Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении

4
0
Материал опубликован 29 May 2022

Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении.

Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Современная школа требует современного учителя, который не только транслирует знания, но ориентирует обучающихся на творческое отношение к собственной жизни, развитие индивидуальности, способности к самореализации. Такое образование может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный и конкурентоспособный учитель, ориентированный на гуманистические ценности.

Поэтому одно из ключевых направлений инициативы "Современная школа- современный учитель" - развитие учительского потенциала и переход к новым формам и методам повышения квалификации учителя. Современный социальный заказ общества школе требует от учителя постоянной работы над собой, роста профессионализма.

Профессиональная компетентность педагогических работников является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательного учреждения. Соответствие профессиональной компетентности педагогического персонала школы уровню требований, предъявляемых к современной системе образования, обязывает иметь в структуре внутришкольного управления отдельную подсистему, обеспечивающую постоянное совершенствование профессиональных качеств педагогов.

Профессиональная компетентность – это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность и общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновационным технологиям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Используются и другие важные принципы при организации работы по повышению профессионального уровня педагогов:

выявление особенностей педагогического стиля каждого учителя и создание благоприятных условий для сохранения и развития его продуктивных компонентов;

стимулирование поисковой и инновационной деятельности;

поощрение стремления к постоянному профессиональному росту;

организационная поддержка пожеланий учителей на участие в инновационных формах профессионального совершенствования, предлагаемых на региональном и муниципальном уровнях;

регулярное информирование учителей о достижениях передовой педагогической науки и практики в рамках общешкольных тематических семинаров.

Основной целью повышения квалификации педагогических работников школы является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов, придание структурной целостности педагогической деятельности каждого из них, что в совокупности обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.

Задачи повышения квалификации:

поддержка и совершенствование профессионального уровня всех педагогов в соответствие с требованиями сегодняшнего дня;

создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной деятельности до потенциально возможного уровня:

переориентация целевых установок при планировании и реализации повышения квалификации с совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков на развитие профессиональной компетентности;

активизация профессионального творчества, духа состязательности в педагогическом мастерстве,

предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов;

удовлетворение потребностей в поиске и освоении передового педагогического опыта, педагогических инноваций и научных достижений;

освоение всеми педагогическими работниками ИКТ до уровня свободного самостоятельного использования их в качестве, как современного средства информационного обмена, так и эффективного педагогического средства.


Структура модели повышения квалификации в современном образовательном учреждении включает четыре организационных уровня:

самообразование,

школьный

муниципальный

республиканский, федеральный.

Первый уровень самообразование - предоставляет наибольшую творческую свободу педагогу. Содержательно он включает изучение и апробацию тех материалов, которые связаны с ближайшими рабочими потребностями учителя. Перечень вопросов, выбранных педагогом для самостоятельного освоения на предстоящий учебный год, включается в его годовой план работы и регистрируется в плане работы предметного методического объединения. В течение учебного года на заседаниях ШМО заслушиваются отчёты педагогов о проведённой работе по теме самообразования. Отчёты утверждаются методическим объединением и становятся одним из документов портфолио педагога. Самообразование осуществляется в форме изучения теоретических вопросов, освоения методик, технологий, разработки авторских программ, выполнения педагогических проектов, написания статей, подготовки конкурсных материалов и др.

Второй уровень повышения квалификации - школьный. На школьном уровне повышение квалификации учителей происходит через:

- систему педагогических советов;

- работу предметных школьных методических объединений;

- работу над методической темой школы;

- организацию курсовой подготовки.

Повышение квалификации учителя через вовлечение в систему работы педагогических советов.

В течение года в школе проходит 5 педагогических советов

август – анализ результатов работы школы за прошедший учебный год, планирование.

ноябрь, январь, март – тематические педагогические советы, они определяются на августовском педагогическом совете и вытекают из проблем, выявленных при анализе работы в мае. Все они направлены на достижение цели работы школы.

май –.о допуске учащихся к государственной (итоговой) аттестации и о прохождении учебных программ и переводе учащихся 1-4, 5-8, 10 классов

Работа над тематическим педсоветом включает в себя 4 этапа:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

на совещании при директоре обсуждаются цели, задачи педсовета, форма проведения, ожидаемый результат;

выступление на методическом совете с сообщением по теме педсовета заместителя директора;

работа в творческих группах или в предметных ШМО;

анкетирование, опрос с целью выявления уровня понимания основных понятий, проблем или затруднений по теме педсовета,.

работа с литературой, Интернет источниками;

привлечение к участию в проведении педсовета родителей, представителей общественных организаций (по мере необходимости);

проведение открытых мероприятий по теме педсовета (в том числе родительские собрания, классные часы, уроки, заседания ШМО, факультативные занятия).

На этом этапе формируется информационное поле учителя, повышаются его технологические умения, развиваются проектные навыки, поисковая и исследовательская деятельность.

ОСНОВНОЙ ЭТАП включает в себя непосредственное проведение педагогического совета. Этому этапу свойственен поиск новых форм: например, форма проведения педагогического совета «Качество образования как стратегическая цель государственной политики, современное понимание качества образования» комбинированный, сочетающий элементы традиционного и деловой игры по типу «мозгового штурма»,в форме конференции «Современные системы самоконтроля учителя», педагогический совет «Инновационные формы контроля учителя за общеучебными знаниями, умениями и навыками» прошёл в форме круглого стола. В результате повышается культура общения в рамках совместной деятельности, творчество учителя, активизируется жизненная позиция и умение отстаивать собственную точку зрения.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП включает в себя обмен мнениями на самом педсовете, где все желающие могут высказать свои комментарии и мнения. На этом этапе повышается аналитическая культура каждого педагога, и развиваются его прогностические навыки.

ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ПЕДСОВЕТА Одним из показателей выполнения решений является качественная организация образовательного процесса, организация деятельности коллектива по реализации актуальных идей образования, распределение полномочий и ответственности педагогов по выполнению решений. Решение проблем, озвученных на педсоветах отслеживается через посещение уроков, диагностику уровня мотивации учащихся, диагностические работы, промежуточную и итоговую аттестацию, через профессиональные конкурсы разного уровня и методические мероприятия.

Охват всех педагогов в подготовке к педагогическим советам, широкий спектр деятельности при подготовке и проведении педагогического совета способствует повышению профессионализма педагогов и расширению их возможностей.

Повышение квалификации учителя через вовлеченность в работу предметных школьных методических объединений

В нашей школе действуют 5 школьных методических объединений:

ШМО учителей русского языка и литературы,

ШМО учителей математики, МТ «Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках математики»;

ШМО учителей естественнонаучного цикла, МТ «Формирование положительной мотивации к предметам естественнонаучного цикла, используя разнообразные приёмы в обучении и воспитании»;

ШМО Классных руководителей.

ШМО учителей начальных классов, МТ «Формирование у учащихся начального звена мотивации к обучению, используя разнообразные приёмы и методы в обучении и воспитании»;

Деятельность каждого МО (организационная, содержательная, процессуальная, мотивационная) осуществляется в рамках работы над методической темой, которая связана с методической темой школы «Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода». Каждое ШМО планирует свою работу в учебном году в соответствии с общешкольными целями. В течение учебного года проходит 5 запланированных заседаний. Члены предметных объединений не ограничиваются разбором узких вопросов, а знакомятся с результатами современных исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, заслушивают доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности.

Одна из задач работы ШМО – пробудить познавательный интерес к своему предмету. Этому способствуют предметные недели и декадники, когда проводятся открытые мероприятия, конкурсы, викторины и осуществляется печатная пропаганда (выпуск стенгазет, оформление тематических выставок, презентация творческих работ учащихся).

Например, в прошедшем учебном году учителя математики совместно с учащимися в рамках математического декадника подготовили и провели «Интеллектуальный марафон».

Во время декадника прошли общешкольные мероприятия:

5-6 классы «Математическая карусель» (игра-путешествие).

7-8 классы Викторина «Математика + физика»

9-11 классы Интеллектуальная игра «С шуткой о серьёзном в математике, физике и информатике»

Оформлена выставка творческих работ учащихся.

В рамках предметного декадника по истории, обществознанию и праву были проведены следующие мероприятия:

Классный час «России верные сыны» (9класс)

Конкурс «Правовой статус несовершеннолетних» 9-10 кл

Конкурс сочинений «Легко ли быть депутатом?» (8-11 кл.)

Конкурс рисунков, «Каким я вижу свой город?» (3-7 кл.)

Конкурс по избирательному праву в 8-11кл. -

Подобного вида мероприятия требуют от учителя высококвалифицированной подготовки, и, следовательно, учитель вновь учится сам.

Каждый учитель составляет портфолио, где ведется степень его активности в делах школы:

выступления на предметных ШМО, РМО, семинарах, педсоветах;

участие в КТД;

подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам;

открытые мероприятия,

и т.д.

Вся эта работа развивает личностные качества учителя и его эмоциональную сферу, повышает уровень его компетентности.

Повышение квалификации учителя в ходе работы над методической темой школы.

2021-2022 учебный год, завершающий год работы над методической темой «Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода». Работа над данной темой осуществлялась через:

- коллективные формы профессионального взаимодействия:

проведён единый методический день «Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации учебной деятельности», который показал, что многие учителя работают над освоением и использованием технологии уровневой дифференциации, успешно идет внедрение технологий модульного обучения, проектного обучения, ИКТ, игрового обучения, здоровьесберегающих технологий;

проведены теоретические и практические семинары, мастер-классы (например, семинар «Интерактивные методы обучения», мастер-класс по данной теме);

отчёты педагогов;

малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы;

обобщение опыта работы по данной теме через публикации методического пособия

проходила работа временных творческих групп;

работа ГКУ (годичной команды учителей, по реализации ПО ППП);

методический совет школы.

Повышение квалификации учителя через организацию курсовой подготовки

Ежегодно в конце учебного года формируется заявка на прохождение курсовой подготовки педагогами школы.

Причины могут быть различны:

- аттестация педагога;

переход на новую программу (учебник);

недостаток информации по организации работы при подготовке детей к ЕГЭ, олимпиадам;

знакомство с современными требованиями к преподаванию учебных дисциплин;

знакомство с положительным опытом работы других школ и др.

Повышение квалификации учителей на школьном уровне проходит через систему педагогических советов, работу ШМО, работу над методической темой школы и организацию курсовой подготовки

Третий уровень повышения квалификации – муниципальный. На муниципальном уровне повышение квалификации производится по плану РУО

Учителя нашей школы активно участвуют в подготовке и проведении:

- предметно-методических и тематических семинаров:

ежегодный семинар-практикум «Аттестационное портфолио учителя», «

муниципальный конкурс «Электронные методические разработки»

Конкурс «След войны в моей семье

- конференциях:

конференция по взаимоотношению родителей и подростков

ежегодная августовская педагогическая конференция.

Особый вид повышения квалификации на данном уровне представляет участие и работа в различных комиссиях и объединениях отдела по делам образовательного учреждения.

Следующий уровень повышения квалификации – региональный.

Данный уровень отличается наибольшим разнообразием форм и методов повышения квалификации. Ведущим учреждением региональной системы повышения квалификации работников образования является ХРИПК и ПРО.

Формы повышения квалификации:

- очная, квалификационные, проблемные, целевые курсы, семинары, научно-практические конференции, конкурсы:


научно-практическая конференция слушателей курсов повышения квалификации «Непрерывное образование», доклад «Система внеклассной работы

республиканский семинар проведение мастер-класса;

республиканский семинар «Организация и итоги работы МРЦ», выступление зам. директора по УВР

республиканский конкурс мультимедийных презентаций «Визуализация образовательного процесса», сертификат участия

конкурс электронных методических разработок

- очно - заочная и заочная, форма повышения квалификации, использующая дистанционные образовательные технологии;

- форма стажировки, проводится, на базе школ РХ.

Повышение квалификации на данном уровне производится по заявкам муниципального органа образования и удостоверяется соответствующим сертификатом. Обучение на курсах повышения квалификации регионального уровня является нормативным требованием для всех педагогических работников и должно осуществляться не реже одного раза в течение 5 лет.

Для реализации педагогом возможностей непрерывного образования, самостоятельного конструирования индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации с учетом своих профессиональных потребностей, согласованных с потребностями образовательного учреждения, и выбора наиболее приемлемых для себя сроков его прохождения он может использовать ресурсы накопительной системы повышения квалификации, введенной с 2018г

В качестве инновационных образовательных технологий повышения квалификации на всех трех уровнях используются цифровые образовательные ресурсы, а также консультационные форумы по актуальным вопросам на портале «Сеть творческих учителей», образовательного центра «Школьный университет». «Использование ИКТ в образовательном процессе81% педагогов нашей школы овладели навыками работы на компьютере.

Современный учитель должен отвечать современным требованиям жизни, ему необходимо учиться самому, повышать квалификацию, расширять кругозор.

Итак, в моём выступлении представлена реально действующая модель повышения квалификации кадрового ресурса на уровне школы. Она апробирована, даёт положительные результаты, современна.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации