Доклад «Работа школьных методических объединений в повышении профессиональных компетентностей педагогов»
РАБОТА ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОЪЕДИНЕНИЙ
В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ.
Ежовкина Е.П.
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 р.п. Самойловка»,
руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла
Постоянного совершенствования требует любая профессия. Перемены, происходящие во всех сферах нашего общества, делают актуальной задачу создания условий для непрерывного и свободного развития способностей каждого человека, и поэтому предъявляют новые требования и к педагогам. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Профессионализм педагога — интегрированная характеристика личности, представляющая взаимосвязь профессиональных компетенций, педагогического мастерства, профессионально-значимых качеств и индивидуального имиджа педагога.
Во время реформирования образовательной системы невозможно говорить о перспективах развития программы модернизации российского образования без новых форм и методов организации учебного процесса, без системной работы по повышению профессиональных компетентностей педагогов. Одной из форм непрерывного повышения мастерства учителя, создания условий для профессионального роста педагогов, совершенствования методической культуры является работа школьного методического объединения.
Работу методического объединения в образовательном учреждении нужно рассматривать как внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, как школу мастерства педагога.
Таким образом, целью работы школьного методического объединения является совершенствование содержания образования и воспитания посредством развития профессионально-педагогических компетентностей педагогов. По отношению к опытным педагогам – это создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности, к молодым педагогам - развитие над профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования, к начинающим и малоопытным педагогам - помощь в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.
Основные задачи работы методических объединений:
Повышать профессиональное мастерство педагогов через самообразование, участвовать в творческих мастерских, использовать современные информационные технологии с учетом требований ФГОС второго поколения.
Развивать профессиональное становление молодых преподавателей.
Совершенствовать технологии и методики работы с одаренными детьми.
Развивать творческие способности учащихся, повышать интерес к изучению предмета.
Развивать содержание образования в области русского языка и литературы, в том числе путем интеграции основного и дополнительного образования.
Продолжать работу по освоению технологии системно-деятельностного подхода, направленной на реализацию компетентностного подхода.
Совершенствовать материально-техническую базу преподавания русского языка и литературы в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса ФГОС.
Направления работы школьного методического объединения по повышению профессиональных компетентностей педагогов.
Важным условием результативной работы школьного методического объединения является организация работы на диагностической основе. В организации образовательного процесса проводится анкетирование, тестирование, собеседование и другие формы работы для определения круга проблем, запросов и потребностей педагогов, которые фиксируются в карте затруднений и получают практическое разрешение в проведении педагогических семинаров, открытых занятий, педагогических мастерских, пленарных заседаний школьного методического объединения, индивидуальных и групповых консультаций.
Для системного повышения уровня профессионального мастерства МО организует работу по исследованию нормативных документов по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета.
Важное место в системе повышения профессиональных компетентностей педагога МО отводит умению осуществлять выбор программно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом требования обновления содержания образования. ШМО разрабатывает критерии к содержанию рабочих учебных программ с учетом вариативности и разно уровневого преподавания, участвует в их разработке и несет ответственность за их внедрение. На заседаниях методического объединения рассматриваются вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов, методического сопровождения для изучения наиболее трудных тем программ. Общеизвестна истина, что успешность реализации программы зависит от грамотно составленного учителем календарно-тематического планирования. Здесь особое внимание школьное методическое объединение отводит соответствию планирования учебному плану и программе, оказывает помощь в выборе и использовании учебно-дидактических комплексов.
Регулярное отслеживание результатов деятельности по реализации программ, проведение мониторинга качества образования учащихся не только способствует определению продуктивности деятельности учителя и состояния преподавания предмета, но и стимулирует мотивацию повышения профессиональной компетенции.
МО оказывает помощь в изучении новых форм и методов организации педагогических технологий образовательного процесса, организуя занятия по изучению теоретических вопросов. Демонстрация практических умений осуществляется через систему открытых уроков в рамках предметных недель и декад, практикумов, семинаров, открытых общешкольных и внеклассных мероприятий, на которых последовательно идет отработка отдельных элементов избранной технологии, прослеживается система и выявляются целесообразность и обоснованность ее использования. В процессе такой деятельности у педагогов развивается гибкость восприятия и ответственность за результат своей работы.
В рамках совершенствования педагогического мастерства методическое объединение организует взаимопосещение уроков с последующим самоанализом и анализом конкретных педагогических ситуаций. В процессе данной работы вырабатывается умение прогнозировать результаты, развивается адекватная оценка и самооценка педагогической деятельности.
Педагог остается собой до тех пор, пока учится сам. В течение учебного года учителя знакомят членов МО со своими продвижениями в самообразовательной деятельности, подвергая ее анализу через открытые занятия, участие во внеурочной деятельности, школьных и городских семинарах, научно-исследовательских конференциях. Венцом достижений профессионального самообразования являются творческие отчеты, в процессе которых раскрывается личность учителя как компетентного педагога и интересного человека.
Вопросы по формированию, обобщению, изучению и распространению передового педагогического опыта педагогов являются ключевыми в работе методического объединения. Обобщение опыта учителя является моральным поощрением и одной из форм повышения и самовыражения профессиональных компетентностей.
Создавая банк дидактического материала, школьное методическое объединение проводит консультации в лице специалистов высокого уровня по грамотному оформлению и накоплению «методических копилок», конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий и других методических наработок. Например, результаты работы над единой методической темой могут быть оформлены в виде индивидуальных методических папок, которые пополняют информационный фонд учреждения и являются рабочим материалом для всех педагогов.
Поистине трудно переоценить вклад методического объединения в оказании методической помощи и повышении профессиональных компетентностей молодых специалистов. Методическое объединение всецело содействует моральной и профессиональной адаптации молодых учителей через индивидуальные консультации и наставничество. Правильно организованная работа методического объединения и создание комфортной нравственной атмосферы вселяют в педагога уверенность и желание творить, повышать свое профессиональное мастерство. Методическое объединение призвано создавать условия для раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов, так как в хорошем психологическом климате, в теплом отношении, во внимании нуждаются не только ученики, но и учителя.
Таким образом, грамотно спланированная и системная работа школьного методического объединения, как структурного подразделения школы, способствует повышению профессиональных компетентностей и росту профессионального мастерства педагогов
Список литературы.
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
2. Болотов В.А, Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика №10, 2003.
3. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование 2004 №4
4. Казарницкая Т., Головина И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки. Директор 2002 №6, С.16-25.
5. Краткая философская энциклопедия. М.1994.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии №5, 2004
7. Mудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000.
8. Нестеров В.В. Белкин А.С. Педагогическая компетентность. М. 2003.
9. Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя. М., 1990.-250с.