Статья на тему «Организация обучения одарённых детей: формы, приемы, методы»
Организация обучения одаренных детей: формы, приемы, методы.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи. Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – является одной из важнейших задач.
Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:
1. Проблемный, поисковый.
Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
2. Эвристический.
Состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель заинтересован возбудить в ученике способность комбинировать известные данные. Эвристический метод лучше применим в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: при обучении математике и логике.
3. Исследовательский.
Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».
4. Проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы)
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
В урочной деятельности используются следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение;
- работа в малых группах;
- проектно-исследовательская деятельность;
- игровые технологии (деловые игры и путешествия);
Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Важно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Если им будет интересно, они не устанут, а значит необходимо, усложнять задачи.
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
К ним относятся разноуровневые тесты, презентации, тренажёры; информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей, творческие и нестандартные задания.
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме с родителями:
- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и поощрение родителей одаренных детей;
-родительские собрания;
- научные кружки, общества;
- дискуссия;
- театрализованные праздники.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована система работы с этой категорией учащихся в начальной школе.
При работе с одарёнными детьми учитель должен обладать определёнными навыками:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
Конечно, каждый учитель в работе с одарёнными детьми должен использовать дифференцированный подход, который позволяет расширять и углублять образовательное пространство предмета, учитывать индивидуальное продвижение каждого одаренного ученика из какой бы категории он не был. Использовать индивидуальные, парные, групповые формы работы, различного рода задания, формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Применять технологию проблемного обучения, метод проекта, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, творческие и нестандартные задания, что является хорошим стимулом для младшего школьника к самостоятельной поисково-творческой деятельности.
Например, на уроках русского языка и литературы для работы с одаренными учащимися целесообразно использовать традиционные и современные методы работы с детьми: исследовательский, поисковый, проектный. Актуальны в последнее время такие формы работы работы, как: дискуссии и диалоги, творческие задания; семинары, практикумы; игровые задания, ребусы, викторины.
Важно обучение не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. На таких уроках ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.
Эффективными являются следующие методы внеурочной деятельности:
- творческие конкурсы, интеллектуальные игры, марафоны;
- школьные, городские, а также заочные олимпиады;
- элективные курсы, кружки;
-научно- исследовательские проекты учащихся.
Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но развитие процессов научного познания, методов самостоятельного мышления.
Одним из методов развития одаренности считается участие детей в различных конференциях, фестивалях, конкурсах, олимпиадах различного уровня. Актуальными являются подобные мероприятия и школьного уровня.
Очень важно для развития ребят и участие в предметных олимпиадах, так как это один из способов определения глубины интереса учащегося к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Решение разнообразных филологических задач способствует развитию логического, аналитического и образного мышления. Таким образом, занятия олимпиадной подготовки способствуют развитию интеллекта учащихся, приобретению навыков решения нестандартных задач не только по филологии, но и по предметам естественнонаучного цикла. Все это обусловливает структуру заданий олимпиадной подготовки. Они должны быть разнообразными по форме и содержанию.
В основе программы олимпиадной подготовки лежит принцип системности и принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Задачи, с одной стороны, должны быть нестандартными, с другой стороны – интересными. Ведь нестандартные задания содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, даже комического, и вызывают интерес у школьников к учебному предмету, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. Появляется возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, превращающая его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.
К примеру, на олимпиадной подготовке по русскому языку можно предложить нестандартные задания такого типа:
«Перевод текста»
Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы синонимичными.
К нестандартным заданиям этого типа относятся:
«перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;
«перевод» текстов, написанных на несуществующем языке;
«перевод» текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля.
«Лингвистические угадайки»
Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода», они должны либо восстановить «первоисточник» по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию. Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся, развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц, что, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения.
Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
-угадывание слов по толкованию или по общему признаку;
-расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
-разгадывание загадок.
«Лингвистические вопросы»
Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. При выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение.
К заданиям этой группы относятся:
-вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, сопоставление вариантов);
-вопросы занимательного характера (вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы).
-«Творческие задания»
Это задания эвристического характера, требующие знаний в разных областях русского языка, навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, умения сопоставлять и систематизировать, создавать тексты различных стилей. Этот тип заданий связан с работой над комплексным анализом текста, его толкованием и оформлением, преобразованием. Такие задания требуют от учащихся умения анализировать текст, определять его особенности.
К заданиям этой группы относятся:
-составление собственного текста;
-редактирование чужого текста;
-комплексный анализ текста;
-составление дополнительного задания к тексту.
Таким образом, планомерное и систематическое использование указанных методов и приёмов будет способствовать созданию благоприятных условий для формирования творческой образовательной среды, направленной на выявление и развитие одаренных детей.
Бобровницкая Виктория