Статья «Формы и методы повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении»
«Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он
перестает учиться, в нем умирает учитель»
К.Д. Ушинский
Профессиональная компетентность учителя является залогом успешного решения задач образования — создания образовательной среды, которая будет способствовать развитию личности ученика. Подготовка педагога, его коммуникативная, методологическая, дидактическая и другие виды компетенции особо важны в условиях введения ФГОС в школе.
Профессиональная компетенция учителя — это совокупность знаний, умений, навыков, личных качеств, которые необходимы для осуществления педагогической деятельности. Понятие включает в себя теоретическую и практическую способность и готовность педагога решать профессиональные задачи.
В структуре профессиональной компетенции можно выделить следующие умения:
изучать личность ученика, коллектив, уровень их подготовленности;
выделять образовательные, развивающие, воспитательные задачи;
отбирать эффективные методы, формы и средства организации образовательного процесса;
создавать необходимые условия для развития личности ученика;
организовывать совместную деятельность;
оценивать и анализировать результаты образовательного процесса.
Таким образом, профессионально компетентный учитель осуществляет образовательную деятельность и педагогическое общение с учениками на высоком уровне, умеет планировать свою работу и оценивать её результаты, правильно выбирает методы и формы обучения. Повышение профессиональной компетенции предполагает непрерывное творческое развитие педагога, изучение педагогических инноваций, усвоение и модернизацию опыта, совершенствование способности адаптироваться к меняющимся условиям.
Требования, выдвигаемые современному педагогу, предопределили следующие методы повышения профессиональной компетентности:
Повышение квалификации на курсах.
Аттестация педагога на категорию или соответствие занимаемой должности.
Участие в работе МО, педсоветов, областных, городских, окружных семинарах, конференций.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, исследовательских проектах.
Обобщение и представление опыта работы педагога на мероприятиях разных уровней.
Публикации в печатных сборниках, на собственном сайте и в профессиональных сообществах в интернете.
Одним из важнейших методов повышения профессиональной компетенции является самообразование учителя. Научить детей учиться сможет только педагог, который сам учится всю жизнь. Самообразование может реализовываться при помощи следующих форм:
Знакомство с педагогической литературой.
Изучение методических разработок коллег.
Чтение статей в СМИ, просмотры передач, прослушивание радиопередач, подкастов.
Участие в мероприятиях, направленных на профессиональное развитие и обмен опытом (вебинарах, конференциях, мастер-классах).
Активное участие в работе профессиональных сообществ (в группах ВК, сайтах).
Разработка и публикация собственных методических материалов.
Изучение новых Интернет-ресурсов и платформ.
Все перечисленные методы будут эффективными только в том случае, если сам педагог осознаёт необходимость собственного развития и повышения профессиональной компетенции. Профессиональный рост учителя продиктован современными условиями и введением новых образовательных стандартов.