Пользователь удалён

Статья «Организация исследовательской деятельности с обучающимися воспитанниками с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС НОО»

6
0
Материал опубликован 12 April 2018 в группе

Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4»,
город  Магнитогорск,
Челябинская область, 2017

 

Организация исследовательской деятельности с обучающимися воспитанниками с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС НОО

 

   Одной из важных задач в работе с детьми с особыми образовательными потребностями является развитие познавательных интересов младших школьников. Для реализации этой задачи всё большую популярность приобретает внедрение технологии исследовательской деятельности.
    Что такое исследовательская деятельность? Каковы её основные задачи? Какие виды исследовательской работы можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями? Какие формы работы целесообразны для организации исследовательской деятельности в работе с особенными детьми? На эти вопросы я долго искала ответы и пришла к следующему выводу: исследовательская деятельность – это, прежде всего, совместно – организованная деятельность обучающихся воспитанников с ОВЗ, направленная на развитие их познавательных способностей.
   Основной целью исследовательской деятельности является создание оптимальных условий для развития интеллектуально - творческого потенциала личности младших школьников путём формирования навыков и мотивации исследовательского поведения.
В рамках поставленной цели определены задачи:
- формировать у обучающихся воспитанников представления об исследовательской деятельности, в ходе которого происходит открытие для них новых знаний;
- поддерживать у младших школьников постоянный интерес к основным и прикладным наукам;
- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
- воспитывать у детей стремление к самостоятельному изучению окружающего мира.
  Указанные выше цель и задачи организации исследовательской деятельности с обучающимися воспитанниками с особыми образовательными потребностями реализовываются в  разработанной мною программе «Мои первые открытия».
        Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
   Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем являются основным фундаментом для организации научно-исследовательской деятельности в среднем и старшем звене, колледжах, профессиональных училищах, техникумах.
   Всем известно, что организация исследовательской деятельности учащихся состоит из нескольких этапов. Учитывая тот факт, что я работаю с особенными детьми, то ведущей деятельностью в процессе организации исследований является игровая деятельность. Поэтому на каждом этапе организации и проведения исследований использование игровых и занимательных  приёмов является обязательным условием.
    На первом подготовительном этапе при определении тем исследований я использую такой приём: «Продолжи фразу:  «Если бы я был учёным, то провёл бы исследования на такие темы……». Каждый ребёнок пишет свои мини – темы в виде вопросительных предложений. Все предложения детей рассматриваются, проводиться мини – голосование с учащимися класса за ту или иную тему. Предложение или тема, которая набрала большее количество голосов, попадает в «банк идей для школы юных первооткрывателей». Далее составляется общий план тематики исследовательских работ на учебный год.
В этом учебном году план, содержащий темы для исследований получился таким:
 

Тема исследовательской работы

Сроки реализации

Ответственные

«Шоколад – вред для организма или полезное лакомство?»

сентябрь

Галиуллин Тимур,
Мухитдинов Денис

«Фисташковый поединок или полезны фисташки для здоровья?»

октябрь

Бузин Никита
Абдумуталипов Рауф

«Вкусно – не значит полезно»

ноябрь

Камолов Ёсинджон

«Почему мы спим?»

декабрь

Денисов Влад

«О чём рассказывают следы на снегу?»

январь

Мозгин Вова
Сайфутдинов Марат

«Почему у ёлки колкие иголки?»

февраль

Мартынов Рустам
Нозипов Абудрахмон

«Почему самолёты летают, а крыльями не машут?»

март

Корноухов Максим,
 

«Откуда родом Домовой?»

апрель

Рассули Хамид

«Имеются ли у Бабы Яги родственники?»

май

Ганеев Шахбоз

 
   На втором основном этапе дети подбирают информацию, используя различные источники по выбранной теме. Для того, чтобы учащимся было легче проводить исследование я предлагаю «Памятку Юному исследователю», в которой  прописан основной маршрут, краткий план, ориентирующий и направляющий деятельность ребёнка на достижение поставленной цели и решение определённых задач.
    В рамках осуществления контроля за проведением исследования на этом же этапе использую такой приём, как игра «Консультант». Я ставлю задачу перед учащимся так, чтобы у него возникла необходимость получить консультацию. В ходе консультирования я имею возможность увидеть, насколько самостоятельно дети умеют работать с источниками, как тот или иной ученик осуществляет работу с источниками, умеет ли решать поисковую задачу.
На заключительном этапе исследования обучаю ребят выполнять анализ полученной информации, обобщать и делать выводы.
  В процессе формирования навыков аналитической деятельности у учащихся использую приём графических схем. Как показывает практика наиболее эффективными и понятными для детского восприятия графическими схемами являются: «Дом с колоннами» и «Паучок». Использование такого приёма позволит выявить логическую структур текста, выделить главную мысль и идейное содержание текста. Рассмотрим вариант использования схемы «Дом с колоннами».
На одном из занятий по обучению детей умению анализировать был представлен следующий текст:
«Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из – за леса. Ракиты тревожно шелестели и  лепетали. Сильный ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали по листьям. Сверкнула молния. Грянул гром. Дождь полил ручьями»
После прочтения текста учащимися  были заданы вопросы:
- О каком явлении природы говорится в тексте? (о грозе)
- Так какая главная мысль этого отрывка?
- Какие факты подтверждают, что наступает гроза?
- Что произошло в результате?
     После ответов на вопросы я предлагаю нарисовать схему и условно называю её «Дом с колоннами», которая будет выражать логическую структуру этого небольшого текста. Расшифровка схемы такова: крыша дома (треугольник) – главная идея, колонны (цилиндры)  - факты, подтверждающие наступление грозы, основание дома – (прямоугольник) – заключительная фраза, выражающая кульминационную часть текста.
 


 

   Рассмотрим другой вариант анализа, представленного в виде схемы «Паучок». Для примера работы с этой схемой возьмем стихотворение Е. Авдиенко «Зима»:

Вышел на просторы

Погулять мороз.

Белые узоры

В косах у берез.

Снежные тропинки,

Голые кусты,

Падают снежинки

Тихо с высоты.

В белые метели,

Утром до зари,

В рощу прилетели

Стайкой снегири
В ходе коллективной беседы, найдем главную идею, выраженную в этом стихотворении. В ходе коллективного обсуждения выясняем главную идею: «наступление зимы». А какие факты эту идею подтверждают? Опять в ходе коллективного обсуждения находим: «1 — Вышел на просторы погулять мороз, 2 — белые узоры в косах у берез, 3 — снежные тропинки, 4 — голые кусты, 5 — падают снежинки тихо с высоты, 6 — в белые метели, утром до зари, в рощу прилетели стайкой снегири». И схема выглядит вот таким образом:

 


 

   В центре обозначена главная идея — это туловище нашего паучка, а ножки — это факты, ее подтверждающие.
    Важным моментом в исследовательской работе учащихся является их умение формулировать выводы. Выводы пишутся в заключительной части исследования. Вывод – это некоторое подведение итогов всего исследование, это подтверждение или опровержения гипотезы исследования.  Формулировка выводов должно отвечать следующим требованиям:
- Выводы должны соответствовать цели работы, отвечать на поставленные задачи.
- Выводов должно быть не меньше, чем задач. Чуть больше допустимо.
- Приветствуется указания дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов исследования.
- При обобщении результатов желательно использовать иллюстративный материал (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть связан с основным содержанием.
    При формулировке выводов в заключительной части исследования целесообразно использовать фразы – шаблоны:
- На основании всего вышесказанного мы можем утверждать…
- Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
- Таким образом, мы видим …
- Как видно из всего, сказанного выше …
- Из вышесказанного следует, что …
- Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
- Подводя итоги нашего исследования необходимо подчеркнуть …
- В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
- В заключении необходимо отметить …
- Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
- Главный вывод, который я сделал: …
- В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
- Все вышесказанное доказывает, что …
- На основании вышесказанного логично предположить, что …
- Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
- Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
- Найденные и проанализированные нами примеры позволяют сформулировать слдующие выводы
   На всех этапах работы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков, развитие важных мыслительных операций, умение говорить. Пусть не все на это способны, пусть пока конечно не самостоятельно, а с нашей помощью, с помощью родителей, но мы поддержим «маленьких почемучек», которые есть в каждом классе.
 
Источники
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011. – 224 с
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
Онлайн–конструктор тем исследовательских работ для учащихся и педагогов [Электронный ресурс]. Сачава О.С. Фразы-шаблоны для исследовательской работы. URL: http://temagenerator.ru/frazy-shablony-dlya-issledovatelskoj-raboty/


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации