Формы работы методического объединения начальной школы в целях повышения профессиональной компетентности педагогов

0
0
Материал опубликован 1 January 2021

Формы работы методического объединения начальной школы в целях повышения профессиональной компетентности педагогов


В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Центральное место занимает поддержка процессов развития образования, нацеленная на развитие образовательного учреждения и профессионализма участников образовательного процесса, осваивающих новые модели обучения и воспитания. А педагог – ключевая фигура реформирования образования

Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому. Профессиональный стандарт учителя предъявляет требования к современному педагогу: «Новый преподаватель – это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов».

Педагог, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, должен

обладать ключевыми профессиональными компетентностями,

знать философию образования, возрастную и педагогическую психологию, принципы организации образовательной среды, сущность современных педагогических технологий и методик,

уметь организовывать взаимодействие с детьми, осуществлять профессиональную рефлексию;

владеть современными технологиями и конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов является методическое пространство.

Методическое пространство, как отмечает профессор, доктор педагогических наук, М. М. Поташник, — «это целостная система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, что в конечном счете и есть повышение качества и эффективности образовательного процесса».

Методическое пространство в образовательном учреждении может быть представлено методическими объединениями. Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметные. МО начальных классов – это часть школьной методической работы.

Цель МО - совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства учителей. По отношению к учителю работа МО выполняет важные функции:

способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу;

помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его В деятельности МО существует 4 основных направлениях:
1. Аналитическая деятельность

сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы через мониторинги: мониторинг учителя, мониторинг классного руководителя и педагогический мониторинг.

изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. За последние 3 года 80% учителей обобщили свой опыт через аттестацию, через городские мероприятия.

2. Информационная деятельность

ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности, с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы

Очень нужным и современным в работе учителя является создание медиатеки современных учебно-методических материалов. К её созданию привлекаются и родители.

3. Организационно-методическая деятельность:

организация взаимодействия с другими методическими объединениями. В нашей школе постоянно проводятся МО по преемственности с другими МО (в частности МО русского языка , литературы и математики), МО по вопросам внутришкольного контроля.

участие в разработке программы развития образовательного учреждения; Была создана рабочая группа из учителей начальной школы, которая отрабатывала метопредметные и личностные результаты обучения.

подготовка и проведение различных форм работы с обучающими и педагогами

разработка дидактических и методических материалов.

4. Консультационная деятельность:

организация консультационной работы для педагогических работников по вопросам методики преподавания и воспитания.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. И наоборот, если учителю интересно творить и делиться с коллегами своими находками, открытиями и педагогическим мастерством, то результат такой методической работы будет достаточно высоким.

Многообразие функций, задач, направлений методической работы, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности образовательного учреждения требуют от методических объединений повышения эффективности традиционных и применения новых форм методической работы.


На современном этапе существует следующая структура форм методической работы:

Формы методической работы, направленные на повышение профессионального мастерства

обучающие семинары;

теоретические и практико-ориентированные семинары

участие в работе сетевых сообществ Интернета;

научно-методические конференции;

круглые столы;

мастер-классы;

деловые игры;

единые методические дни по учебным дисциплинам;

методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);

самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;

выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.);

творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;

2.  Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:

работа в творческих группах;

научно-практические конференции;

фестивали (например, педагогических технологий);

открытые уроки;

мастер-классы;

творческие отчёты;

конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;

презентации авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов);

публикации авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.;


Наиболее эффективными формами методической работы являются активные формы, которые стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.

С    целью повышения   качества образовательного процесса,  уровня   профессионального мастерства педагогов, включения их в творческий педагогический поиск, актуализации методической работы ежегодно в нашей школе проводятся методические дни. А в рамках этих дней проходят открытые уроки и внеурочные мероприятия. Открытые мероприятия решаются две задачи методической работы — обмен опытом и поиски новых педагогических методов.

Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы. Изначально семинар — это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность — отличительная особенность этой формы. В зависимости от поставленных задач различают различные виды семинаров: консультация-семинар, семинар-практикум, проблемный семинар, методический семинар и др. В работе нашего МО интересно проходили проблемный семинар «Требования к личности современного учителя», семинар-практикум «Организация работы по совершенствованию профессиональной компетентности учителя».

Одной из актуальных  форм распространения эффективного  педагогического опыта является мастер-класс. Эта форма работы позволяет учиться друг у друга, побуждает к взаимообмену профессиональным опытом. Нашими учителями были проведены следующие мастер – классы: «О возможностях использования интерактивной доски SMART Board в начальной школе»; «Создание аттестационного проекта»; мастер-классы по организации и ведению урока по новым ФГОС. Педагоги делились опытом организации деятельности учителя и детей на каждом этапе урока обучения грамоте по теме «Знакомство с буквой Ц»; был предложен стендовый урок окружающего мира по теме «Как из зерна получилась булка».

Еще одной распространенной формой методической работы — круглый стол (или методический диалог). Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно.

В этом учебном году очередное заседание МО проходило в форме круглого стола по теме «Формирование читательской деятельности учащихся на современном этапе». В ходе которого были выделены причины невыполнения отдельными учениками нормы чтения и созданы рекомендации по развитию навыка чтения.

Одной из форм повышения профессиональной компетентности учителя является участие в работе сетевых сообществ Интернета. Из 15 педагогов начальной школы 12 зарегистрированы в различных педагогических сообществах. Главная цель— обмен передовым педагогическим опы­том, распространение инновационных технологий обучения и воспитания. И ещё наши педагоги принимают активное участие в виртуальных педагогических и методических вебинарах.

Рассмотренные некоторые формы методической работы не новые, так как существует  много различной  информации об активных формах методической работы. Но в своей работе я хотела показать практическое применение этих форм, подчеркнуть важность и необходимость совершенствования методической работы через разнообразие форм, отказ от рутины, стремление к профессиональному росту самих педагогов.

Сегодня 70% учителей начальной школы имеют высшую категорию, обобщили опыт своей работы на общероссийском сайте школы цифрового века.

И в заключении: использование различных форм способствует проявлению самостоятельности,   творческому    поиску,   выработке     собственной позиции,   развитию способности   анализировать свою работу и работу коллег, принимать решения.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации