Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «География» по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Министерство образования Иркутской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Ангарский техникум общественного питания и торговли»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ ИО АТОПТ
__________________С.А. Карп
«____»______________20___г.
ФОНД оценочных средств
по учебной дисциплине
ГЕОГРАФИЯ
по специальности
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Ангарск, 2019
Фонд оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, рабочей программы учебной дисциплине География по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Разработчик:
ГАПОУ ИО АТОПТ преподаватель Е.А. Фефелова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательной подготовки Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ЦМК _________________ /Ю.А. Бочарова/
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Пояснительная записка
|
4 |
2. |
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
|
5-7 |
3. |
Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
|
8-10 |
4. |
Распределение типов контрольных заданий по элементам предметных результатов текущего контроля
|
11-16 |
5. |
Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам предметных результатов, контролируемых на промежуточной аттестации
|
17-21 |
6. |
Структура контрольного задания 6.1. Пояснительная записка 6.2. Текст задания 6.3. Время на подготовку и выполнение 6.4. Перечень контроля и оценки 6.5. Пакет проверяющего 6.6. Бланк ответов для контрольной работы |
22-24 24-49 50 51-55 56-68 69-72 |
7. |
Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых при аттестации
|
73-75 |
8. |
Лист согласования изменений и дополнений к фонду оценочных средств
|
76 |
1. Пояснительная записка
Фонд оценочных средств (далее ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины География.
ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта.
ФОС разработан на основании:
- программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров;
- рабочей программы учебной дисциплины География.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка предметных результатов, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины География.
Таблица 1
Результаты обучения: предметные результаты |
Показатели оценки результата |
ПР1. Владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; |
- определять задачи, возникающие при решении актуальных проблем развития человечества, которые могут быть решены средствами географии; - использовать географические знания для анализа явлений и процессов, происходящих в современном мире. |
ПР2. Владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; |
- вычленять географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; - оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем. |
ПР3. Сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; |
- давать определения понятиям и терминам экономической и социальной географии; - называть традиционные и современные методы географических исследований; - выделять страны, обладающие крупными запасами природных ресурсов; - определять численность населения мира и разных стран мира; - различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения мира, отдельных регионов и стран; - классифицировать страны по этническому составу; - указывать религиозный состав населения в разных странах мира; - выявлять особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира; - определять особенности миграционных процессов в разных странах и регионах мира; - классифицировать страны по уровню урбанизации; - устанавливать плотность населения в разных странах и регионах мира; - различать страны по уровню социально-экономического развития; - определять отрасль международной специализации разных стран мира; - определять особенности социально-экономического положения России; - устанавливать достоверность суждений о глобальных проблемах человечества. |
ПР4. Владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
|
- определять объект наблюдения; - выделять существенные признаки наблюдаемого объекта, процесса, явления; - выявлять и анализировать факторы, влияющие на появление, развитие и изменение природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. |
ПР5. Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях; |
- читать и анализировать карты различной тематики; - пользоваться системой условных обозначений; - находить на картах заданную территорию, используя ориентиры: градусную сетку, береговую линию и другие географические объекты; - отбирать необходимую информацию с представленной для анализа географической карты; - определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов в ходе анализа географических карт; - сравнивать и обобщать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; - классифицировать информацию по заданным признакам; - оценивать и объяснять полученную при анализе информацию; - устанавливать особенности объектов изучаемой территории; - выявлять и объяснять причинно-следственные и пространственные взаимосвязи связи между явлениями; - составлять общие и частные описания явлений и объектов территорий; - делать заключения о причинах особенностей объектов изучаемой территории. |
ПР6. Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; |
- выявлять географические зависимости и закономерности, на основе анализа, и интерпретации географической информации; - формулировать выводы и заключения, на основе фактов, имеющихся в источнике. |
ПР7. Владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; |
- использовать знания о географических законах и закономерностях для объяснения свойств географических объектов и явлений, процессов; - использовать знания о географических законах и закономерностях для объяснения различий географических объектов, процессов и явлений. |
ПР8. Сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. |
- определять характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях; - указывать причины важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем. |
3. Распределение оценивания результатов обучения
по видам контроля
Таблица 2
Наименование элемента предметных результатов |
Виды аттестации |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|
ПР1. Владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; |
Устный опрос.
Составление схемы.
Доклад.
Практическая работа.
Мини-проект. |
Дифференцированный зачет (Контрольная работа в форме разноуровневых заданий) |
ПР2. Владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; |
Устный опрос.
Доклад.
Реферат.
Мини-проект. |
|
ПР3. Сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; |
Устный опрос.
Географический диктант.
Задания в тестовой форме.
Составление характеристики страны, отрасли промышленности.
Подготовка реферата, сообщения, доклада, электронной презентации.
Составление кроссворда.
Буклет.
Составление глоссария.
Практическая работа.
Контрольная работа.
Мини-проект. |
|
ПР4. Владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; |
Практическая работа.
Реферат.
Доклад.
Мини-проект. |
|
ПР5. Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях; |
Практическая работа.
Составление характеристики страны, отрасли промышленности.
Мини-проект. |
|
ПР6. Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; |
Доклад
Реферат.
Практическая работа.
Контрольная работа.
Мини-проект. |
|
ПР7. Владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; |
Практическая работа.
Составление характеристики страны, отрасли промышленности.
Мини-проект. |
|
ПР8. Сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. |
Устный опрос.
Задания в тестовой форме.
Реферат.
Доклад.
Сообщение.
Электронная презентация.
Составление глоссария.
Контрольная работа.
Мини-проект. |
4. Распределение типов контрольных заданий
по элементам Предметных результатов
текущего контроля
Таблица 3
Содержание учебного материала по программе УД |
Тип контрольного задания |
|||||||
ПР1 |
ПР2 |
ПР3 |
ПР4 |
ПР5 |
ПР6 |
ПР7 |
ПР8 |
|
Раздел 1. Введение. Источники географической информации. |
||||||||
Тема 1.1. Введение. Источники географической информации. |
УО
|
Д
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1.2. Практическая работа Географическая карта как важнейший источник географической информации. |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
Раздел 2. Политическое устройство мира |
|
|||||||
Тема 2.1. Многообразие стран современного мира. |
|
|
Т К |
|
|
|
|
|
Тема 2.2. Международные отношения и политическая карта мира. Политическая география. |
|
|
Д |
|
|
|
УО |
|
Тема 2.3. Практическая работа Современная политическая карта мира. |
|
|
ПР |
|
|
ПР |
ПР |
|
Раздел 3. География мировых природных ресурсов |
|
|||||||
Тема 3.1. Взаимодействие общества и природы. |
|
|
|
|
|
|
|
ТАБ |
Тема 3.2. Мировые природные ресурсы. |
П |
П |
П |
П |
П |
П |
П |
П |
Тема 3.3. Практическая работа Обеспеченность различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. |
|
ПР |
ПР |
|
ПР |
ПР |
|
|
Раздел 4. География населения мира |
|
|||||||
Тема 4.1. Численность и воспроизводство населения мира. |
|
|
Т |
|
|
|
|
|
Тема 4.2. Практическая работа Демографическая ситуация и особенности демографической политики в различных странах и регионах мира. |
|
|
ПР |
|
ПР |
ПР |
ПР |
|
Тема 4.3. Состав (структура) населения Земли. |
|
|
Р ЭП |
|
|
Р
|
Р |
|
Тема 4.4. Размещение и миграция населения. |
|
С |
С УО |
|
|
|
УО |
|
Тема 4.5. Городское и сельское население. |
|
С ГД |
|
|
|
|
|
|
Тема 4.6. Контрольная работа по теме: «География населения мира». |
КР |
КР |
КР |
КР |
КР |
КР |
КР |
КР |
Раздел 5. Мировое хозяйство |
|
|||||||
Тема 5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства. |
|
ПК |
|
|
|
УО |
|
|
Тема 5.2. География сельского хозяйства и рыболовства. |
|
Р Т |
Р Т |
Р |
Т |
Т |
Р |
|
Тема 5.3. Горнодобывающая промышленность. |
|
Х |
ПК Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 5.4. Топливная промышленность. |
|
Х |
Д ПК Х |
Д Х |
Д Х |
Д ПК Х |
Д ПК Х |
Д Х |
Тема 5.5. Электроэнергетика. |
|
Х |
СС С Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
С Х |
Тема 5.6. Металлургическая промышленность. |
|
Х |
УО Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 5.7. Машиностроение мира. |
|
Х |
ТАБ С Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 5.8. Химическая промышленность. |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 5.9. Лесная промышленность. |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 5.10. География транспорта мира. |
|
Х |
С Т Х |
Х |
Х |
Х |
Т Х |
Х |
Тема 5.11. Всемирные экономические отношения. |
|
|
ПК |
|
ПК |
|
|
|
Тема 5.12. Практическая работа Основные направления международной торговли товарами. |
|
ПР |
ПР |
|
ПР |
ПР |
ПР |
|
Тема 5.13. Контрольная работа по теме: «Мировое хозяйство». |
КР |
КР |
КР |
КР |
КР |
КР |
КР |
КР |
Раздел 6. Регионы мира |
||||||||
Тема 6.1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы. |
|
|
ПК |
|
ПК |
УО |
|
|
Тема 6.2. Население Зарубежной Европы. |
|
|
С ЭП УО |
|
С ЭП |
|
|
|
Тема 6.3. Характеристика хозяйства Зарубежной Европы. |
|
|
ПК |
|
УО |
УО |
УО |
|
Тема 6.4. Общая экономико-географическая характеристика Германии. |
|
Х |
С Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 6.5. Общая экономико-географическая характеристика Великобритании. |
|
Х |
С Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 6.6. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии. |
|
|
ПК |
|
ПК |
УО |
|
|
Тема 6.7. Население Зарубежной Азии. |
|
|
С ЭП УО |
|
С ЭП |
|
|
|
Тема 6.8. Характеристика хозяйства Зарубежной Азии. |
|
|
ПК |
|
УО |
УО |
УО |
|
Тема 6.9. Общая экономико-географическая характеристика Японии. |
|
Х |
С Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 6.10. Общая экономико-географическая характеристика Китая. |
|
Х |
С Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 6.11. Общая экономико-географическая характеристика Индии. |
|
Х |
С Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 6.12. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Африки. |
|
|
ПК |
|
ПК |
УО |
|
|
Тема 6.13. Население Африки. |
|
|
С ЭП УО |
|
С ЭП |
|
|
|
Тема 6.14. Характеристика хозяйства Африки. |
|
|
ПК |
|
УО |
УО |
УО |
|
Тема 6.15. Общая характеристика Северной Америки. |
|
Х |
С Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 6.16. Общая экономико-географическая характеристика США. |
|
Х |
С Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 6.17. Общая экономико-географическая характеристика Канады. |
|
Х |
С Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 6.18. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Латинской Америки. |
|
|
ПК |
|
ПК |
УО |
|
|
Тема 6.19. Население Латинской Америки. |
|
|
С ЭП УО |
|
С ЭП |
|
|
|
Тема 6.20. Характеристика хозяйства Латинской Америки. |
|
|
ПК |
|
УО |
УО |
УО |
|
Тема 6.21. Общая экономико-географическая характеристика Бразилии. |
|
Х |
С Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 6.22. Общая экономико-географическая характеристика Мексики. |
|
Х |
С Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 6.23. Общая экономико-географическая характеристика Австралии и Океании. |
|
Х |
С Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 6.24. Практическая работа Взаимосвязь между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
Тема 6.25. Контрольная работа по теме: «Регионы мира». |
КР |
КР |
КР |
КР |
КР |
КР |
КР |
КР |
Раздел 7. Россия в современном мире |
||||||||
Тема 7.1. Россия на политической карте мира. |
|
Х |
Р ЭП Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Тема 7.2. Практическая работа Россия в мировом хозяйстве и международном разделении труда. |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
||||||||
Тема 8.1. Глобальные проблемы человечества. |
Д |
Д |
СС Д ЭП УО |
Д ЭП |
Д ЭП |
Д ЭП |
Д ЭП |
Д ЭП УО |
Тема 8.2. Практическая работа Географические аспекты глобальных проблем человечества на карте мира. |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
ПР |
Тема 8.3. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия устойчивого развития. |
С |
С |
С УО |
С |
|
С |
С УО |
|
Тема 8.4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
УО |
УО |
УО Г |
УО |
УО |
УО |
УО |
УО Г |
Условные обозначения:
УО - устный опрос,
ПР - практическая работа,
КР - контрольная работа,
Т - задания в тестовой форме,
ПК - проверка конспектов,
Р - реферат,
Д - доклад,
С - сообщение,
ГД - географический диктант,
ТАБ - составление таблицы,
СС - составление схемы,
ЭП - электронная презентация,
Х - составление характеристики страны, отрасли промышленности,
Г - составление глоссария,
П - мини-проект.
5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам Предметных результатов, контролируемых на промежуточной аттестации
Таблица 4
Содержание учебного материала по программе УД |
Тип контрольного задания |
|||||||
ПР1 |
ПР2 |
ПР3 |
ПР4 |
ПР5 |
ПР6 |
ПР7 |
ПР8 |
|
Раздел 1. Введение. Источники географической информации. |
||||||||
Тема 1.1. Введение. Источники географической информации. |
В1 |
|
А2 |
|
|
|
|
|
Тема 1.2. Практическая работа Географическая карта как важнейший источник географической информации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Политическое устройство мира |
||||||||
Тема 2.1. Многообразие стран современного мира. |
|
|
А12 |
|
|
|
|
|
Тема 2.2. Международные отношения и политическая карта мира. Политическая география. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2.3. Практическая работа Современная политическая карта мира. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. География мировых природных ресурсов |
||||||||
Тема 3.1. Взаимодействие общества и природы. |
|
|
|
В3 |
|
|
|
С2 |
Тема 3.2. Мировые природные ресурсы. |
|
|
А3 |
|
|
В2 |
|
А1 |
Тема 3.3. Практическая работа Обеспеченность различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. География населения мира |
||||||||
Тема 4.1. Численность и воспроизводство населения мира. |
|
|
А1 А4 А5 |
В3 |
|
|
|
|
Тема 4.2. Практическая работа Демографическая ситуация и особенности демографической политики в различных странах и регионах мира. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 4.3. Состав (структура) населения Земли. |
|
|
А6 А7 А8 |
|
|
|
|
|
Тема 4.4. Размещение и миграция населения. |
|
|
А9 А11 |
В3 |
|
|
|
|
Тема 4.5. Городское и сельское население. |
|
|
А10 |
|
|
|
|
|
Тема 4.6. Контрольная работа по теме: «География населения мира». |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5. Мировое хозяйство |
||||||||
Тема 5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства. |
|
|
А1
|
|
|
|
|
|
Тема 5.2. География сельского хозяйства и рыболовства. |
|
|
А1 |
|
|
|
|
|
Тема 5.3. Горнодобывающая промышленность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5.4. Топливная промышленность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5.5. Электроэнергетика. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5.6. Металлургическая промышленность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5.7. Машиностроение мира. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5.8. Химическая промышленность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5.9. Лесная промышленность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5.10. География транспорта мира. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5.11. Всемирные экономические отношения. |
|
|
А13 |
|
|
|
|
|
Тема 5.12. Практическая работа Основные направления международной торговли товарами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5.13. Контрольная работа по теме: «Мировое хозяйство». |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 6. Регионы мира |
||||||||
Тема 6.1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6.2. Население Зарубежной Европы. |
|
|
А5 |
|
|
|
С4 |
|
Тема 6.3. Характеристика хозяйства Зарубежной Европы. |
|
С1 |
|
|
|
|
|
|
Тема 6.4. Общая экономико-географическая характеристика Германии. |
|
|
|
|
|
В4 |
|
|
Тема 6.5. Общая экономико-географическая характеристика Великобритании. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6.6. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6.7. Население Зарубежной Азии. |
|
|
|
|
|
|
С4 |
|
Тема 6.8. Характеристика хозяйства Зарубежной Азии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6.9. Общая экономико-географическая характеристика Японии. |
|
|
А13 |
|
|
В4 |
|
|
Тема 6.10. Общая экономико-географическая характеристика Китая. |
|
|
|
|
С5 |
|
|
|
Тема 6.11. Общая экономико-географическая характеристика Индии. |
|
|
А13 |
|
|
В4 |
|
|
Тема 6.12. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Африки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6.13. Население Африки. |
|
|
|
|
|
|
С4 |
|
Тема 6.14. Характеристика хозяйства Африки. |
|
С1 |
|
|
|
|
|
|
Тема 6.15. Общая характеристика Северной Америки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6.16. Общая экономико-географическая характеристика США. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6.17. Общая экономико-географическая характеристика Канады. |
|
|
А13 |
|
С5 |
|
|
|
Тема 6.18. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Латинской Америки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6.19. Население Латинской Америки. |
|
|
А4 |
|
|
|
|
|
Тема 6.20. Характеристика хозяйства Латинской Америки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6.21. Общая экономико-географическая характеристика Бразилии. |
|
|
|
|
|
Б4 |
|
|
Тема 6.22. Общая экономико-географическая характеристика Мексики. |
|
|
А12 |
|
|
|
|
|
Тема 6.23. Общая экономико-географическая характеристика Австралии и Океании. |
|
|
|
|
С5 |
|
|
|
Тема 6.24. Практическая работа Взаимосвязь между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6.25. Контрольная работа по теме: «Регионы мира». |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 7. Россия в современном мире |
||||||||
Тема 7.1. Россия на политической карте мира. |
|
|
А14 |
|
С5 |
|
|
|
Тема 7.2. Практическая работа Россия в мировом хозяйстве и международном разделении труда. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
||||||||
Тема 8.1. Глобальные проблемы человечества. |
С3 |
|
|
|
|
|
|
А15 |
Тема 8.2. Практическая работа Географические аспекты глобальных проблем человечества на карте мира. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 8.3. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия устойчивого развития. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 8.4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 8.5. Дифференцированный зачёт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Структура Контрольного задания
6.1. Пояснительная записка
Для студентов, обучающихся по специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, по итогам второго семестра в рамках промежуточной аттестации проводится дифференцированный зачёт в форме контрольной работы. Контрольная работа состоит из разноуровневых заданий и выполняется в письменной форме на бумажных носителях.
Объектами контроля и оценивания выступают дидактические единицы предметных результатов, подлежащие проверке в соответствии с таблицей 1.
Контрольная работа состоит из 4 вариантов. В каждом варианте три части, которые различаются по типу заданий, уровню сложности и количеству заданий. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся задания одного типа и одинакового уровня сложности.
Таблица 5
№ |
Часть работы |
Тип заданий |
Коли-чество заданий |
Макси-мальный балл |
1 |
Часть 1 (А) |
Задания с выбором ответа |
15 |
15 |
2 |
Часть 2 (В) |
Задания с кратким ответом |
4 |
8 |
3 |
Часть 3 (С) |
Задания со свободным развёрнутым ответом |
5 |
12 |
Итого: |
24 |
35 |
Часть 1 (А) содержит задания с выбором ответа (репродуктивный уровень).
Включает две группы заданий:
задания с выбором одного из четырёх вариантов ответов, только один из которых является правильным (базового уровня проверки знаний). Они сформулированы в виде части предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение.
задания, предлагающие для анализа два суждения по определенной проблеме курса (повышенного уровня проверки знаний). Студент должен установить, какое из суждений является истинным, а какое ложным. При этом следует иметь в виду, что ложными (неверными) или истинными (верными) могут оказаться оба суждения.
Задание считается выполненным верно, если студент выбрал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях:
а) указан номер неправильного ответа;
б) указаны номера двух и более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;
в) номер ответа не указан.
Часть 2 (В) содержит задания с кратким ответом (реконструктивный уровень).
Включает 4 задания:
1) задание на выбор 3-х правильных ответов из предложенного списка;
2) задание, требующее записать ответ в виде последовательности букв;
3) задание, требующее записать ответ в виде слова;
4) задание, требующее записать ответ в виде словосочетания.
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Часть 3 (С) содержит задания со свободным развёрнутым ответом (творческий уровень).
Включает 5 заданий, при выполнении которых требуется:
а) продемонстрировать способность использовать знания и умения для решения географических задач в новых для студентов ситуациях;
б) записать максимально полный ход рассуждения на поставленный вопрос.
Количество баллов, выставляемых за задания, зависит от полноты и правильности ответов. Оценивается полный правильный и частично правильный ответ.
К заданиям частей 1 (А) и 2 (В) даны эталоны ответов, к заданиям части 3 (С) – критерии верных ответов и указания по их оцениванию.
6.2. Текст задания
Инструкция для студентов
Уважаемый студент! Перед вами контрольная работа, которая состоит из 24 заданий. Работа разделена на 3 части, которые различаются в зависимости от уровня сложности.
К каждому заданию из первой части даны 4 варианта ответов. Варианты обозначены цифрами: 1), 2), 3), 4). Из всех предложенных может быть только один правильный ответ. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
К заданиям второй и третьей части ответы не даны. Вы должны самостоятельно сформулировать ответы.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны, строго следуя инструкции. Если какое-то задание вызывает затруднение, то не задерживайтесь на его выполнении. Это задание можете пропустить и выполнить следующее, а в оставшееся время снова вернитесь к пропущенному заданию.
При выполнении заданий сначала воспользуйтесь черновиком, затем ответы перенесите в бланк ответов. Все записи в бланке ответов делайте аккуратным, разборчивым почерком, яркими чернилами синего или чёрного цвета.
При выполнении заданий В2, С1 можно пользоваться калькулятором.
Для выполнения задания С5 необходимо использовать карты атласа.
Запрещается использовать какие-либо источники информации, если это прямо не указано в задании (учебники, конспекты, мобильные телефоны и др.), корректор, пересаживаться и вести всякое общение с одногруппниками.
По окончании выполнения работы в конце бланка ответов поставьте дату и личную подпись.
На выполнение заданий и оформление бланка ответов даётся 43 минуты.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Желаем успехов!
Вариант № 1
Часть 1 (А)
Задания с выбором ответа |
При выполнении заданий выберите один правильный ответ и запишите его в виде сочетания цифры (номер вопроса) и цифры (вариант ответа) |
А1 Соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размером их использования - это:
1) природовосстановление;
2) природопользование;
3) ресурсообеспеченность;
4) ресурсосбережение.
А2 Традиционным методом географических исследований является:
1) статистический метод;
2) метод моделирования;
3) геоинформационный метод;
4) аэрокосмический.
А3 Страна, обладающая крупнейшими запасами водных ресурсов (полного речного стока)
1) Россия;
2) Канада;
3) Бразилия;
4) США.
А4 Численность населения Земли составляет:
1) около 5 млрд человек;
2) около 6 млрд человек;
3) чуть более 7 млрд человек;
4) около 8 млрд человек.
А5 Демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится:
1) в экономически развитых странах Европы;
2) в развивающихся странах Латинской Америки;
3) в странах Азии;
4) в странах Африки.
А6 Всего в мире насчитывается около
1) 500 народов;
2) 1 тыс. народов;
3) 2 тыс. народов;
4) 3-4 тыс. народов.
А7 Страна, в которой конфуцианство является национальной религией
1) Монголия;
2) Индия;
3) Казахстан;
4) Китай.
А8 Из перечисленных стран наибольшая доля неграмотного населения характерна для
1) Таиланда;
2) Аргентины;
3) Эфиопии;
4) Монголии.
А9 В настоящее время странами трудовой эмиграции являются:
1) Египет и Алжир;
2) Мексика и Швеция;
3) Люксембург и Канада;
4) Австралия и Греция.
А10 Наиболее высокая доля городского населения характерна для:
1) Вьетнама;
2) Швеции;
3) Афганистана;
4) Бангладеш.
А11 Территория, имеющая наименьшую плотность населения, обозначена на карте мира буквой:
1) A;
2) B;
3) C;
4) D.
А12 Наибольшее количество беднейших стран мира находится в:
1) Азии;
2) Латинской Америке;
3) Африке;
4) Океании.
А13 Автомобильная промышленность – отрасль международной специализации
1) Италии;
2) США;
3) Франции;
4) Японии.
А14 Вид транспорта, лидирующий по грузообороту в России:
1) трубопроводный;
2) железнодорожный;
3) автомобильный;
4) морской.
А15 Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Демографическая проблема может быть решена в результате осуществления демографической политики, направленной на снижение рождаемости.
Б. В странах с низким приростом населения возникают проблемы, связанные со «старением нации».
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) оба суждения верны;
4) оба суждения неверны.
Часть 2 (В)
Задания с кратким ответом |
При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), числа, последовательности букв или цифр. |
В1 Выберите три положения, характеризующие важнейшие задачи современной географии, как науки. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выявление точного местоположения объектов различной природы и закономерностей размещения;
2) изучение географических открытий;
3) изучение взаимодействия человека с природной средой;
4) изучение районирования, предполагающего выделение участков земной поверхности, которые по своим природным или экономическим особенностям отличаются от окружающей территории;
5) выявление новых космических объектов.
В2 Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран лесными ресурсами. Расположите страны
в порядке уменьшения показателя ресурсообеспеченности.
|
Страна |
Размеры лесной площади, млн га |
Численность населения, млн чел. |
А) |
Австралия |
145 |
21 |
Б) |
Канада |
494 |
33 |
В) |
Перу |
84,8 |
28 |
Запишите в бланк ответа получившуюся последовательность букв.
В3 Группа студентов провела наблюдение за одним из геоэкологических процессов, охватившим территории Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии. Студенты проанализировали собранные данные и сформулировали зависимости и закономерности этого процесса.
Прочитайте приведённый ниже текст, определите объект наблюдения. Сформулируйте и запишите ответ в виде словосочетания.
Главными факторами процесса … являются избыточный выпас скота, вырубка лесов с целью заготовки дров и древесины, практикование подсечно-огневого земледелия, чрезмерная и неправильная эксплуатация обрабатываемых земель, разрушение почвенного покрова при строительных работах и эксплуатации сооружений, организация свалок вокруг населённых пунктов. Последствиями процесса … явится сокращение плодородных земель и ареалов многих видов растений и животных, увеличение площади заболоченных и засоленных земель, ухудшение социально-экономического положения стран.
В4 Определите страну по её краткому описанию.
Эта страна является одной из крупнейших в Европе по площади и численности населения. Имеет выгодное географическое положение. Прирост населения обеспечивается значительным потоком трудовых мигрантов. Уровень урбанизации очень высок. Главное богатство страны – уголь. Машиностроение даёт примерно половину всей промышленной продукции и экспорта страны. Страна занимает 4 место по производству морских судов.
Часть 3 (С)
Задание со свободным развёрнутым ответом |
При выполнении задания напишите развёрнутый ответ. |
С1 Используя данные таблицы, приведенной ниже, сравните долю сельского хозяйства в ВВП и долю сельского хозяйства в общем объеме экспорта Португалии и Армении. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.
Социально-экономические показатели развития
Португалии и Армении
Страна |
Объём ВВП, млрд долл. |
Отраслевая структура ВВП, % |
Общий объём экспорта, млрд долл. |
Объём сельскохозяйственного экспорта, млрд долл. |
||
Сельское хоз-во |
Промышленность |
Сфера услуг |
||||
Португалия |
203 |
7 |
29 |
65 |
47 |
3,8 |
Армения |
16 |
18 |
42 |
40 |
1,1 |
0,2 |
С2 Укажите 2 причины высокой плотности населения в долине реки Нил.
С3 Прочитайте приведенный ниже текст об одной из глобальных проблем современности. Назовите проблему. Укажите два пути решения этой проблемы.
Содержащаяся в атмосфере двуокись углерода играет большую роль в жизни, предохраняет Землю от перегрева. Но хозяйственная деятельность человека (прежде всего сжигание огромных масс топлива) нарушила баланс СО2 в природе. Это сказывается на таянии ледников, уменьшении стока рек, повышении уровня Мирового океана, распространении засух.
С4 Почему доля лиц в возрасте старше 65 лет в населении Италии в несколько раз выше, чем в Индии? Укажите не менее двух причин.
С5 Сопоставьте физическую карту, карту размещения населения и политическую карту мира. На основе анализа карт выявите районы с высокой и низкой плотностью населения, сделайте вывод об особенностях плотности населения Китая.
Вариант № 2
Часть 1 (А)
Задания с выбором ответа |
При выполнении заданий выберите один правильный ответ и запишите его в виде сочетания цифры (номер вопроса) и цифры (вариант ответа) |
А1 Наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав - это:
1) демография;
2) этнология;
3) этнография;
4) социология.
А2 Традиционным методом географических исследований является:
1) аэрокосмический метод;
2) картографический метод;
3) геоинформационный метод;
4) математический метод.
А3 Страна, обладающая самыми большими в мире запасами нефти
1) Канада;
2) Саудовская Аравия;
3) Иран;
4) Ирак.
А4 Три крупнейшие по численности населения страны мира:
1) Россия, Китай и США;
2) Индия, Россия и Германия;
3) Китай, Бразилия и Канада;
4) Китай, Индия и США.
А5 Демографический взрыв свойственен:
1) всем странам мира;
2) развивающимся странам мира;
3) развитым странам мира;
4) странам Азии.
А6 Однонациональными странами являются:
1) Швейцария и Индонезия;
2) Япония и Дания;
3) ЮАР и Пакистан;
4) Китай и Россия.
А7 Страна, в которой большая часть населения исповедует христианство:
1) Япония;
2) Индия;
3) Китай;
4) Аргентина.
А8 По общему числу голодающих мировое лидерство прочно удерживает:
1) Латинская Америка;
2) Южная Азия;
3) Северная Африка;
4) Восточная Европа.
А9 В настоящее время наибольшее количество трудовых эмигрантов дают
1) Индия и Мексика;
2) Нидерланды и Италия;
3) Монголия и Сингапур;
4) Бразилия и Норвегия.
А10 Наиболее низкая доля городского населения характерна для
1) Уругвая;
2) Пакистана;
3) Австралии;
4) Великобритании.
А11 Территория, имеющая наименьшую плотность населения, обозначена на карте мира буквой:
1) A;
2) B;
3) C;
4) D.
А12 Экономически высоко развитая страна
1) Индия;
2) Бразилия;
3) Польша;
4) Франция.
А13 Зерновое хозяйство – отрасль специализации
1) Китая;
2) России;
3) Канады;
4) Бразилии.
А14 Основными статьями экспорта России являются
1) природный газ, нефть и нефтепродукты;
2) зерно, картофель и мясо;
3) продукция машиностроения;
4) уголь и железная руда.
А15 Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Самым большим загрязнителем Мирового океана является добыча, транспортировка и переработка нефти;
Б. Выпадение кислотных дождей в первую очередь связано с загрязнением атмосферы предприятиями химической промышленности.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) оба суждения верны;
4) оба суждения неверны.
Часть 2 (В)
Задания с кратким ответом |
При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), числа, последовательности букв или цифр. |
В1 Выберите три положения, характеризующие важнейшие задачи современной географии, как науки. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) глубокий и всесторонний анализ последствий, к которым привело вмешательство человечества в окружающую природу;
2) разработка научно обоснованных проектов и реализация на соответствующих объектах практических мероприятий, направленных на охрану и восстановление природы;
3) изучение кругосветных путешествий;
4) применение новых принципов организации научных исследований и методов получения и обработки информации о природных явлениях, способов теоретического обобщение и прогнозирования;
5) открытие новых земель.
В2 Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран пресной водой. Расположите страны в порядке уменьшения показателя ресурсообеспеченности.
|
Страна |
Ресурсы пресной воды, км³ |
Численность населения, млн чел. |
А) |
Венесуэла |
1320 |
28 |
Б) |
Канада |
2900 |
33 |
В) |
Индия |
2085 |
1132 |
Запишите в бланк ответа получившуюся последовательность букв.
В3 Группа студентов провела наблюдение за одним из геоэкологических процессов, охватившим территории некоторых стран мира. Студенты проанализировали собранные данные и сформулировали зависимости и закономерности этого процесса.
Прочитайте приведённый ниже текст, определите объект наблюдения. Сформулируйте и запишите ответ в виде словосочетания.
Главными факторами процесса … являются вырубка леса без достаточной высадки новых деревьев, пожар, ураган, затопление, кислотный дождь. Последствиями процесса … явится снижение биоразнообразия, запасов древесины для промышленного использования, снижение качества жизни, усиление парникового эффекта.
В4 Определите страну по её краткому описанию.
Эта островная страна является одной из наиболее развитых стран мира. По форме правления – конституционная монархия. Характерная особенность её природы – частые землетрясения, наличие действующих вулканов. Страна занимает ведущие места в мире по производству различных видов продукции машиностроения, производству электроэнергии, выплавке стали. Вокруг её столицы образовалась крупная агломерация.
Часть 3 (С)
Задание со свободным развёрнутым ответом |
При выполнении задания напишите развёрнутый ответ. |
С1 При оценке роли промышленности в экономике стран используют много показателей, среди которых доля занятых в промышленности среди экономически активного населения и доля промышленности в ВВП страны.
Используя данные таблицы, приведенной ниже, сравните по каждому из этих показателей Белоруссию и Бельгию. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран промышленность играет бóльшую роль в экономике. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.
Социально-экономические показатели развития
Белоруссии и Бельгии
Страна |
Отраслевая структура ВВП, % |
Занятость экономически активного населения,% |
||||
Сельское хоз-во |
Промышленность |
Сфера услуг |
Сельское хоз-во |
Промышленность |
Сфера услуг |
|
Белоруссия |
9,3 |
39,7 |
51 |
14 |
34,7 |
51,3 |
Бельгия |
0,8 |
24,5 |
74,7 |
2 |
25 |
73 |
С2 Укажите не менее 2-х негативных последствий вырубки лесов на южных склонах Гималаев?
С3 Прочитайте приведенный ниже текст об одной из глобальных проблем современности. Назовите проблему. Укажите два пути решения этой проблемы.
По самым пессимистическим прогнозам, в ближайшие десятилетия будут исчерпаны доступные месторождения нефти, свинцовых и цинковых руд, олова, золота, серебра, платины, кобальта, никеля и др. Во всем мире сегодня началось освоение менее продуктивных месторождений или расположенных в труднодоступных районах, со сложными природными условиями, что сильно удорожает добычу.
С4 Почему доля лиц в возрасте старше 65 лет в населении Швеции в несколько раз выше, чем в Нигерии? Укажите не менее двух причин.
С5 Сопоставьте физическую карту, карту размещения населения и политическую карту мира. На основе анализа карт выявите районы с высокой и низкой плотностью населения, сделайте вывод об особенностях плотности населения Канады.
Вариант № 3
Часть 1 (А)
Задания с выбором ответа |
При выполнении заданий выберите один правильный ответ и запишите его в виде сочетания цифры (номер вопроса) и цифры (вариант ответа) |
А1 Исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями - это:
мировая торговля;
мировое хозяйство;
мировой рынок;
мировая индустрия.
А2 Современным методом географических исследований является:
1) сравнительно-географический метод;
2) картографический метод;
3) аэрокосмический метод;
4) метод описания.
А3 Страна, обладающая самыми большими в мире запасами природного газа
1) Россия;
2) Иран;
3) Катар;
4) Саудовская Аравия.
А4 Крупнейшая по численности населения страна Латинской Америки:
1) Боливия;
2) Чили;
3) Бразилия;
4) Аргентина.
А5 Главной причиной роста численности населения является:
1) высокая рождаемость;
2) низкая смертность;
3) превышение рождаемости над смертностью;
4) повышение уровня благосостояния людей.
А6 Двунациональными странами являются:
1) Португалия и Вьетнам;
2) Конго и Армения;
3) Норвегия и Иран;
4) Канада и Бельгия.
А7 Страна, в которой большинство верующих исповедует ислам
1) Австралия;
2) Япония;
3) Пакистан;
4) Бразилия.
А8 Из перечисленных стран Азии наиболее высоким уровнем жизни населения выделяются:
1) Монголия и Сирия;
2) Филиппины и Китай;
3) Иран и Вьетнам;
4) Сингапур и Республика Корея.
А9 В настоящее время США принимают наибольшее количество мигрантов из:
1) Азии и Африки;
2) Азии и Латинской Америки;
3) Европы и Латинской Америки;
4) Европы и Австралии.
А10 Низкая средняя плотность и высокая доля городского населения характерны для:
1) Пакистана и Нигерии;
2) Канады и Норвегии;
3) Германии и Лаоса;
4) Японии и Швеции.
А11 Территория, имеющая наибольшую плотность населения, обозначена на карте мира буквой:
1) A;
2) B;
3) C;
4) D.
А12 К развивающимся странам относится
1) Австралия;
2) ЮАР;
3) Италия;
4) Мексика.
А13 Производство чая – отрасль специализации
1) Китая;
2) Индии;
3) Грузии;
4) Азербайджана.
А14 Плотность населения России на 1 кв. км составляет
1) 10 чел;
2) 15,5 чел;
3) 8,7 чел;
4) 20,5 чел.
А15 Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Благодаря достижениям «зелёной революции» в развивающихся странах увеличилось производство продовольствия.
Б. В странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов, большая часть населения занята в промышленности.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) оба суждения верны;
4) оба суждения неверны.
Часть 2 (В)
Задания с кратким ответом |
При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), числа, последовательности букв или цифр. |
В1 Выберите три положения, характеризующие важнейшие задачи современной географии, как науки. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обосновывать пути и методы охраны природы, способы комплексного использования природных богатств и расширенного воспроизводства природных ресурсов;
2) изучение потенциала регионов, стран, отраслей и других экономико-географических объектов;
3) изучение вопросов географического, международного и межрегионального разделения труда;
4) описание природы нашей планеты, её отдельных регионов;
5) наблюдение за погодой.
В2 Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.
|
Страна |
Площадь пахотных земель, млн га |
Численность населения, млн чел. |
А) |
Австралия |
47 |
21 |
Б) |
Канада |
45,4 |
33 |
В) |
Индия |
166,1 |
1132 |
Запишите в бланк ответа получившуюся последовательность букв.
В3 Группа студентов провела наблюдение за одним из социально-экономических процессов, происходящим в мире. Студенты проанализировали собранные данные и сформулировали зависимости и закономерности этого процесса.
Прочитайте приведённый ниже текст, определите объект наблюдения. Сформулируйте и запишите ответ в виде словосочетания.
Главными факторами процесса … являются низкий уровень жизни и заработной платы, высокий уровень безработицы, перенаселение развивающихся стран, экологические катастрофы, войны. Положительными последствиями процесса … являются снижение демографического давления, уровня безработицы и социальных издержек, улучшение здоровья населения мира, расширение кругозора.
В4 Определите страну по её краткому описанию.
Это страна одна из крупнейших по площади и численности населения в Латинской Америке. По форме государственного устройства – федерация. В возрастной структуре велика доля молодых людей. Характерны высокая безработица и большая доля неграмотных среди взрослого населения. Одна из богатейших в природном отношении стран мира. По запасам железной руды занимает 1 место в мире. Обладает грандиозными лесными и водными ресурсами.
Часть 3 (С)
Задание со свободным развёрнутым ответом |
При выполнении задания напишите развёрнутый ответ. |
С1 При оценке роли промышленности в экономике стран используют много показателей, среди которых доля занятых в промышленности среди экономически активного населения и доля промышленности в ВВП страны.
Используя данные таблицы, приведенной ниже, сравните по каждому из этих показателей Гану и Узбекистан. Сделайте вывод о том, в экономике какой страны роль промышленности меньше. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.
Социально-экономические показатели развития
Ганы и Узбекистана
Страна |
Отраслевая структура ВВП, % |
Занятость экономически активного населения,% |
||||
Сельское хоз-во |
Промышленность |
Сфера услуг |
Сельское хоз-во |
Промышленность |
Сфера услуг |
|
Гана |
37 |
25 |
38 |
56 |
15 |
29 |
Узбекистан |
27 |
40 |
33 |
44 |
20 |
36 |
С2 Какие отрицательные последствия для окружающей среды может иметь строительство каскада электростанций на равниной реке? Укажите два последствия.
С3 Прочитайте приведенный ниже текст об одной из глобальных проблем современности. Назовите проблему. Укажите два пути решения этой проблемы.
Численность населения Земли к 2025 году составит 7,8 млрд чел. Сохраняется высокая рождаемость в условиях социально-экономической отсталости в странах Африки, Азии и Латинской Америки. В мире продолжается «городской взрыв».
С4 Чем объяснить, что показатель отношения численности пожилых людей (старше 60 лет) к численности детей (младше 14 лет) в Германии почти в 20 раз превосходит этот же показатель в Замбии? Укажите не менее двух причин.
С5 Сопоставьте физическую карту, карту размещения населения мира и политическую карту мира. На основе анализа карт выявите районы с высокой и низкой плотностью населения, сделайте вывод об особенностях плотности населения России.
Вариант № 4
Часть 1 (А)
Задания с выбором ответа |
При выполнении заданий выберите один правильный ответ и запишите его в виде сочетания цифры (номер вопроса) и цифры (вариант ответа) |
А1 Преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники - это:
продовольственная революция;
аграрная революция;
сельскохозяйственная революция;
зелёная революция.
А2 Современным методом географических исследований является:
1) метод описания;
2) картографический метод;
3) сравнительно-географический метод;
4) геоинформационный метод.
А3 Страна, обладающая самыми большими в мире запасами угля и железных руд
1) США;
2) Россия;
3) Китай;
4) Индия.
А4 Население какой страны меньше 100 млн. чел.?
1) Пакистан;
2) Германия;
3) Япония;
4) Нигерия.
А5 Демографическую политику по ограничению рождаемости проводят в:
1) США;
2) Германии;
3) Японии;
4) Индии.
А6 Многонациональными странами являются:
1) Индия и США;
2) Япония и Польша;
3) Канада и Бельгия;
4) Северная Корея и Вьетнам.
А7 Большинство верующего населения Японии исповедует
1) ислам;
2) конфуцианство;
3) синтоизм;
4) индуизм.
А8 Из перечисленных стран наибольшая средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения характерная для:
1) Японии;
2) Мексики;
3) Египта;
4) Индии.
А9 В настоящее время страны Персидского залива принимают наибольшее количество мигрантов из:
1) Азии и Африки;
2) Африки и Европы;
3) Европы и Латинской Америки;
4) Латинской Америки и Австралии.
А10 Высокая средняя плотность и низкая доля городского населения характерны для:
1) Вьетнама и Индии;
2) Монголии и Аргентины;
3) Бразилии и Саудовской Аравии;
4) Австралии и Нидерландов.
А11 Территория, имеющая наибольшую плотность населения, обозначена на карте мира буквой:
1) A;
2) B;
3) C;
4) D.
А12 Новой индустриальной страной является:
1) Аргентина;
2) Республика Корея;
3) Монголия;
4) Япония.
А13 Производство парфюмерии – отрасль международной специализации
1) Польши;
2) Франции;
3) Марокко;
4) Италии.
А14 Доля городского населения в России составляет
1) 74%;
2) 67%;
3) 82%;
4) 54%.
А15 Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Ни одна из развивающихся стран не обладает ядерным оружием и поэтому стремится обладать им.
Б. Ядерное оружие может быть применено странами, не имеющими крупного военного потенциала и не ограниченными международными соглашениями.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) оба суждения верны;
4) оба суждения неверны.
Часть 2 (В)
Задания с кратким ответом |
При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), числа, последовательности букв или цифр. |
В1 Выберите три положения, характеризующие важнейшие задачи современной географии, как науки. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) изучение растительного мира в разных странах и регионах мира;
2) разработка системы мер по активизации региональных факторов устойчивого развития;
3) исследование пространственных аспектов взаимодействия природы и общества (геоэкологии);
4) исследование этнического состава населения Земли;
5) выявление особенностей миграционных процессов отдельных регионов и сран мира.
В2 Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке уменьшения показателя ресурсообеспеченности.
|
Страна |
Запасы нефти, млрд т |
Добыча, млн т |
А) |
Саудовская Аравия |
43,1 |
4590 |
Б) |
Ирак |
16,7 |
55 |
В) |
ОАЭ |
16,2 |
120 |
Запишите в бланк ответа получившуюся последовательность букв.
В3 Группа студентов провела наблюдение за одним из социально-экономических процессов, происходящим в развитых странах мира. Студенты проанализировали собранные данные и сформулировали зависимости и закономерности этого процесса.
Прочитайте приведённый ниже текст, определите объект наблюдения. Сформулируйте и запишите ответ в виде словосочетания.
Главными факторами процесса … являются низкая рождаемость и увеличение средней продолжительности жизни. Последствиями процесса … являются сокращение притока молодёжи в экономику, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым.
В4 Определите страну по её краткому описанию.
Эта азиатская страна входит в десятку крупнейших по площади и населению стран мира. Имеет огромное разнообразие природных условий, богатство ресурсов. Отличается этнической, религиозной и культурной пестротой. Важной особенностью географического положения страны является её близость к мировым торговым путям. Из экспортных товаров особое значение имеет чайная продукция.
Часть 3 (С)
Задание со свободным развёрнутым ответом |
При выполнении задания напишите развёрнутый ответ. |
С1 Используя данные таблицы, приведенной ниже, сравните долю сельского населения в общей численности населения и долю сельского хозяйства в общем объеме экспорта Кубы и Кении. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.
Социально-экономические показатели развития
Бельгии и Португалии
Страна |
Численность населения, млн чел. |
Доля городского населения, % |
Объём ВВП, млрд долл. |
Общий объём экспорта, млрд долл. |
Объём сельскохозяйственного экспорта, млрд долл. |
Куба |
11,2 |
76 |
52 |
2,4 |
0,3 |
Кения |
36,9 |
20 |
59 |
4,2 |
2,2 |
С2 Почему крупные лесные пожары в России происходят в её азиатской части, где наносят наибольший ущерб хозяйству. Укажите две причины.
С3 Прочитайте приведенный ниже текст об одной из глобальных проблем современности. Назовите проблему. Укажите два пути решения этой проблемы.
На Земле существует обширный пояс голода и недоедания, протягивающийся по обе стороны экватора. Это отрицательно влияет на показатели средней продолжительности жизни людей, сказывается на их здоровье, физической работоспособности, сопротивляемости болезням, адаптации к современным высокотехнологичным производственным процессам.
С4 Чем объяснить, что показатель отношения численности пожилых людей (старше 60 лет) к численности детей (младше 14 лет) в Австрии более чем в 10 раз превышает этот же показатель в Анголе? Укажите не менее двух причин.
С5 Сопоставьте физическую карту, карту размещения населения и политическую карту мира. На основе анализа карт выявите районы с высокой и низкой плотностью населения, сделайте вывод об особенностях плотности населения Австралии.
6.3. Время на подготовку и выполнение
Таблица 6
Форма работы студента |
Время |
Подготовка |
2 |
Выполнение |
35 |
Оформление и сдача |
8 |
Всего |
45 |
6.4. Перечень контроля и оценки
Таблица 7
Наименование объектов контроля и оценки |
Основные показатели оценки результата |
Индикаторы |
ПР1. Владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; |
- определять задачи, возникающие при решении актуальных проблем развития человечества, которые могут быть решены средствами географии; - использовать географические знания для анализа явлений и процессов, происходящих в современном мире. |
в задании В1: - проанализированы приведённые позиции из списка; - выбрано не менее 3-х правильных вариантов ответов из предложенного списка.
в задании С3: - раскрыты три элемента верного ответа. |
ПР2. Владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; |
- вычленять географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; - оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем. |
в задании С1: - приведена верная последовательность всех шагов решения; - вычисления выполнены верно; - сделан правильный вывод; - раскрыты три элемента верного ответа. |
ПР3. Сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; |
- давать определения понятиям и терминам экономической и социальной географии; - называть традиционные и современные методы географических исследований; - выделять страны, обладающие крупными запасами природных ресурсов; - определять численность населения мира и разных стран мира; - различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения мира, отдельных регионов и стран; - классифицировать страны по этническому составу; - указывать религиозный состав населения в разных странах мира; - выявлять особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира; - определять особенности миграционных процессов в разных странах и регионах мира; - классифицировать страны по уровню урбанизации; - устанавливать плотность населения в разных странах и регионах мира; - различать страны по уровню социально-экономического развития; - определять отрасль международной специализации разных стран мира; - определять особенности социально-экономического положения России; - устанавливать достоверность суждений о глобальных проблемах человечества. |
в заданиях А1-А14: - выбран правильный вариант ответа.
в задании А15: - проанализированы суждения о глобальных проблемах человечества; - установлена истинность/ложность каждого суждения; - выбран правильный вариант ответа. |
ПР4. Владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
|
- определять объект наблюдения; - выделять существенные признаки наблюдаемого объекта, процесса, явления; - выявлять и анализировать факторы, влияющие на появление, развитие и изменение природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. |
в задании В3: - проанализирована географическая информация в предложенном тексте; - правильно определён объект наблюдения по его существенным признакам.
|
ПР5. Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях; |
- читать и анализировать карты различной тематики; - пользоваться системой условных обозначений; - находить на картах заданную территорию, используя ориентиры: градусную сетку, береговую линию и другие географические объекты; - отбирать необходимую информацию с представленной для анализа географической карты; - определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов в ходе анализа географических карт; - сравнивать и обобщать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; - классифицировать информацию по заданным признакам; - оценивать и объяснять полученную при анализе информацию; - устанавливать особенности объектов изучаемой территории; - выявлять и объяснять причинно-следственные и пространственные взаимосвязи связи между явлениями; - составлять общие и частные описания явлений и объектов территорий; - делать заключения о причинах особенностей объектов изучаемой территории. |
в задании С5: - проанализированы географические карты; - установлены взаимосвязи природных условий и особенностей расселения; - выявлены районы с высокой и низкой плотностью населения; - верно сформулирован вывод об особенностях расселения людей в данной стране. |
ПР6. Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; |
- выявлять географические зависимости и закономерности, на основе анализа, и интерпретации географической информации; - формулировать выводы и заключения, на основе фактов, имеющихся в источнике. |
в задании В2: - проанализированы статистические данные; - применена необходимая формула для расчёта ресурсообеспеченности; - правильно произведён математический расчёт; - проведено сравнение ресурсообеспеченности стран природными ресурсами; - правильно расположены страны в порядке увеличения/уменьшения показателя ресурсообеспеченности.
в задании В4: - правильно определена страна по «ключам» - характеристикам, указывающим на уникальные особенности данной страны. |
ПР7. Владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; |
- использовать знания о географических законах и закономерностях для объяснения свойств географических объектов и явлений, процессов; - использовать знания о географических законах и закономерностях для объяснения различий географических объектов, процессов и явлений. |
в задании С4: - указаны 2 причины, объясняющие зависимость основных характеристик воспроизводства населения от различных факторов на примере 2-х стран. |
ПР8. Сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. |
- определять характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях; - указывать причины важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем. |
в задании С2: - приведено не менее 2-х причин/последствий антропогенных/природных изменений отдельных территорий. |
6.5. Пакет проверяющего
Инструкция для проверяющего
Контрольная работа проводится одновременно для всей учебной группы в течение 45 минут. В указанный в расписании день и час студенты приходят в учебный кабинет, личные вещи складывают в специально отведённом для этого месте. На партах не должно быть учебников, тетрадей и других дополнительных источников информации.
Для обеспечения успешной процедуры проведения контрольной работы проверяющий должен соблюдать следующие правила:
- до начала проведения контрольной работы:
ознакомиться с заданиями для аттестующихся, эталонами ответов, шкалой оценивания и перевода баллов в оценки;
проверить состояние учебного кабинета, в котором будет проводиться работа;
убедиться в наличии у студентов ручек с синими или чёрными чернилами;
иметь часы для контроля за временем проведения работы.
- во время проведения контрольной работы:
каждому студенту раздать текст контрольной работы (один из четырёх вариантов), бланк ответов и листы черновика;
сформировать мотивацию на успешное выполнение работы;
зачитать инструкцию по выполнению контрольной работы;
акцентировать внимание студентов на затраченное и оставшееся время работы;
следить за работой студентов, не допускать, чтобы они переговаривались, мешали друг другу, исключать возможности списывания, подсказок;
отвечать на вопросы только по процедуре проведения работы; если студент затрудняется оформить ответ, проверяющий должен поправить его сразу, не ожидая окончания работы.
выпускать студентов из кабинета только в исключительных случаях.
- по окончании проведения контрольной работы:
обеспечить организованную сдачу всех работ, проверить их количество, которое должно соответствовать количеству студентов, выполнявших работу;
проверить и оценить выполненные работы в соответствии эталонами ответов, шкалой оценивания и перевода баллов в оценки.
Критерии оценки
Максимальный балл за выполнение контрольной работы |
35 баллов |
Шкала оценивания и перевода баллов в оценки
Процент выполнения |
Количество баллов |
Оценка |
100% - 90% |
35-32 |
«5» |
89% - 80% |
31-28 |
«4» |
79% - 70% |
27-24 |
«3» |
69% и меньше |
23 и меньше |
«2» |
6.6. Бланк ответов для контрольной работы
Фамилия |
|
Имя |
|
Отчество |
|
Группа № |
|
Специальность |
|
Учебная дисциплина |
|
Вариант № |
|
Часть 1 (А)
№ задания |
Ответ |
Балл (1/0) |
А1 |
|
|
А2 |
|
|
А3 |
|
|
А4 |
|
|
А5 |
|
|
А6 |
|
|
А7 |
|
|
А8 |
|
|
А9 |
|
|
А10 |
|
|
А11 |
|
|
А12 |
|
|
А13 |
|
|
А14 |
|
|
А15 |
|
|
Итого: |
|
Колонка заполняется проверяющим
Часть 2 (В)
№ задания |
Ответ |
Балл |
||
В1 |
|
|
||
В2 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
||
В3 |
|
|
||
В4 |
|
|
||
Итого: |
|
Колонка заполняется проверяющим
Часть 3 (С)
Задание С1
Ответ |
Балл |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Итого: |
|
Колонка заполняется проверяющим в соответствии с критериями верных ответов и указаниями по их оцениванию
Задание С2
Ответ |
Балл |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Итого: |
|
Колонка заполняется проверяющим в соответствии с критериями верных ответов и указаниями по их оцениванию
Задание С3
Ответ |
Балл |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________
|
|
Итого: |
|
Колонка заполняется проверяющим в соответствии с критериями верных ответов и указаниями по их оцениванию
Задание С4
Ответ |
Балл |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Итого: |
|
Колонка заполняется проверяющим в соответствии с критериями верных ответов и указаниями по их оцениванию
Задание С5
Ответ |
Балл |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Итого: |
|
Колонка заполняется проверяющим в соответствии с критериями верных ответов и указаниями по их оцениванию
___________________ ___________________
(дата ) (подпись студента)
Всего набрано баллов |
|
Оценка |
|
______________________
(подпись проверяющего
7. Перечень материалов, оборудования и информационных источников,
используемых при аттестации
7.1. Оборудование кабинета
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплекс.
7.2. Технические средства обучения
- персональный компьютер с выходом в Интернет (с лицензионным программным обеспечением), мультимедийное оборудование.
7.3. Информационное обеспечение
Учебники, учебные пособия
Основные источники:
1. Баранчиков Е.В. География: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.
2. География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2016.
3. География. 10-11 кл.: атлас. – 11-е изд., перераб. – М.: ДРОФА, 2018.
Дополнительные источники:
1. Адамчик Ч.М. Страны мира. Историко-географический справочник. Минск: Харвест, 2007.
2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. – М.: Дрофа, 2006.
3. Полякова М.О. География мира. Экономическая и социальная. Пособие для учащихся 10 классов. – М.: Экзамен, 1998.
4. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. М.: Дрофа, 2005.
5. Фромберг А.Э. Практические и проверочные работы по географии. М.: Просвещение, 2003.
6. Экономическая и социальная география мира: Кн. для учащихся 10 кл. / Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000.
7. Словарь по экономической, социальной и политической географии: Пособие для учащихся / Авт.-сост. В.Д. Сухоруков. – М.: Просвещение, 2003.
8. Экономическая и социальная география мира. 10 кл.: учеб. пособие / О.А. Бахчиева. – М.: Дрофа, 2005.
9. Тесты к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира: 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
10. География: Экономическая и социальная география мира. В 2 ч. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.un.org/ru/ Сайт Организации Объединенных Наций.
2. http://www.aport.ru - Полный русскоязычный каталог для географов.
3. http://www.gde-eto.narod.ru – Географический словарь, в котором находится информация о странах, городах, материках, островах, пустынях, ледниках и т.п.
4. http://www.geo.1september.ru – Сайт газеты «География».
5. http://www.mapguest.com - Интерактивные версии карт автомобильных дорог.
6. http://www.infa.ru/map/russia/index.html - Разнообразные карты городов и регионов России на специализированном сайте «Информационные системы России».
7. http://www.km.ru/tourism/ - Сайт фирмы “Кирилл и Мефодий», который называется «Путешествия и туризм».
8. http://www.lib.utexas.edu/Libs/PCL/Map_collection/europe/Europe.jpg -Политическая карта Европы.
9. http://www.infobel.be/maparea.asp - Коллекция карт стран мира и крупных городов.
10. http://www.library.advanced.org/10157 - Сайт «Геоглобус» приглашает в географическое путешествие.
11. http://www.capitals.com – Столицы мира: карта, погода, фото, транспорт, правительство, военные силы, экономическое состояние, коммуникации.
12. http://www.geocities.com/CollegePark/Library/9897 - Гимны всех стран мира.
13. http://www.fotw.vexillum.com/flags - Сайт рассказывает о флагах всего мира. Описание флагов. История возникновения флагов. Избранные гербы.
14. http://www.tours.ru/country - Острова и страны. Географическое положение, название валюты, национальная символика.
15. http://www.geo2000.nm.ru/data/asia/russia/1.htm - Сайт о России, населении, субъектах РФ, районах РФ.
8. Лист согласования изменений и дополнений
к ФОНДУ оценочных средств
Дополнения и изменения к ФОС на учебный год
Дополнения и изменения к ФОС на __________ учебный год по учебной дисциплине География
В ФОС внесены следующие изменения:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дополнения и изменения в ФОС обсуждены на заседании ЦМК общеобразовательной подготовки
«_____» ____________ 20_____г. (Протокол № _______ )
Председатель ЦМК ________________ /Ю.А. Бочарова/
0