Рабочая программа по дисциплине ОП. 03 Статистика для специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уральский промышленный техникум»
г. Красновишерска Пермского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03 СТАТИСТИКА |
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
2019
Красновишерск
Рассмотрено на заседании |
УТВЕРЖДАЮ |
м/о педагогов УПТ ____________ |
Зам. директора по УР |
|
_________ Л.И. Кичигина |
Протокол №____ |
«___»____________2019 г. |
от «___»___________________2019 г. |
|
|
|
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №835 от 28.07.2014 г., зарегистрированного в Минюсте 25.08.2014 г. № 33769.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Уральский промышленный техникум»
Разработчики:
Ломова Л.А.,преподаватель |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
стр.
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
11 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
12 |
1. Паспорт примерной программы учебной дисциплины
ОП. 03 СТАТИСТИКА
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 «Статистика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.
ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности
организации.
ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ
исполнителями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности;
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- предмет, метод и задачи статистики; статистическое изучение связи между явлениями; абсолютные и относительные величины; средние величины и показатели вариации; ряды: динамики и ряды распределения, индексы; современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в Российской Федерации;
- формы, виды и способы статистических наблюдений; основные формы действующей статистической отчетности.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 17 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
34 |
в том числе: |
|
практические занятия |
17 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
17 |
внеаудиторной самостоятельной работы |
17 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание примерной программы учебной дисциплины «Статистика»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа учащихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Введение. Статистика как наука |
Предмет, метод и задачи статистики. Органы государственной статистики РФ, их полномочия в установленной сфере деятельности. |
1 |
2 |
|||
Тема 1. Статистическое наблюдение |
Содержание учебного материала: |
1 |
|
|||
1 |
Информационная база статистического исследования, статистическое наблюдение и его этапы. Формы, виды и способы проведения статистического наблюдения. |
1
|
1
|
|||
Тема 2. Сводка и группировка статистических данных
|
Содержание учебного материала: |
1 |
|
|||
1 |
Понятие статистической таблицы и ее элементов. Виды таблиц Статистические графики и их классификация. Диаграммы сравнения. Статистические карты. |
1 |
1 |
|||
Практические занятия: |
2 |
|
||||
1 |
Группировка статистических данных. |
1 |
2 |
|||
2 |
Составление статистических таблиц. |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. |
2
|
3 |
||||
Тема 3. Статистические показатели |
Содержание учебного материала: |
2 |
|
|||
1 |
Абсолютные и относительные величины. Виды абсолютных и относительных величин. |
1
|
1
|
|||
2 |
Средние величины в статистике и показатели вариации. |
1 |
||||
Практические занятия: |
2 |
|
||||
3 |
Определение среднего уровня изучаемого явления. |
1 |
2 |
|||
4 |
Изучение степени вариации изучаемого признака путем расчета абсолютных и относительных показателей вариации. |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. |
2 |
3 |
||||
Тема 4. Выборочное наблюдение в статистике
|
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|||
1 |
Генеральная и выборочная совокупность. Способы формирования выборочной совокупности, генеральной совокупности. |
2 |
1 |
|||
2 |
Методы оценки результатов выборочного наблюдения Сущность выборочного метода, виды отбора, численная выборка, способы распространения выборочных данных. |
2 |
||||
Практические занятия: |
2 |
|
||||
5
|
Разработка программы и организационного плана проведения выборочного наблюдения в соответствии с поставленными целями. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. |
2 |
3 |
||||
Тема 5. Ряды динамики
|
Содержание учебного материала: |
2 |
|
|||
1 |
Ряды динамики. Понятие, виды, основные правила построения рядов динамики. Показатели характеристики рядов динамики. Средние величины рядов динамики. Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики, сезонных колебаний. |
2 |
1 |
|||
Практические занятия: |
1 |
|
||||
6 |
Сезонные колебания. Построение сезонной волны. |
1 |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. |
3 |
3 |
||||
Тема 6. Статистические индексы |
Содержание учебного материала: |
3 |
|
|||
1 |
Классификация индексов по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследовании, составу явления, периоду исчисления. |
1 |
1 |
|||
2 |
Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ.
|
2 |
||||
Практические занятия: |
2 |
|
||||
7 |
Расчет индивидуальных и общих индексов в статистике. |
1 |
2 |
|||
8 |
Индексный метод. Осуществление анализа структурных сдвигов на основе индексного метода. |
1 |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. |
2 |
3 |
||||
Тема 7. Статистика потребления и покупательского спроса
|
Содержание учебного материала: |
1 |
1 |
|||
1 |
Понятие покупательского спроса населения. Виды спроса. |
1 |
||||
Практические занятия: |
2 |
|
||||
9 |
Сбор информации о покупательском спросе. Расчет коэффициента эластичности спроса. |
2 |
1 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. |
2 |
3 |
||||
Тема 8. Статистика товарных запасов
|
Содержание учебного материала: |
1 |
|
|||
|
Определение и классификация товарных запасов. Методы исчисления скорости товарооборота и времени обращения товаров. |
1 |
1 |
|||
Практические занятия: |
2 |
|
||||
10 |
Расчет скорости товарооборота. |
1 |
2 |
|||
11 |
Расчет индекса среднего времени товарного обращения для анализа скорости и времени товарного обращения. |
1 |
||||
|
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. |
2 |
3 |
|||
Тема 9. Статистика качества продукции
|
Содержание учебного материала: |
1 |
|
|||
1 |
Сравнение конкурентоспособности товара и качества товара. Конкурентные преимущества, конкурентноспособность. |
1 |
1 |
|||
Практические занятия: |
3 |
|
||||
12 |
Применение средней арифметической при изучении качества продукции. Определение средних значений качественных признаков товаров. |
1 |
2 |
|||
13 |
Применение показателей вариации при изучении качества продукции. Исчисление колеблемости признаков, которые исчисляются и используются при определении допустимых границ отклонений качества товара от нормы. |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. |
2 |
3 |
||||
|
Дифференцированный зачет |
1 |
|
|||
|
Всего |
51 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4.Условия реализаЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимально-материально-техническому обеспечению
Для реализации требуется учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета: рабочие места студентов, рабочее место преподавателя, доска.
Технические средства обучения: мультимедийная установка, персональный компьютер.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Годин, А. М. Статистика: учебник.– М.: Дашков и К°, 2012. – 451 с.
В. С. Лялин, И. Г. Зверева, Н. Г. Никифорова. Статистика: теория и практика в Excel: учебное пособие. – М.: Инфра–М, 2010. – 446 с.
Статистика: учебник [И. И. Елисеева и др.]. – М.: Проспект, 2011. – 443 с.
Дополнительные источники:
Мусина Е.М. Статистика, краткий курс лекций и тестовые задания: учебное пособие. - М.:ФОРУМ, 2011.-72с.
Интернет-ресурсы:
Справочно-правовая система Консультант Плюс - http://www.consultant.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебный процесс организуется в форме уроков (лекций и практических занятий. При выполнении работ обучающимся оказываются консультации.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности; -собирать и регистрировать статистическую информацию; - проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; - выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы. |
Текущий контроль: -фронтальный опрос; -индивидуальный опрос; -защита отчетов по практическим занятиям; Итоговый контроль: дифференцированный зачет.
|
|
|
Знания: -предмет, метод и задачи статистики; -статистическое изучение связи между явлениями; -абсолютные и относительные величины; -средние величины и показатели вариации; -ряды: динамики и ряды распределения, индексы; -современные тенденции развития статистического учета; -основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; -порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в Российской Федерации; -формы, виды и способы статистических наблюдений; -основные формы действующей статистической отчетности. |
|
|