12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ерофеева Елена Ивановна133
0

Статья «Формы и методы приобщения малышей к миру природы»

Формы и методы приобщения малышей к миру природы.

Основной целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они контактируют. Родители и воспитатели в равной степени должны заботиться о формировании познавательного, эстетического и гуманного отношения детей к природе.

В раннем возрасте особенно важно развивать у детей добрые чувства, т. к. повышенная эмоциональность и познавательная направленность малыша к живому миру природы часто приводят к негативному экспериментированию над живыми существами: дети могут оторвать бабочке крыло, раздавить жука, вырвать с корнем цветок и т. д. Причинами неправильного отношения детей к объектам природы могут быть недостаточный эмоционально – чувственный опыт общения с объектами живой природы, несформированность навыков ухода за ними, низкий уровень развития наблюдательности, недостаток или отсутствие представлений о растениях и животных как живых существах.

Эти причины являются поводом для создания условий по формированию гуманного отношения детей к природе в раннем возрасте. Формы и методы приобщения малышей к миру природы могут быть очень разнообразны и интегрированы с другими важными задачами.

1. Эффективный способ познания мира природы – это совместные с малышами наблюдения. Так как маленькие дети не могут наблюдать длительное время, мы можем поддержать интерес к живому объекту, включая наблюдение в разные виды деятельности, наблюдать поэтапно и немного по времени, обращая внимание на какую-то отдельную часть объекта или явления, например, прорастание гороха, разворачивание листа, появление новых цветков, быстрый рост стрелок зелёного лука.

Во время наблюдения мы можем использовать различные приёмы. Одним из них может быть художественное слово. Стихотворные строки, образные выражения способствуют привлечению внимания детей к объектам природы, конкретизируют содержание наблюдения, развивают их наблюдательность.

Подойди, поближе встань,

Полюбуйся на герань.

Красные цветочки, круглые листочки.

Очень весело цветёт,

Хоть высокой не растёт!

Любое наблюдение приводит к тому, что любой живой объект требует ухода, поэтому важно с ранних лет привлекать малышей к посильному труду (по уходу за цветами, за рыбками и т. д.). «Ребята, посмотрите, наш цветочек стоит грустный, почему? Может он хочет пить, давайте проверим землю, наверно она сухая, в земле должна быть водичка», при этом детки, вместе с воспитателем, проверяют землю, поливают цветочек «Цветочек говорит вам «Спасибо!»

У мен живёт цветок,

Он бы море выпить мог.

Дам водички – он глотает

И немножко расцветает!

То, что малыши увидели в процессе наблюдения, они могут отразить в игре. Малыши включаются в режиссёрские или ролевые игры, для которых нужно предложить игрушки и предметы – заместители. Игровое взаимодействие взрослого с ребёнком реализуется разными способами: эмоционально – речевыми, имитацией движений, предметными действиями с образной игрушкой или с воображаемым предметом.

Затем можно предложить нарисовать то, что наблюдали. Для этого предоставим малышам необходимый материал и предложим использовать нетрадиционную технику рисования, что усилит интерес к предстоящей деятельности, например, взрослый аппликацией делает горшок для цветка, а малыши рисуют листья – ладошки.

2. Колоссальную возможность познать мир природы поможет предметно-развивающая среда в группе. Одним из способов создания предметной среды может быть подготовка коллекционного материала – собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка. Главное помочь маленькому первооткрывателю увидеть чудесное в обычном, сохранить красоту – сверкнувшую раковину, птичье пёрышко, резной листочек. Это будет способствовать развитию способности замечать необычные особенности предметов и явлений природы, сенсорно – эстетического восприятия, предпосылок наблюдательности, познавательной активности.

3. В общении с ребёнком можно широко использовать образные игрушки: в игре с этими игрушками воспитывается доброта, отзывчивость, эмоциональность. Игра с игрушкой может быть направлена в русло экологического воспитания. Мы хотим, чтобы малыш не испытывал страха и недоверия перед миром природы, чтобы ни одно живое существо – даже самое странное – не вызывало отторжения и неприязни. Игрушки придут к нам на помощь в этом стремлении.

4. Все знают, как трудно непослушным пальчикам не только завязать бантик, но хотя бы застегнуть и расстегнуть кнопку, даже застёжку – липучку. Предоставляя малышам возможность поиграть с игрушками, предметами, развивающими моторику рук, а также помогающими формировать навыки самообслуживания, мы решаем одновременно задачу воспитания гуманного отношения к природе. Используя природоведческую тематику можно изготовить дидактический материал для неумелых пальчиков: пуговичницы, шнуровки, панно.

5. Разнообразными эмоциональными проявлениями малышей может сопровождаться манипулирование, а затем и экспериментирование с предметами природы, ребёнок узнаёт о свойствах песка и воды, какие предметы тонут или не тонут, какие разные бывают камешки, веточки, листочки и т. д. Детский интерес ведёт от знакомства с природой к её пониманию.

6. На третьем году малыш может не только слушать, но и понимать литературные произведения. Литература обладает громадной силой воздействия на воспитание малышей. Можно предложить им стихи, короткие рассказы, сказки экологического содержания.

 Т. о., перед детьми раскрываются огромные возможности не только понимать, но и чувствовать, экспериментировать, познавать удивительный мир природы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.