Формирование читательской функциональной грамотности на уроках русского языка как средство преодоления формализации школьных знаний

3
0
Материал опубликован 9 May

Формирование читательской функциональной грамотностиPPTX / 1.26 Мб
/data/files/c1715237828.pptx (Формирование читательской функциональной грамотности)Формирование читательской функциональной грамотности  на уроках русского языка как средство преодоления формализации школьных знаний

Исследованием актуальных проблем современного образования в России системно занимается достаточно большое число организаций. Темы их исследований варьируются от узких до масштабных, изучающих глобальные проблемы качества школьной подготовки, состояния российских школ, социальных проблем и другие недостатки сферы образования. Помимо этого, Россия участвует в различных мониторинговых исследованиях качества образования, рассматривающих в том числе функциональный уровень, адаптивность полученных знаний к реалиям жизни.

Среди основных проблем современного школьного образования ими выделяются четыре основные: (Слайд)

* Формальность школьных знаний.

* Разрыв между теорией и практикой.

* Отсутствие метапредметной интеграции.

* Низкий уровень функциональной грамотности.

Сегодня я хочу остановиться на некоторых из них: формализации школьных знаний и низкий уровень функциональной грамотности. Почему меня привлекла именно эта тема? В своем выступлении я постараюсь рассказать, как на уровне школы можно построить работу по решению этих проблем.

Формализация школьных знаний 

Международные мониторинги показывают: сущность проблемы образования в том, что наша школа сильна в формальных знаниях, но совершенно не сильна в практических. То есть наполнение школьной программы формально находится на высоком уровне. Так на уроках русского языка с 5 по 9 класс обучающиеся изучают 71 орфографическое правило и 17 пунктограмм, но при этом качество письменной речи остается на низком уровне. Кроме этого школьники часто не умеют интегрировать знания из разных областей. Они запоминают пройденную программу, но не могут извлечь из этого реальные возможности в будущем, детям сложно дается метапредметность и комбинаторика знаний из разных отраслей в решении задач практической направленности.

Президент Российской Федерации поставил перед системой образования России очень серьезную задачу. Он считает, что система образования России вполне может войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. И, конечно, мы с вами, педагоги, не можем оставаться в стороне от этого процесса.

Место страны в рейтинге выявляется на основании многих показателей, одним из них является результат участия в международных сопоставительных исследованиях. В этих исследованиях сегодня происходит переориентация: от предметной оценки к оценке функциональной грамотности. Формирование функциональной грамотности школьников сегодня набирает такую значимость, что каждый учитель вовлечен в ее формирование на своих уроках.

Что же такое функциональная грамотность? (слайд) Функциональная грамотность обучающихся – это способность применять знания и умения, полученные в школе, для решения повседневных задач в ситуациях, которые отличаются от учебных, то есть проверяется или оценивается функциональная грамотность таким инструментарием, который отличается от тех учебных ситуаций, в которых знания и умения приобретались.

В международных сопоставительных исследованиях, например, PISA, выделяется шесть компонентов функциональной грамотности: из них три основных: системообразующим компонентом являются читательская грамотность, среди основных компонентов выделяют математическую и естественнонаучную грамотность. Следующие три компонента рассматриваются в качестве обобщенной характеристики функциональной грамотности: это креативное мышление, финансовая грамотность и глобальные компетенции.

Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний процесс, сочетающий различные современные образовательные педагогические технологии.

Для того чтобы переформатировать традиционный урок в системно-деятельностный, а именно системно-деятельностный подход поможет учащимся развивать свою функциональную грамотность, учителю нужно искать решения, пробовать разные форматы и экспериментировать. Главное, показать, что знания и навыки, которые учащиеся приобретают в процессе обучения, им необходимы и пригодятся в жизни.

Я как учитель русского языка остановлюсь на вопросе формирования читательской грамотности на уроках русского языки.

Читательская функциональная грамотность (слайд) - способность человека понимать текст, использовать информацию из текста, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

     Читательскую  функциональную грамотность мы, может быть, даже не подозревая об этом, формируем на каждом уроке, работая с текстом. И если наш ученик успешно сдаёт ОГЭ, справляясь со всеми видами экзаменационной работы, а в будущем наш выпускник сможет разобраться в инструкции или правильно понять условия заключаемого договора, написать резюме, значит, в школе была сформирована функциональная ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность!

Читательская грамотность состоит из нескольких аспектов: (слайд)

беглое чтение,

толкование текста,

оценка языка и формы сообщения,

поиск информации и её извлечение,

преобразование данных от частного к обобщённому,

формулирование основных идей и выводов,

общее понимание текста,

размышление о содержании и оценка прочитанного,

соотнесение с внетекстовой информацией.

       Если мы проанализируем все вышеперечисленное, то придем к выводу, что эти умения и навыки перекликаются с УУД, которые являются требованиями ФГОС. Таким образом, если мы работаем в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, мы участвуем в формировании читательской функциональной грамотности.

       Добиться вышеперечисленных результатов помогает учителю использование современных инновационных технологий, которые позволят обучающимся саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализоваться путём осмысленного и деятельного усвоения нoвого социального опыта.

       В своей педагогической практике я активно применяю для этого различные технoлогии: технологии проектно-исследовательской деятельности, технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения,  технологии критического мышления и другие.

Проанализировав УМК «Русский язык» для 5-9 (слайд) классов,  авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. и др., по которому работает наша школа, с позиции формирования читательской функциональной грамотности обучающихся, я могу сделать вывод, что данный курс разработан в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта и нацелен на развитие функциональной читательской грамотности школьника.

      В данной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не столько в знаниевой, сколько в деятельностной форме.     В данном курсе  усиливается речевая направленность. Теория приближена к потребностям практики, содержание языкового и речевого материала подается в единстве.  

Основными приемами, способствующими формированию функциональной читательской грамотности, которые я использую в своей практике на уроках русского языка, являются: (слайд)

работа с лингвистическими текстами

ассоциации

письмо

верные – неверные утверждения

кластер

вопрос к тексту

работа над понятием

толстые и тонкие вопросы

синквейн и др.

Например:

Урок русского языка в 7 классе. Тема «Описание внешности человека»

Читательские действия

Поиск и извлечение информации

Приём

Ассоциации

Задание

1. Напишите, какие ассоциации возникают у вас со словосочетанием «словесный портрет».

2. Прочитайте определение «словесный портрет» в учебнике (стр.41, параграф 15) и сравните со своими записями.


Урок русского языка в 7 классе. Тема «Причастие. Повторение».

Читательские действия

Поиск и извлечение информации

Приём

Верные – неверные утверждения

Задание

Прочитайте утверждения и поставьте +/-

1. Причастие – часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Причастие как и глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида

3. Причастие не изменяются по временам.

4. В предложении причастия чаще всего выступают в роли определения.


Урок русского языка в 7 классе. Тема «Учебный доклад».

Читательские действия

Поиск и извлечение информации

Приём

письмо

Задание

1.Прочитайте доклад «Значение несловесных средств при обращении» (упр. 310)

2. Прочитайте отзыв на доклад (упр.311)

3. Дайте свою оценку докладу, написав на него отзыв.


Урок русского языка в 7 классе. Тема «Союз. Повторение».

Читательские действия

Поиск и извлечение информации

Приём

синквейн

Задание

1. подготовьте ответы на вопросы по теме «Союз»

2. Напишите синквейн:

1 строка - существительное - тема синквейна (объект)

2 строка - 2 прилагательных, описывающие признаки и свойства объекта

3 строка - 3 глагола - действия, совершаемые объектом

4 строка - предложение - отношение автора к объекту

5 строка - синоним к первой строчке - суть объекта


Таким образом, формирование читательской функциональной грамотности у обучающихся является важной составной частью их обучения в школе. На уроках русского языка важно применять новые и современные технологии, способствующие развитию ключевых компетенций в рамках формирования функциональной грамотности. Это позволит повысить интерес и мотивацию обучающихся к изучению русского языка, будет способствовать развитию мыслительных операций, посодействует формированию самостоятельности учеников. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетeнций XXI века, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации