченко Ольга Александровна247

Занятие по ознакомлению детей 2-3 лет с русским фольклором на основе народной сказки «Рукавичка».

Автор- Кириченко Ольга.

Цель занятия- познакомить детей раннего с возраста с различными образцами русского фольклора (сказка, потешки, игровые попевки), пробудить в детях интерес к фольклорным словесным жанрам и народным играм, передать начальные знания о занятиях зверей в зимнем лесу.

Реквизит:

Ширма для кукольного спектакля

Колокольчик

Игрушечные сани c запряженной лошадью

Большая рукавица

Кукла-«мужик»

Игрушечная собака

Кукла перчаточная или пальчиковая мышка

Кукла перчаточная или пальчиковая лягушка

Кукла перчаточная или пальчиковая зайчик

Кукла перчаточная или пальчиковая лиса

Кукла перчаточная или пальчиковая волк

Кукла перчаточная или пальчиковая медведь

Кукла-девочка и комплект одежды к ней

Шишки

Корзина

Пряник печатный

Шумовые народные инструменты (трещотки, ложки, бубен)- по желанию

Занятие проводится в зимнее время года.

Педагог находится за ширмой. Звенит в колокольчик, педагог читает:

Как по снегу по метели

Славны саночки летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

Детям показывается кукольный спектакль по народной сказке «Рукавичка»:

Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка. А ты кто?
- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!
- Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?
- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
- Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!
- Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
- Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто?
- А я кабан - клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
- Тебе и не влезть!
- Как-нибудь влезу, пустите!
- Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?
- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
- Да как-нибудь!
- Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

Все кукольные звери появляются на ширме, здороваются с ребятами, в лапках один из зверей держит русский печатный пряник:

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Мы к вам в гости пришли,

Сладкий пряник принесли!

Пряник лакомый, кусок сахарный.

И как гости просим вас

Показать для нас сейчас

Ваши знанья и уменья,

А потом уж-угощенье!

Педагог: Покажем, ребята, свои знанья и уменья нашим гостям из леса?

Дети: Да!

Педагог:

Коли гости просят нас,

Мы не смеем дать отказ.

Ум, смекалку им покажем,

То, что ведаем, расскажем!

Мы станцуем, поиграем,

Вас в расстройстве не оставим!

Не скучаем никогда!

Правда ведь, ребята? (Да!)

Животные прячутся за ширмой, остаётся одна мышка:

-Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Да, я мышка-норушка. Мы с моими сестричками и братишками мышками очень любим играть, веселиться и водить хороводы. Только вот серый кот иногда мешает нам… А вы, ребятушки, умеете в хороводные игры играть? (Да!)

Проводится русская народная хороводная игра «Кот и мыши». Дети встают в хоровод, выбирается «кот», который садится на стульчик и закрывает глазки ладошками. Дети с педагогом двигаются по кругу в хороводе:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота-Ваську не будите!

Вот проснётся Васька-кот,

(«кот» открывает глаза)

Разобьёт весь хоровод!

«Кот» бегает за «мышами», пытаясь поймать, «мыши» могут прятаться за спину педагога, там «кот» их уже не ловит.

Мышка хвалит ребят, усаживается на ширму или на другое место в поле видимости детей. Появляется лягушка:

-Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Да, я лягушка-квакушка! Пришла к вам не одна, а с моей подружкой- куклой Катей. Катя на улицу собирается, да что надеть не знает. И я ей подсказать не могу, ведь мы, лягушки, зимой и летом в своей зелёной кожице, а Кати вон сколько одежды. (Детям демонстрируется кукольная одежда- платье, носочки, шапка, шарф, шубка.) Не услужите ли нам, не поможете ли Кате одеться?

Дети совместно с педагогом одевают куклу, при этом разговаривая о том, что на улице зима, холодно, и поэтому надо надевать тёплую одежду. Когда кукла одета, педагог читает русскую потешку:

Наша Катя маленька,

На ней шубка славненька!

Опушка бобровая,

Катя чернобровая!

Лягушка и Катя благодарят детей за помощь, остаются в поле видимости детей. На ширме появляются заяц, лиса и медведь. Педагог обращает внимание детей на появившихся животных и читает потешку:

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери на плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

-Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

-Поди, догоняй-ка!

Похвалялся медведь:

-Могу я песни петь!

Зайка:

-Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Да, я зайчик-побегайчик. В лесу живу, кору грызу, от волка прячусь. Холодно, мне, заиньке в лесу зимой, да боязно! Кабы кто мог согреть меня…

Педагог:

-Не расстраивайся, зайка! Мы с ребятами сейчас поможем тебе согреться! Пойдём с нами ушки да лапки греть, вмиг о морозце забудешь!

Разминка под песню «Зайка серенький сидит».

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайка говорит ребятам, что согрелся, благодарит их за танец. Садится рядом с мышкой и лягушкой. Перед детьми появляется лиса. Педагог читает потешку:

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела.

Себе-двое,

Мужу-трое

И детишкам

По лаптишкам.

Лиса здоровается, говорит, что весь день ходила по лесу, да как смеркаться начало, отправилась в норку, спать. Лиса спрашивает у ребят, а знают ли они, когда нужно играть, а когда спать? (Да!) Дети с педагогом отвечают, что играть надо днём, а спать ночью. Лиса:

-А вот я сейчас проверю, знаете ли вы!

Проводится игра «День и ночь». На словах «ночь пришла, темноту привела» дети складывают ладошки и кладут на них голову, закрывают глаза. Звучит весёлая народная музыка. На словах «эй, ребятушки вставайте, светлый день не прозевайте!» дети танцуют, прыгают. Музыка прекращается, снова приходит «ночь».Игра проводится 3-4 раза.

Лиса хвалит детей, садится рядом с лягушкой, мышкой и зайцем. Появляется волк. Педагог читает потешку:

Волк-волчок,

Шерстяной бочок.

Через ельник бежал,

В можжевельник попал,

Зацепился хвостом,

Ночевал под кустом.

Волк:

-Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Да, я волк-волчок- шерстяной бочок.Из зимнего леса к вам пришёл. Одиноко в лесу зимой мне, даже заяц, и тот от меня прячется. Слышал я, обещали вы удаль молодецкую да стать девичью показать?

Педагог:

-Обещали, волчок, обещали.

Волк:

-Не развеселите ли меня, ребятки? Не спляшете ли мне?

Хороводные танцыпод песню «Ай-ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу» и «Как на нашем на лугу». Дети повторяют движения за педагогом: «играют на дудочке», водят хоровод, хлопают в ладоши, показывают «чашечку» ладошками, импровизируют в проигрыше.

Волк благодарит детей за то, что развеселили его. Отправляется к мышке, лягушке, зайцу, лисе.

Появляется медведь:

-Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Да, я мишка-косолапый. Спал я в своей берлоге, да проснулся от голода, пошёл в лес шишки кедровые собирать, да шишки все снегом замело.

Педагог:

-Не расстраивайся, Миша! Мы с ребятами поможем тебе шишки найти! Правда, ребята? (Да!)

Игра-танец «Мишка косолапый».

Педагог раздаёт каждому ребёнку по шишке, обращает внимание детей на схожесть шишки с ежом. Проводится самомассаж ладоней шишкой:

Маленький колючий ёж,

До чего же ты хорош!

Я люблю твои иголки,

Хоть они и очень колки!

Шишки складываем в корзину, передаём корзину медведю. Мишка благодарит ребят. Отправляется «в лес», спать (скрывается за ширмой). Проводится жестовая игра «Как на горке снег»:

Как на горке снег, («домик» руками над головой)

И под горкой снег, (проводим в разные стороны руками на уровне коленей)

А под снегом спит медведь, (ладошки под голову, закрываем глаза)

Тише-тише, не шуметь! (приставляем палец к сомкнутым губам)

Животные сообщают, что им очень понравилось у ребят, отмечают их ум, знания, находчивость, смекалку, дарят им печатный пряник и также отправляются «в лес». Дети прощаются с животными.

Педагог сообщает о предстоящем чаепитии, усаживает детей за столы и под спокойную музыку неторопливо рассказывает им стихотворение, сопровождая чтение жестами (дети повторяют жесты по желанию):

(плавно качаем ладошками)

Белых хлопьев белый пух

Плавно и спокойно

(растопыриваем пальцы, показываем ладонями «домик»)

Над деревьями кружит и над колокольней.

Каждый дом и каждый куст

(обнимаем себя)

Греет, одевает.

(гладим себя по плечам)

Снеговая шубка,

(руки на голову)

Шапка снеговая.

(плавно качаем ладошками)

Белых хлопьев белый пух

С неба валит валом,

Укрывая белый свет

Белым одеялом.

(показываем направление)

Чтобы слева, впереди,

Позади и справа

(руки под щеку)

Сладко спали до весны

Дерева и травы

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.