Приёмы формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям

6
0
Материал опубликован 22 July 2020



Приёмы формирования положительной мотивации

к логопедическим занятиям





Сатаева Н.В., учитель – логопед

МБОУ «СОШ №32 г. Челябинска»





Эффективность взаимодействия логопеда и ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от умения логопеда найти индивидуальный подход к ребёнку, заинтересовать и расположить его к себе. Без положительной мотивации к логопедическим занятиям невозможно добиться значимых результатов. Следовательно, логопед должен хорошо разбираться в возрастной психологии. Знать особенности внимания, памяти, мышления, эмоционально – волевой сферы каждой возрастной категории.

Остановимся на некоторых особенностях развития психических функций детей дошкольного возраста от 4-х до 7 лет. Дети 4-5 лет способны удержать внимание на 10- 15 минут. В это время начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Наиболее трудный для запоминания материал ребёнок может воспроизвести, играя. Дети начинают играть в игры с правилами, задают много вопросов, нуждаются в поддержке, похвале взрослого. На замечания реагируют обидчивостью. С 5 до 6 лет формируется возможность к саморегуляции. Дети могут действовать по правилу, которое установил взрослый, внимание становится более произвольным. Дети могут заниматься не очень привлекательным делом в течение 20-25 минут. С 6 до 7 лет у ребенка значительно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания. Однако эта характеристика будет завить от того нравится ему деятельность или нет. Ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного периода является игра. Опираясь на перечисленные особенности, можно описать некоторые приёмы формирования у детей положительной мотивации к логопедическим занятиям.

К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. Знакомство с логопедом и все последующие занятия должны основываться на игре. Очень хорошо использовать на занятиях возможности кукольного театра. Куклы создают положительный эмоциональный фон. Если ребенку трудно сразу ответить взрослому, то игрушке он ответит с удовольствием. При первом знакомстве логопед работает куклой, знакомясь с ребенком, родителями. В дальнейшем можно предложить ребенку принести свою любимую игрушку, затем предложить поработать с куклой самостоятельно. Почувствовать уверенность в своих силах помогут такие задания как:

-помоги герою выполнить сложное задание;

- помоги герою исправить ошибки и т.д.

Использование наглядного материала, цифровых образовательных ресурсов. Артикуляционная гимнастика для ребенка дошкольного возраста - это большой труд, требующий волевых усилий. Если этот вид деятельности не будет привлекательным для ребёнка, то это может привести к дальнейшему отказу от работы. Поэтому артикуляционная гимнастика должна проходить в интересной форме. Например, можно предложить выполнять артикуляционную гимнастику под презентацию со знакомыми героями мультфильмов. Для развития просодики и дыхания незаменимым помощником может стать логопедический комплекс «Игры для Тигры», которым пользуюсь уже на протяжении 13 лет. Можно совершенно определённо сказать, что работа по данному логопедическому комплексу значительно повышает мотивацию к логопедическим занятиям. Особенно увлекает детей работа в разделе «Просодика», где ребенок работает с микрофоном, наглядно видит результат своих усилий в виде крутящихся мельниц или внезапно взлетающих «парашютиков» с одуванчиков. Настройки помогают индивидуализировать задания.

Этап постановки, автоматизации звуков требует от ребенка многократных повторений упражнений, что нельзя назвать очень интересным занятием. Как поддержать интерес ребёнка? В этом может помочь работа по правилу. То есть логопед заранее договаривается с ребенком о том, что он должен выполнить упражнения определенное количество раз, а затем будет очень интересная игра, о которой можно рассказать, а можно и оставить её в тайне. Это может быть интерактивная игра - ходилка. Обязательно должен играть сам логопед.

Смена видов деятельности – обязательное условие хорошего занятия. Это может быть переключение на рисование мелом, фломастером на доске, нетрадиционные техники рисования. Например, рисование ватными палочками, кляксография и т.д. Изготовление небольшой поделки из бумаги с помощью нетрадиционных приемов: бумагокручение,  работы из мятой бумаги, оригами. Каждая такая работа будет неповторимой, а значит, повысит мотивацию достижений у дошкольников.

Таким образом, увлекательные формы проведения логопедических занятий будут способствовать формированию у детей положительной мотивации к логопедическим занятиям, повышению уверенности в своих силах, снижению тревожности.


Список использованной литературы

Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет» Кулагина И.Ю./ УН-т Рос. Акад. Образования- 5 –е изд.- М.: Изд.-во УРАО, 1999.

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» - http://www.logopunkt.ru/tigra.htm.

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».- СПб.: КАРО, 2007 г.

Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации