Рабочая программа по дисциплине ОУД.07 Физика для специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаро
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Краевое государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Уральский промышленный техникум»
г. Красновишерска Пермского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 07 Физика
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
2018
Красновишерск
Рассмотрено на заседании | УТВЕРЖДАЮ |
м/о педагогов УПТ | Зам. директора по УР |
от «20» сентября 2018 г. | _________ Л.И. Кичигина |
| |
| |
| |
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07 «Физика» в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 17.05.2012 (ред. от 29.07.2017), приказом Министерства образования и науки РФ № 835 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» от 28.28.2014, на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21.07.2015 г).
Организация-разработчик: КГА ПОУ «Уральский промышленный техникум»
Разработчики: Ломова Л.А., преподаватель
стр. | |
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
условия реализации учебной дисциплины | 24 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 26 |
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 07 ФИЗИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Физика» разработана на основе примерной рабочей программы по дисциплине «Физика» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, утвержденной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 26.03.2015 г. и является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
− умение использовать различные источники для получения физической ин- формации, оценивать ее достоверность;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
− сформированность умения решать физические задачи;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
-приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;
- приводить примеры практического использования физических знаний:
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- применять полученные знания для решения физических задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Данная программа способствует формированию общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Для профессий среднего профессионального образования естественно-научного профиля максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 145 часов, в том числе:
Самостоятельной работы 48 часов;
Теоретического обучения 60 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 145 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 97 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 10 |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 48 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Входной контроль. Физика как наука и основа естествознания. Научный метод познания окружающего мира. Физическая теория. | 1 1 | 1 |
Раздел 1. Механика | 20 | | |
Тема 1.1 Кинематика | Содержание учебного материала: | 5 | |
2.Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. | 1 | 1 | |
5. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. | 1 | 1 | |
7. Движение по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. | 1 | 1 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Скорость. Равномерное прямолинейное движение». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3.Подготовка сообщения по теме «Механическое движение на производстве». 4. Составление кроссворда «Физические величины и их единицы измерения». | 2 | 3 | |
Тема 1.2 Динамика | Содержание учебного материала: | 4 | |
1.Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. | 1 | 1 | |
2. Сила. Связь между силой и ускорением. Масса. | 1 | 1 | |
3. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | 1 | 1 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме: «Динамика». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Заполнение таблицы «Виды сил». | 2 | 3 | |
Тема 1.4 Силы в природе
| Содержание учебного материала: | 4 | |
1.Сила тяготения. Сила тяжести и вес. | 1 | 1 | |
3.Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы: Лабораторная работа «Исследование движения тела под действием постоянной силы». | 1 | 3 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Силы в природе. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Реферат на тему: «Учет трения в быту и на производстве». | 2 | 3 | |
Тема 1.5 Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала: | 6 | |
1. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 1 | 1 | |
2. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы: Лабораторная работа «Изучение закона сохранения импульса». | 1 | 3 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Законы сохранения в механике. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Составление презентации по теме «Ультразвук и его использование в технике и медицине». | 2 | 3 | |
Контрольная работа по разделу: «Механика» | 1 | 2 | |
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика | 20 | | |
Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории | Содержание учебного материала: | 6 | |
1. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. | 2 | 1 | |
2. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. | 1 | 1 | |
3.Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. | 1 | 1 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Основы МКТ» | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Доклад по теме: «История открытия броуновского движения». 4. Отчет по теме: «Расчет скорости движения молекул газа в домашних условиях». | 2 | 3 | |
Тема 2.2 Температура. Энергия теплового движения молекул | Содержание учебного материала: | 4 | |
1.Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура. Основное уравнение МКТ. | 2 | 1 | |
3.Измерение скоростей движения молекул газа. | 1 | 1 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории. Температура» | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3.Реферат «Основное уравнение МКТ» | 2 | 3 | |
Тема 2.3 Термодинамика
| Содержание учебного материала: | 5 | |
1. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. | 1 | 1 | |
2. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. | 1 | 1 | |
3. Изопроцессы. | 1 | 1 | |
4. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей. | 1 | 1 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Термодинамика» | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Создание презентаций по темам: «Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей», «Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве», «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды». | 2 | 3 | |
Тема 2.5 Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела | Содержание учебного материала: | 4 | |
1. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. | 2 | 1 | |
2. Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел. | 1 | 1 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме: «Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Отчеты по темам: Явления поверхностного натяжения и смачивания в процессе приготовления пищи. 2. Зависимость температуры приготовления пищевых продуктов от давления пара. 3. Физический процесс приготовления пищи в скороварке. 4. Проект по теме: «Расчет влажности воздуха в помещении». | 2 | 3 | |
| Контрольная работа по разделу: «Основы молекулярной физики и термодинамики» | 1 | |
Раздел 3.Электродинамика | 25 | | |
Тема 3.1 Электростатика | Содержание учебного материала: | 5 | |
1. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. | 1 | 1 | |
2. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | 1 | 1 | |
3. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. | 1 | 1 | |
4. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. | 1 | 1 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Закон Кулона. Напряженность электрического поля». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Сообщение на тему: «Образование статического электричества в быту и на производстве. Его учет и использование мер по его ликвидации». | 2 | 3 | |
Тема 3.2 Постоянный электрический ток | Содержание учебного материала: | 6 | |
1. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | 1 | 1 | |
2. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | 1 | 1 | |
3. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы: Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | 1 | 3 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников». Практикум по решению задач по теме «Постоянный электрический ток». | 1 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Подготовка доклада «Учёт основных характеристик электрического тока в устройстве оборудования». | 2 | 3 | |
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах | Содержание учебного материала: | 4 | |
1. Электрический ток в металлах. Полупроводники. | 1 | 1 | |
2. Электрический ток в жидкостях, вакууме и газах. | 2 | 1 | |
Практические занятия: Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Создание таблицы по теме «Электрический ток в различных средах». | 2 | 3 | |
Тема 3.4 Магнитное поле | Содержание учебного материала: | 3 | |
1. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля | 1 | 1 | |
2. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. | 1 | 1 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Расчет силы Ампера и силы Лоренца». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Сообщение по теме: «Пояса радиации». | 2 | 3 | |
Тема 3.5 Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала: | 6 | |
1. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Магнитный поток. | 1 | 1 | |
2. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. | 1 | 1 | |
3. Самоиндукция. Индуктивность. | 1 | 1 | |
4. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы: Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | 3 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Магнитный поток. Закон ЭМИ». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Сообщение по теме: «Применение явления электромагнитной индукции». | 2 | 3 | |
| Контрольная работа по разделу: «Электродинамика» | 1 | |
Раздел 4. Колебания и волны | 9 | | |
Тема 4.1 Электро-магнитные колебания | Содержание учебного материала: | 4 | |
1. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. | 1 | 1 | |
3. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы: Лабораторная работа «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза)». | 1 | 2 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Свободные и вынужденные колебания». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3.Сообщение по теме: «Практическое использование электромагнитных колебаний». | 2 | 3 | |
Тема 4.2 Производство, передача и потребление электроэнергии | Содержание учебного материала: | 2 | |
1.Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. | 1 | 1 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Трансформатор». | 1 | | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Сообщение по темам: «Использование энергосберегающих технологий для передачи электрической энергии на большие расстояния», «Соблюдение техники безопасности в обращении с электрическим током». | 4 | 3 | |
Тема 4.3 Электро-магнитные волны | Содержание учебного материала: | 2 | |
1. Излучение электромагнитных волн. | 1 | 1 | |
2. Свойства электромагнитных волн. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Сообщение по теме: «Осуществление передачи и приема телевизионных сигналов, радио». 4.Заполнение таблицы по теме «Шкала электромагнитных излучений». | 4 | 3 | |
| Контрольная работа по разделу: «Колебания и волны» | 1 | |
Раздел 5. Оптика | 9 | | |
Тема 5.1 Геометрическая и волновая оптика | Содержание учебного материала: | 6 | |
1. Световые лучи. Закон отражения и преломления света. Призма. | 1 | 1 | |
2. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. | 1 | 1 | |
3. Свет. Электромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. | 1 | 1 | |
4. Дифракция света. Дифракционная решетка. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы: Лабораторная работа «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки» | 1 | 3 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме «Законы отражения и преломления света». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Сообщение на тему: «Техническое применение интерференции и дифракции света». | 2 | 3 | |
Тема 5.2 Излучение и спектры | Содержание учебного материала: | 2 | |
1. Излучение и спектры. Спектральный анализ. | 1 | 1 | |
2. Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных излучений. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3.Сообщение на тему: «Применение оптических приборов в быту и промышленности» | 2 | 3 | |
| Контрольная работа по разделу: «Оптика» | 1 | |
Раздел 6. Элементы квантовой физики | 8 | | |
Тема 6.1 Световые кванты | Содержание учебного материала: | 3 | |
1. Тепловое излучение. Постоянная Планка. | 1 | 1 | |
2. Фотоэффект. Фотоны.Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. | 1 | 1 | |
Практические занятия: Практикум по решению задач по теме: «Применение закона фотоэффекта»; «Вычисление массы, энергии и импульса фотона». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Сообщение по теме: «Описание механизма и области использования явления фотоэффекта в технических устройствах и процессах». | 2 | 3 | |
Тема 6.2 Атомная физика | Содержание учебного материала: | 2 | |
1. Строение атома. Опыты Резерфорда. | 1 | 1 | |
3.Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Сообщение, презентации по темам: «Исторические сведения о формировании взглядов на модели атома», «Области использования лазеров». | 2 | 3 | |
Тема 6.3 Физика атомного ядра | Содержание учебного материала: | 2 | |
1. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. | 1 | 1 | |
2. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3. Доклады, отчеты, электронные презентации по темам: Историческая справка об открытии и исследовании радиоактивности. Устройство ядерных реакторов. Термоядерные реакции на Солнце. Последствия чернобыльской аварии. Современные сведения об элементарных частицах. | 2 | 3 | |
| Контрольная работа по разделу: «Элементы квантовой физики» | 1 | |
Раздел 7. Строение и эволюция Вселенной | 2 | | |
Тема 7.1 Строение и развитие Вселенной | Содержание учебного материала: | 2 | |
1.Видимое движение планет Солнечной системы. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы. Система Земля–Луна. | 1 | 1 | |
2. Происхождение и эволюция Солнечной системы. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа: 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа). 2.Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. 3.Подготовка сообщений по темам: «Законы движения планет». «Основные характеристики звезд». «Физическая природа планет». | 2 | 3 | |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
| Всего: | 145/97/48 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству учащихся;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийное оборудование;
технические средства обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Мякишев Г.Я. Физика: учебник для 10 класса/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – М.: Просвещение, 2015
Мякишев Г.Я. Физика: учебник для 11 класса/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – М.: Просвещение, 2015
Дополнительные источники:
1. Гладкий М.В. Физика: сборник задач с решением/ М.В. Гладкий, П.И. Самойленко. – М.: Дрофа, 2015
2. Дмитриева В.Ф. Физика/ В.Ф. Дмитриева. – М.: Академия, 2015
3.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля/В.Ф. Дмитриева – М.: Академия, 2015
4. Физика. Задачник. 10 – 11 кл. : пособие для общеобразоват. учреждений / А.П. Рымкевич. –Физика. 10 класс: Дидактические материалы / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М. : Дрофа, 2015. – 160 с.: ил.
5. Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профиля: сборник задач/ П.И. Самойленко, А.В. Сергеев – М: Академия, 2014
6. Трофимова Т.И. Физика от А до Я: для СПО/ Т.И. Трофимова – М.: КноРус, 2014
6. Фирсов А.В. Курс физики/А.В. Фирсов – М.: Дрофа, 2018
Интернет – ресурсы:
http:www.bse.sci-lib/com/
http:www.sciencetechnics.com
http:www.astrogalaxy.ru
www. college. ru/fizika
www. physics. ru
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать: смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; Уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. применять полученные знания для решения физических задач при изучении физики как профильного учебного предмета; определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды. | 1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. 2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по курсу физики; выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; - контрольных работ по темам разделов дисциплины; - тестирования;
4. Итоговая аттестация в форме дифф.зачета.
|
7