Рабочая программа по дисциплине ЕН. 01 Математика для специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уральский промышленный техникум»
г. Красновишерска Пермского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 01 МАТЕМАТИКА |
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
2019
Красновишерск
Рассмотрено на заседании | УТВЕРЖДАЮ |
м/о педагогов УПТ ____________ | Зам. директора по УР |
| _________ Л.И. Кичигина |
Протокол №____ | «___»____________2019 г. |
от «___»___________________2019 г. | |
| |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №835 от 28.07.2014 г., зарегистрированного в Минюсте 25.08.2014 г. № 33769.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Уральский промышленный техникум»
Разработчики:
Ломова Л.А.,преподаватель |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 Математика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ЕН.01 Математика относится к математическому и естественнонаучному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности.
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления
ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, потребителями. |
ОК 7 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 8 | Вести здоровый образ жизни, применять спортивно- оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения. |
| Наименование профессиональных компетенций |
ПК 1.1 | Выявлять потребность в товарах |
ПК 3.1. | Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации. |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
Самостоятельной учебной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 01 МАТЕМАТИКА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.01 Математика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы. Входное тестирование. | 1 | 2 | ||
Раздел 1. | ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА | 15 | | ||
Тема 1.1. Матрицы и определители | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
1 | Понятие матрицы. Типы матриц. Действия с матрицами: сложение, вычитание матриц, умножение матрицы на число, транспонирование матриц, умножение матриц, возведение в степень. | 1 | |||
2 | Определитель квадратной матрицы. Определители 1-го, 2-го, 3-го порядков. Правило Саррюса. Свойства определителей. | 1 | |||
Практические занятия: | 3 | 2 | |||
1 | Действия с матрицами. | 1 | |||
2 | Вычисление определителей. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||
Решение задач на вычисление определителей различными способами: с помощью разложения по элементам первой строки и правила «треугольника». | 2 | 3 | |||
Тема 1.2. Системы линейных уравнений | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | ||
1 | Основные понятия и определения: общий вид системы линейных уравнений с 3-я переменными. Решение систем линейных уравнений методом обратной матрицы, по формулам Крамера, методом Гаусса. | 1 | |||
| |||||
Практические занятия: | 5 | 2 | |||
3 | Решение систем линейных уравнений методом обратной матрицы. | 1 | |||
4 | Решение систем линейных уравнений по формулам Крамера. | 2 | |||
5 | Решение систем линейных уравнений методом Гаусса. | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||
- Решение задач на вычисление систем линейных уравнений с двумя и тремя переменными с помощью - формул Крамера и метода Гаусса; - составление сообщения о значении математики в профессиональной деятельности по данной специальности. | 2 | ||||
Раздел 2. | МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ | 7 | | ||
Тема 2.1. Предел функции | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | ||
1 | Числовая последовательность и ее предел. Предел функции на бесконечности и в точке. Основные теоремы о пределах. Первый и второй замечательные пределы. Непрерывность функции в точке и на промежутке. Точки разрыва первого и второго рода. | 1 | |||
Практические занятия: | 3 | ||||
6 | Вычисление пределов функции. | 1 | 2 | ||
7 | Непрерывность функции, нахождение точек разрыва и их характера. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 | 3 | |||
- составление краткого алгоритма нахождения области определения функций (на конкретных функциях); - составление краткой таблицы раскрытия неопределенностей вида: 0/0; 0/0, зависящей от иррациональности; / ; -; 0 ; \ ; 0 ; ; - решение задач на вычисление пределов; - решение задач на определение непрерывности и нахождение точек разрыва. | 1 1 1 | ||||
Раздел 3. | ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ | 6 | | ||
Тема 3.1. Производная функции и ее приложение | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | ||
1 | Исследование функции с помощью производной: интервалы монотонности и экстремумы функции. Выпуклости функции. Точки перегиба. Асимптоты. Исследование функций и построение их графиков. | 1 | |||
Практические занятия: | 3 | 2 3 | |||
8 | Исследование функции на возрастание, убывание и экстремум функции. | 1 | |||
9 | Построение графиков различных функций с помощью первой и второй производных. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||
- решение задач на нахождение производной функции (простой, сложной, обратной); - решение задач на нахождения монотонности и экстремума функции, промежутков выпуклости и точек перегиба; - решение задач на вычисление асимптот; - составление алгоритма нахождения асимптот различных видов; - составление тестовых заданий по теме «Дифференциальное исчисление» (4 теста, различной формы). | 1 1 | ||||
Раздел 4. | ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ | 9 | | ||
Тема 4.1 Неопределенный интеграл | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | ||
1 | Первообразная и неопределенный интеграл. Основные свойства неопределенного интеграла. Таблица интегралов. Методы интегрирования: непосредственное интегрирование, метод разложения, метод замены переменной. | 1 | |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |||
10 | Нахождение неопределенных интегралов различными методами. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | ||||
Решение задач на нахождение неопределенного интеграла (непосредственно, введение новой переменной, по частям). | 1 | 3 | |||
| |||||
Тема 4.2 Определенный интеграл | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | ||
Понятие определенного интеграла. Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона- Лейбница. Вычисление определенного интеграла. Вычисление площади плоских фигур. | 1 | ||||
Практические занятия: | 2 | 2 | |||
11 | Вычисление определенных интегралов различными способами и нахождение площади криволинейной трапеции. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | 3 | |||
- решение задач на нахождение определенного интеграла (непосредственно, введение новой переменной, по частям); - решение задач на вычисление несложных задач на определение различных величин с помощью определенных интегралов; - решение несложных задач на определение различных величин с помощью определенных интегралов. | 1 1 | ||||
Раздел 5. | ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА | 4 | | ||
Тема 6.1 Основные понятия теории графов | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | ||
1 | Графы. Основные определения. Элементы графов. Виды графов и операции над ними. | 1 | |||
Практические занятия: | 1 | 2 | |||
12 | Способы задания графов. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | 3 | |||
- решение задач на действия над множествами, составления функций распределения для дискретных величин, вычислений математического ожидания и дисперсии случайной величины по заданному закону ее распределения; - систематизация материала: заполнение таблицы «Применение графов в реальной жизни» (номер, область, описание применения). | 1 1 | ||||
Раздел 6. | ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА | 6 | | ||
Тема 7.1 Комбинаторика. Элементы статистики. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||
1 | Элементы комбинаторного анализа: размещения, перестановки, сочетания. Формула Ньютона. Случайные события. Вероятность события. Простейшие свойства вероятностей. | 1 | |||
2 | Элементы математической статистики: генеральная и выборочная совокупности. виды выборок. Способы отбора. Статистическое распределение выборки. | 1 | |||
Практические занятия: | 2 | 2 3 | |||
13 | Решение задач на размещения, перестановки и сочетания. | 1 | |||
| 14 | Решение задач на нахождение вероятности события. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||
- решение задач на комбинаторику и определение вероятности: - составление тестовых задания по теме «Основные понятия комбинаторики». « Предмет теории вероятностей». «Случайное событие». «Классическое определение вероятности события» (4 теста, различной формы); - составление сообщения «Применение комбинаторики и теории вероятности в жизни». | 1 1 | ||||
Раздел 7. | ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | | |||
| Практические занятия: | 2 | 2 | ||
15 | Решение прикладных задач в области профессиональной деятельности: решение задач на проценты | 1 | |||
16 | Решение прикладных задач в области профессиональной деятельности: нахождение абсолютной и относительной погрешности в вычислениях | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||
Подготовка к дифференцированному зачету | 2 | ||||
| Дифференцированный зачет | 2 | | ||
Итого: | 54 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 01 МАТЕМАТИКА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- калькуляторы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Богомолов, Н. В. Практические занятия по математике : учеб. пособие / Н. В. Богомолов. - Изд. 10-е, перераб. - М. : Высшая школа, 2009. - 495 с.
Виленкин, И. В. Высшая математика для студентов экономических, технических, естественнонаучных специальностей вузов / И. В. Виленкин, В. М. Гробер. - 5-е изд.. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.- 416 с. : ил. (Высшее образование).
Ильин, В. А. Высшая математика : учебник для вузов / В. А. Ильин, А. В. Куркина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2007. - 593 с. - (Классический университетский учебник).
Омельченко, В. П. Математика : учеб. пособие / В. П. Омельченко, Э. В. Курбатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 380 с. - (Среднее профессиональное образование).
Щербакова, Ю. В. Теория вероятностей и математическая статистика: конспект лекций / Ю. В. Щербакова. - М. : Эксмо, 2007. - 160 с. - (Экзамен в кармане).
1. Валуцэ, И. И. Математика для техникумов на базе средней школы : учеб. пособие / И. И. Валуцэ, Г. Д. Дилигул. - М. : Наука, 1989. - 2-е изд., перераб. и доп.- 576 с.: ил.
2. Вентцель, Е. С. Задачи и упражнения по теории вероятностей : учеб. пособие / Е. С. Вентцель, Л. А. Овчаров. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2005. 442 с. - (Высшее образование).
3. Вентцель, Е. С. Теория вероятностей : учебник / Е. С. Вентцель. - 10-е изд, стер. - М. : Академия, 2005. - 576 с. - (Высшее образование).
4. Вся высшая математика. Т. 2 : учебник / М. Л. Краснов [и др.]. - Изд. 2-е, испр. - М. : УРСС, 2004. - 192 с.
5. Высшая математика для экономистов : учебник / под ред. Н. Ш. Кремера. 3-е изд. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 479 с. - (Золотой фонд российских учебников).
6. Гмурман, В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие / В. Е. Гмурман. - Изд. 8-е, стер. - М. : Высшая школа, 2003. - 405 с. : ил.
1. Выгодский, М. Я. Справочник по высшей математике / М. Я. Выгодский. Изд. 14-е. - М. : Джангар : Большая медведица, 2001. - 864 с.
Электронный ресурс «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Форма доступа: http: //window.edu.ru
Электронный ресурс «Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов». Форма доступа: http://fcior.edu.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКА
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | практическое занятие, самостоятельная работа, дифференцированный зачет |
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности | |
Умения: | |
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности | |
основные понятия и методы линейной алгебры | |
основные понятия и методы теории комплексных чисел | |
основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики | |
основные понятия матриц |