Формат описания Практики воспитания на муниципальном уровне и уровне образовательной организации « Взаимодействие семьи и школы»

Пояснительная записка к Формату описания образовательной практики | ||
1 | Автор | Мандрик Надежда Фёдоровна |
2 | Должность | Классный руководитель 8 А класса |
3 | Квалификационная категория | Высшая квалификационная категория |
4 | Преподаваемый предмет | Химия |
5 | Название образовательной организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К.Зырянова» |
6 | Вид ресурса | Документы |
7 | Тип ресурса | Официальный документ |
8 | Название ресурса | Формат описания образовательной практики |
9 | Цель | Описание Практики воспитания на муниципальном уровне и уровне образовательной организации « Взаимодействие семьи и школы» |
10 | Задачи | -описать опыт воспитательной работы с классным коллективом - оформить материал на сайте ОУ - оформить материал на сайте Образовательный атлас https://atlas-edu.kipk.ru/Users/RegistrationComplete?id=173603 |
11 | Целевая аудитория | Классные руководители, методисты, педагоги дополнительного образования |
12 | Источник | Рабочая программа воспитания классного коллектива на 2021 – 2026 учебные годы План ВР с учащимися 8 А класса на 2024-2025 уч.гг |
Приложение 1
Формат описания образовательной практики
1. *Березовский район
2.1.*Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»
2.2. *МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова
2.3. *Почтовый адрес (для позиционирования на карте):
662520, Красноярский край, Березовский район, пгт. Березовка, ул. Советская, 47
3. *Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации
4. *Плохих Татьяна Владимировна
5.*Контактные данные лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику:
- +7(39175) 2-32-70
- tanya6384@mail.ru
- +79048942588
6. *Мандрик Надежда Фёдоровна
7. *Укажите тип представленной образовательной практики (выбрать один из предложенных):
методическая практика
8. *Укажите направление представленной практики (выбор одного варианта):
Практики воспитания на муниципальном уровне и уровне образовательной организации
9. *Название практики
«Взаимодействие семьи и школы»
10. *Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)
Представление педагогического опыта, педагогическая мастерская, копилка мероприятий, семья, школа, конкурс, классный руководитель.
11. *На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)
- основное общее образование;
- среднее общее образование;
- дополнительное образование детей и взрослых;
12. *На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)
- обучающиеся;
- родители;
- учителя-предметники;
- классные руководители;
- педагоги дополнительного образования;
-узкие специалисты (психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги и т.д.);
- педагоги-организаторы;
- методисты;
- администрация;
- представители общественности;
13. *Масштаб изменений
- уровень образовательной организации;
- уровень муниципалитета;
14. *Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов
Практика представляет опыт работы по организации работы семьи и школы с целью повышения методической компетентности не только молодых педагогов, но и опытных педагогов, испытывающих трудности в воспитании учащихся. Основным педагогическим инструментом в работе с семьями учащихся я выделяю использование технологии совместной работы родителей, учащихся и педагогов.
14.1. *Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика
В 2023-2024 уч. гг. стала наблюдать, что мотивация учащихся к учебным предметам начала снижаться. В классе к концу учебного года из двенадцати хорошистов осталось пять обучающихся. Остальные учащиеся по итогам года имели 1-2 удовлетворительные оценки. За помощью обратилась к родителям. Однако не все родители могли воздействовать на своих детей. Причины были разные: одни семьи не хотели воспитывать детей, другие - не умели, третьи - не понимали, зачем это нужно. Усугублялось положение еще и тем, что у многих родителей был утерян опыт традиций семейного воспитания. Все это приводило к проблемам воспитания ребенка в семье и трудностям социализации ребенка в обществе. В условиях школы пыталась организовать преемственность в процессе воспитания и обучения ребенка между родителями и педагогами, чтобы раскрыть потенциал каждого обучающегося. Поставила цель – создать модель сотрудничества, которая предполагала взаимодействие образовательного учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка и формирование личностно-ориентированного подхода к организации образовательно-воспитательного процесса школы.
Основная цель: организация совместной деятельности родителей, педагогов и учащихся в вопросах воспитания.
Задачи:
Проанализировать свою педагогическую деятельность, обобщить опыт воспитательной работы с классным коллективом
Подготовить материалы по обобщению опыта совместной работы с родителями
Пополнить педагогическую «копилку» новыми разработками мероприятий
14.2. *Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?
представление педагогического опыта работы с родителями, педагогами и учащимися
14.3. *Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?
Формами взаимодействия администрации, педагогов и родителей являются:
совет профилактики правонарушений
совместная работа с учащимися и родителями класса
традиционные и не традиционные формы работы с родителями
классный родительский комитет и Управляющий Совет школы
участие родителей в социологических опросах
родительский всеобуч
родительский Университет
В целом, я использую четыре формы работы с семьей:
интерактивную: анкетирование, диагностика, круглые столы, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов;
традиционную: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общешкольные, городские, региональные, всероссийские), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы;
просветительскую: использование СМИ и чатов (групп) для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей;
государственно-общественную: создание родительского комитета, взаимодействие со спонсорами, различными общественными движениями Красноярского края
Родители учащихся класса приглашаются на Совет по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в ходе работы которого анализируют состояние правонарушений среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение.
Значимым направлением работы с родителями стала организация системы сотрудничества с учетом их запросов на образовательные услуги.
В рамках взаимодействия с родителями помимо классических применяю инновационные формы работы, например, чат класса, детско-взрослые виды деятельности, деловые игры, разнообразные формы получения обратной связи от родителей, информирование и мотивирование родителей через школьный сайт и др.
Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание
Оно считается универсальной формой работы, так как присутствие на нем всех или большинства родителей позволяет реализовывать многие из функций взаимодействия учителя и родителей, направленного на развитие личности ребенка, улучшение условий его жизни, а также на самосовершенствование, саморазвитие как педагога, так и родителей.
В своей работе провожу такие виды родительских собраний, как организационные собрания (выбор родительского комитета, распределение общественных поручений и др.), собрания с целью психолого-педагогического просвещения родителей (с приглашением специалистов), тематические (обсуждение актуальных вопросов воспитания и развития, учащихся класса), итоговые.
Организуя родительские собрания, соблюдаю следующие правила
Говорю о проблеме, а не о персоналиях учащихся.
Отмечаю успехи учащихся и пути повышения их. Для этого знакомлю родителей с Листами достижений учащихся.
Не диктую правильное решение, а стимулирую к его поиску коллектив родителей.
Широко применяю в своей работе консультации как индивидуальные так и групповые; на них родители (члены семьи) получают рекомендации для налаживания отношений в семье и школе.
Одной из самых распространенных форм индивидуальной или групповой работы с родителями считаю беседу. Универсальность данной формы взаимодействия с семьей состоит в том, что создается возможность осуществлять дифференцированный подход к родителям разного уровня воспитанности, культуры, устанавливать с ними деловые, дружеские контакты на благо ребенку.
По-прежнему приоритетным направлением воспитательной работы нашей школы остается организация детско-взрослых видов деятельности, которая направлена на:
развитие партнерских отношений с родителями;
удовлетворение взаимодействия и понимания с родителями;
освоение детьми новых видов деятельности через социальный опыт взрослых;
развитие комфортности, эмоционального равновесия, на удовлетворение потребностей и повышение самооценки;
формирование устойчивого стремления к самореализации и личностному профессиональному росту;
развитие воспитывающей среды как субъектов воспитательной (гармоничной) среды.
Развитие детско-взрослых видов деятельности реализую через различные виды деятельности:
экологическую;
проектную;
научно-исследовательскую и интеллектуальную;
издательскую;
художественную;
туристко-краеведческую;
физкультурно-оздоровительную.
Спортивно-оздоровительная и экологическая деятельности реализуются через различные мероприятия. Это туристические слеты, походы, акции.
Примерами организации познавательной деятельности стали социальные проекты, творческие отчеты учителей, брейн-ринги, научно-практические конференции, деловые игры. Родители моего класса принимают участие в оформлении и подготовке призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в различных видах деятельности.
Трудовая деятельность представлена оформлением кабинетов и рекреаций, ярмарками-распродажами семейных поделок.
Досуговая деятельность выражается в форме проведения совместных праздников, спектаклей, конкурсов, туристических походов, слетов, экскурсионных поездок. Родители совместно с учащимися охотно принимают участие в подготовке новогодних праздников, Масленицы, концертов и др. мероприятий.
В папке представлена Технологическая карта экскурсии в пещеру «Караульная», где родители были активными ее участниками.
14.4. *Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?
Считаю, важным в своей работе организацию получения обратной связи от родителей. С этой целью традиционным стало участие родителей в социологических опросах, в ходе которых они имеют возможность высказывать свое мнение относительно образовательного процесса, его влияния на становление личности детей.
Так, с помощью анкетирования было изучено мнение родителей относительно качества образовательной деятельности нашего ОУ на тему «Удовлетворенность родителей качеством и результатом предоставляемых образовательных услуг». Анкетирование показало, что большинство родителей заинтересовано в качестве образовательного процесса, для этого необходимо развивать систему сотрудничества. Совместные виды деятельности позволяют повысить мотивацию включения родителей в образовательный процесс, сделать его более открытым, прозрачным. Значит, практика воспитательной работы «Взаимодействие семьи и школы» дала положительные результаты.
15. *Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики
- мониторинг личностных УУД учащихся;
- рейтинг участия учащихся в мероприятиях разных уровней
- уровень воспитанности учащихся (методика Капустиной)
- портфолио учащихся
- анкетирование «Удовлетворенность родителей качеством и результатом предоставляемых образовательных услуг»
16. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?
Не все родители в одинаковой степени принимали участие в жизни класса и школы. Часть родителей учащихся практически игнорировали совместную деятельность семьи и школы. Со своей стороны приходилось привлекать к работе с такими родителями членов РК класса. К концу 2024 г. 96 % родителей учащихся класса изменили свое отношение к данной проблеме, проявили активность в организации и подготовке классных мероприятий. С 4 % родителей еще предстоит кропотливая работа, которая закончится уже в 9-м классе. Даст ли она положительный результат, покажет время!
17. Что Вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (Ваши практические советы)?
1. Использовать в работе с классным коллективом методику работы И.П. Иванова - «Коллективное творческое дело».
Это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
КТД - форма работы, которая направлена на :
- развитие творческих и интеллектуальных способностей
- реализацию коммуникационных потребностей
- обучение правилам и формам совместной деятельности.
- расширение знаний об окружающем мире
- приобретение навыков проектирования
- проявление организаторских способностей
- формирование способности к рефлексии
В основе коллективной творческой деятельности лежат три основные идеи:
1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей)
2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной деятельности детей и взрослых)
3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни)
Нужно отметить, что КТД имеет свои особенности и не каждое воспитательное мероприятие может являться КТД. Оно является таковым, если:
Оно коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе;
Оно творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач.
2. Систематически использовать инновационные методы и формы работы.
18. *Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся Вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов)
- консультационное сопровождение;
- провести вебинар/семинар/мастер-класс и т.д.;
19. Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации)
Диплом призера Муниципального конкура «Самый классный классный»
20. Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики? (Укажите название организации или ФИО, звание и должность)
нет
21. *При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники (иначе – «Нет»)
Урок.РФ (https://урок.рф/user/471309).
22. При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них
23. Для повторно заявленных практик:
-укажите направление РАОП и название практики в случае, если она была включена в РАОП (2018, 2019, 2020, 2021, 2023) и ей уже был присвоен соответствующий уровень (уровень указать);
-укажите, какие изменения произошли в образовательной практике с момента ее участия в РАОП и установления соответствующего уровня (новый аспект (цель), категории участников, масштаб изменений, средства реализации, результаты, другое).
24. Укажите, является ваша образовательная организация:
- с наличием центра образования «Точка роста»;
25. Укажите, использовали ли вы при работе над содержанием и описании практики:
- федеральные, региональные цифровые сервисы и ресурсы (перечислить)
school-collection.edu.ru.
fcior.edu.ru.
- федеральные, региональные банки данных (перечислить)
https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/
https://krao.ru/deyatelnost/vospitatelnaya-rabota/