Формы деятельности классного руководителя в направлении «ТРУД»
Формы деятельности классного руководителя в направлении «ТРУД»
Трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы и строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности. Некоторые школьники сталкиваются с трудностями при выполнении задания на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т. е. у них отсутствует мотив. Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации трудовой деятельности у школьников, может быть создание таких условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности.
Предлагаю такие формы деятельности классного руководителя в направлении «Труд”:
1.Воспитательная
-Активизировать трудовую деятельность, начиная с младших классов, адекватно оценивая не только выполненную работу, но и отношение к труду, выполненной работе.
(нередко мы, педагоги, завышаем оценку за некачественно выполненную работу, начиная с начального звена, и это продолжается до выпуска учащегося из школы).
-тематические классные часы: “Труд и Я”, “Мои обязанности дома”, “Все профессии нужны, все профессии важны”, « Знакомство с профессиями» на внеурочной деятельности « Тропинка в профессию».
-акции «Синичкина столовая», «чистота и уют рядом идут», «книжка заболела», «вырасти цветок», «сбор лекарственных растений»
-праздники « День Земли», «Как рубашка в поле выросла»…
-оформление классных выставок
-проведение внеклассных мероприятий по классам по теме «Значение труда в жизни человека», «Под лежачий камень и вода не течёт» и др.
-экскурсии и походы на пришкольный участок, в поле, в мастерские и в близлежащие сельхоз. хозяйства учащихся младших классов.
2. Образовательная
Продолжить формировать следующие социальные компетенции:
-способность учащихся решать семейно- бытовые проблемы, трудовые проблемы (на уроках проигрывать трудовые ситуации, учителю – включать задания, задачи на уроках)
-умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
-умение знать и соблюдать права потребителя, покупателя, клиента, производителя (экскурсии и походы в магазины, библиотеки, аптеки, почту и на предприятия бытового обслуживания)
-желание трудиться, потребность самовыражения личности в труде, чувства ответственности за свой труд, уважение к труду других людей.
-умение применять полученные знания в области проф. самоопределения: (умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии личной и общественной выгоды).
3. Работа с родителями
-Проводить беседу о том, чтобы родители привлекали и приучали детей к труду с младшего возраста. Воспитывали трудолюбие, были для своих детей примером в труде.
-На праздник «День открытых дверей», проведение конкурсов по проф. мастерству, приглашать работодателей района и родителей.
-Проводить совместные субботники.
-Строительство “Снежного городка” на территории школы совместно с родителями.
4.Активизировать тимуровскую работу.
-шефство учащихся над младшими учениками;
-общественно полезный труд - проводить акции «ремонт книг», «сбор лекарственных трав и ягод», «уборка овощей», «чистый дом».
5. Кружковая работа
Опыт показывает, что кружки также являются формой приобщения школьников к общественно полезному труду, поэтому предлагаю разнообразить виды кружковой деятельности.
.