12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена28
Россия
0

Применение технологий «Формирование УУД у обучающихся через организацию внеурочной деятельности по предмету химия»

 

« ФОРМИРОВАНИЕ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ »

Правдина Елена Борисовна

учитель химии

МБОУ «Вознесенская СОШ»

Как научить детей учиться самостоятельно? Как заинтересовать их получать знания? Сегодня не секрет, что многие дети, не хотят учиться. Ведь есть масса дел, которая более интересна для них сегодня, нежели учеба и получение знаний. Можно легко зайти в интернет и найти ответ на любой вопрос, если таковой у ребенка появится. «Учиться – скучно», - говорят многие. Но потребность в развитии заложена природой. Дети все любознательны. Интерес ребят надо слегка «подтолкнуть», направить и увлечь делом. Чтобы интерес к учебе и потребность познавать не угасала, нужны особые впечатления. Современный школьник должен не только запастись определенными знаниями по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, суметь самостоятельно организовывать свою деятельность, обладать определенными личностными характеристиками, чтобы быть успешным в жизни. Внеурочная деятельность по предмету приходит на помощь учителю при решении важных задач ФГОС, т. к она помогает в достижении метапредметных результатов и особенно личностных, ведь ребенок выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов.
Внеурочная деятельность по химии способствует развитию познавательного интереса к предмету и повышает учебную успеваемость обучающихся т.к учебный предмет «Химия» и подобранные способы организации этой деятельности дают определенные возможности для формирования УУД.

Способом реализации внеурочных занятий по пространственно-временному значению является пример формы занятий «Погружение в мир наук», это может быть игра, тренинг, соревнование, путешествие и т.п., а главное данное занятие способствует развитию творческих способностей, ключевых и базовых компетенций учащихся. Ежегодно в нашей школе проходят предметные тематические недели. У школьника всегда есть выбор или быть активным участником всех событий “недели”, причем, участие в мероприятиях добровольное, и попробовать себя в разных ролях, проверить свои силы в различных видах деятельности или же просто наблюдать, как это делают другие. Реализацией метапредметного подхода в рамках предметных недель является использование метапредметных игр и главного их принципа: не развлечение, а научение.

У метапредметных игр есть огромные возможности:

- оживляют образовательный процесс;

- формируют УУД;

- объединяют учебные предметы, решают проблему разобщенности знаний учебных предметов;

- помогают достигать поставленных программой и стандартом образования целей по учебному предмету;

- поддерживают направления гуманизации и личностно-ориентированного подхода;

- помогают сохранять и развивать индивидуальность человека, его черты личности;

- интеллектуально развивают ребят, учат самостоятельности.

- развивают творчество.

Нарабатывая общеучебные умения и навыки, дети смогут их применить в незнакомых ситуациях. Они потребуются им как для будущей учебной ,так и трудовой деятельности, которая неизбежно связана с самостоятельностью личности.

Рассмотрим пример проведения внеклассного мероприятия «Периодическая система химических элементов»

Эпиграф к занятию: «Чтобы познать невидимое, смотри внимательно на видимое» (Древняя мудрость).

Цель мероприятия: обобщение, углубление и систематизация имеющихся знаний по химии, биологии и экологии , формирование интереса к предметам. умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; воспитывать чувство ответственности за результаты коллективной работы.

Задачи мероприятия:

-оживить процесс приобретения знаний;

- формировать УУД;

- поддерживать направления гуманизации;

- помогают сохранять и развивать индивидуальность человека, его черты личности;

- интеллектуально развивать ребят;

- вырабатывать самостоятельность детей;

-развивать познавательный интерес к химии;

-установить метапредметные связи знаний по химии с другими науками;

- развивать творчество.

Время: 60 мин.

Форма занятия: игра (закрепления и развития УУД)

Используемые технологии: игровые и методика АМО (активных методов обучения).

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, проектор, экран.

Условия игры: участвуют 3-4 команды обучающихся 8 класса. Каждая команда следует по станциям по маршрутному листу, в котором отмечается количество баллов, набранных в ходе работы. Коллективное обсуждение дает возможность найти правильный ответ. Нужно обязательно показать, озвучить правильный ответ, чтобы новые знания не были потеряны для ребенка. В конце игры жюри подводит итоги.

Этапы игры:

1. Интрига (цель-замотивировать учащихся).

2. Каждая команда проходит все этапы (цель – развитие различных компетенций ребенка)

3. Команды оформляют результаты и защищают их.

Ожидаемые результаты: применяемые на занятии активные методы обучения существенно повысят мотивацию работы обучающихся, продуктивность учебной деятельности, позволят провести эффективную работу класса, дети сумеют раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

Ход мероприятия:

Определяем тему занятия: время-3мин.

«В местном отделении связи оказалось письмо. Оно было написано чернилами и случайно попало под дождь. Куда : 3 период, V группа, главная подгруппа. Химическому элементу…и далее размыто. Можно ли определить, кому адресовано послание?

Вопрос: - Что является отображением закона Д.И. Менделеева?

- Ребята, а таблицу элементов надо знать наизусть?

Будем применять принцип: «Понимание вместо запоминания»!

Командам выдается лист движения и маршрут движения (приложение1)


 


 


 


 

1 станция (литературная) – время-10мин.

1) преобразовать текст в логическую цепочку.

Известно элементов больше ста. К тому же Таблица Менделеева, проста.
Каковы ж её границы? Число периодов в нёй семь, Они известны почти всем,
Групп в таблице ровно восемь, Это всех запомнить просим!

2)Определить координаты нахождения химических элементов.

Символ

Название

Порядковый номер

Номер периода

Тип периода

Номер группы

Подгруппа

Сl

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

Ca

 

 

 

 

 

 

Cu

 

 

 

 

 

 

 

2 станция (русский язык) время-5мин.

Используя таблицу Менделеева, дайте ответ на предложенные загадки. Для этого символы химических элементов запишите в строчку и в той же последовательности, в которой они упоминаются в загадке. Правильно записанные символы элементов помогут вам составить искомое слово и прочитать его по-русски.

1.)Запишем в строчку аш, о, цэ.
Что у тебя есть на лице? (Ответ. НОС.)

2.)А цэ, о, аш запишешь ты –
Наступит царство темноты.(Ответ. СОН.)

3)Цэ, о и калий на часок
Зашли в кафе и пили ... .(Ответ. СОК.)

4)Молибден и углерод,
С ними калий, барий
Целый день напролет
Словари листали.
Латинский мы не знаем,
По-русски прочитаем ... .(Ответ. МоСКВа.)

3 станция (математическая) время-5мин.- Определите число протонов нейтронов и электронов для элементов Al; Na; S

Физкультминутка- 2 мин.

4 станция (иностранных языков, астрономии) время-7 мин. – работа с заимствованными словами

5 станция (биологическая) время-7мин. – умение работать с таблицами. Определить какой продукт нужно употреблять в пищу, чтобы пополнить суточную дозу калия детям

6 станция (химическая) время-10мин.- провести эксперимент.

Соблюдаем ТБ.

Калий. Элемент калий содержится в сухофруктах, поэтому людям, страдающим сердечной недостаточностью рекомендуется употреблять в пищу курагу, инжир, чернослив, изюм. Качественной реакцией на содержание катионов калия в продуктах питания может служить окрашивание пламени. При внесении в пламя спиртовки кусочка кураги на медной проволоке мы наблюдаем окрашивание пламени в характерный фиолетовый цвет, что свидетельствует о наличии катионов калия в исследуемом продукте.

7 станция (последняя-шуточная) время-7мин.- этап рефлексии.

1. Какой элемент всегда рад? (Радон) 
2. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон) 
3. Какой элемент является лесом? (Бор) 
4. Название какого химического элемента состоит из двух животных.(Мышьяк) 
5. Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПС? (Водород)

6. Названия каких химических элементов легко превратить в название веселого зрелища? (Цирконий – цирк, цинк – цирк) 
7. В состав названий каких элементов входят деревья? (Никель, дубний)

8.  Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? ("Yes"- "No")

8 станция (отчетная) время-7мин.

Сдаются листы движения групп. Подводятся итоги мероприятия

Заключение.

Данная разработка внеклассного мероприятия позволяет развивать функциональную грамотность обучающихся. В результате игры у детей вырабатывается умение работать самостоятельно, закрепляются различные умения и дети достигают более прочных знаний и умений по предмету. Подобные занятия содействуют развитию творческих возможностей ребят, совершенствуется их речевое мастерство в ходе живого общения.

 

 

 


 

Список литературы.

1.Дидактические материалы. «Изучаем химию» О.С. Габриелян , Т.В. Смирнова. Москва «Блик и Ко» 2000.

2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3.Внеклассная работа по химии. Т.Е. Енякова. Дрофа 2004

4. http://biofile.ru/bio/19356.html


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

Лист движения.

Эпиграф к занятию: «Сами трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще» (Д.И.Менделеев)

Руководитель группы_____________________________________

Представители группы

% участия в работе

 

 

 

 

 

 

 

Маршрут движения.

1 станция (литературная)

1) преобразовать текст в логическую цепочку.

Известно элементов больше ста. К тому же Таблица Менделеева, проста.
Каковы ж её границы,
Число периодов в нёй семь,
Они известны почти всем,
Групп в таблице ровно восемь,
Это всех запомнить просим!

2)Определить координаты нахождения химических элементов. Записать в лист движения.

Символ

Название

Порядковый номер

Номер периода

Тип периода

Номер группы

Подгруппа

Сl

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

Ca

 

 

 

 

 

 

Cu

 

 

 

 

 

 

 

2 станция (русский язык) – Используя таблицу Менделеева, дайте ответ на предложенные загадки. Для этого символы химических элементов запишите в строчку и в той же последовательности, в которой они упоминаются в загадке. Правильно записанные символы элементов помогут вам составить искомое слово и прочитать его по-русски.

1.)Запишем в строчку аш, о, цэ.
Что у тебя есть на лице?

2.)А цэ, о, аш запишешь ты –
Наступит царство темноты..

3)Цэ, о и калий на часок
Зашли в кафе и пили ...

4)Молибден и углерод,
С ними калий, барий
Целый день напролет
Словари листали.
Латинский мы не знаем,
По-русски прочитаем..

3 станция (математическая) - Определите число протонов нейтронов и электронов для элементов

4 станция (иностранных языков, астрономии)  

В качестве символов по предложению шведского химика Й. Берцелиуса были приняты в большинстве случаев начальные буквы латинских названий химических элементов. Так, водород (латинское название Hydrogenium — гидрогениум) обозначают буквой Н (читают «аш»), кислород (латинское название Oxygeniит — оксигениум) — буквой О (читают «о»), углерод (латинское название Carboneum — карбонеум) — буквой С (читают «цэ»).На букву С начинаются латинские названия ещё нескольких химических элементов: кальция (Calcium), меди (Cuprum), кобальта (Cobaltum) и др. Чтобы их различить, И. Берцелиус предложил к начальной букве .Химический знак кальция записывают символом Са -(читают «кальций»), а меди — Си (читают «купрум»), кобальта — Со (читают «кобальт»). В названиях химических элементов отражены важнейшие свойства элементов. Например: водород — рождающий воду, кислород — рождающий кислоты, фосфор — несущий свет. Многие названы в честь небесных тел или планет Солнечной системы:— селен и теллур (от греч. Селена — Луна и Теллурис — Земля), уран, нептуний, плутоний. Отдельные названия заимствованы из мифологии. Например, тантал. Так звали любимого сына Зевса. За преступления перед богами Тантал был сурово наказан. Он стоял по горло в воде, и над ним свисали ветви с сочными, ароматными плодами. Однако едва он хотел напиться, как вода утекала от него, едва желал утолить голод и протягивал руку к плодам — ветви отклонялись в сторону. Пытаясь выделить тантал из руд, химики испытали не меньше мучений. Некоторые элементы были названы в честь различных государств или частей света. Это - германий , галлий (Галлия — старинное название Франции), полоний (в честь Польши), скандий (в честь Скандинавии), франций, рутений (Рутения — латинское название России), европий и америций. Вот элементы, названные в честь городов: гафний (в честь Копенгагена), лютеций (в старину Париж называли Лютеций), берклий (в честь города Беркли в США), иттрий, тербий, эрбий, иттербий (названия этих элементов происходят от Иттерби — маленького города в Швеции, где впервые был обнаружен минерал, содержащий эти элементы), дубний. Наконец, в названиях элементов увековечены имена великих учёных: кюрий, фермий, эйнштейний, менделевий, лоуренсий.

Физкультминутка- 2 мин.

5 станция (биологическая) – умение работать с таблицами. Определить какой продукт нужно употреблять в пищу, чтобы пополнить суточную дозу калия детям.

6 станция (химическая)- провести эксперимент. Калий. Элемент калий содержится в сухофруктах, поэтому людям, страдающим сердечной недостаточностью рекомендуется употреблять в пищу курагу, инжир, чернослив, изюм. Качественной реакцией на содержание катионов калия в продуктах питания может служить окрашивание пламени. При внесении в пламя спиртовки кусочка кураги на медной проволоке мы наблюдаем окрашивание пламени в характерный …….. цвет, что свидетельствует о наличии катионов калия в исследуемом продукте.

7 станция (последняя-шуточная)- этап рефлексии.

1. Какой элемент всегда рад?
2. Какой газ утверждает, что он – это не он?
3. Какой элемент является лесом?
4. Название какого химического элемента состоит из двух животных
5. Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПС?

6. Названия каких химических элементов легко превратить в название веселого зрелища?
7. В состав названий каких элементов входят деревья?

8.  Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? ("Yes"- "No")
 

8 станция (отчетная)

Сдаются маршрутные листы групп. Подводятся итоги мероприятия.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.