Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста к своему здоровью и ЗОЖ
Зель Г. Ю., воспитатель
МАДОУ детский сад №12.
«Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста к своему здоровью и ЗОЖ»
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51, "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Для того, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Государством принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно направленных на совершенствование охраны здоровья детей. Кроме того, в Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Следовательно, ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, имеет законное право на сохранение и укрепление своего здоровья.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.
Подробный анализ и изучение состояния здоровья воспитанников младшей группы №8, с которыми я начала работу в 2018 – 2019 году, показал, что из 26 детей с первой группой здоровья 3 человека (12%), вторая группа здоровья у 23 человек (88%).
Наблюдения за детьми показали:
Низкий уровень КГН;
Низкий уровень развития мелкой и общей моторики;
Высокая заболеваемость детей.
Актуальность проблемы определяется тем, что в группы риска с высокой заболеваемостью попадают дети уже младшего дошкольного возраста. Поэтому, набрав группу малышей, одним из важнейших направлений своей работы я определила формирование у детей ценностных установок к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.
Необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья, что и определило выбор темы моего самообразования, «Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста к своему здоровью и ЗОЖ»
Цели самообразования:
Расширение теоретических знаний о ЗОЖ и здоровьесбережении с целью совершенствования методов обучения и воспитания дошкольников в свете современных требований педагогической и психологических наук.
Вовлечение всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей) в решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.
Приобщение детей к здоровому образу жизни, создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и укрепления физического и психического здоровья детей младшего дошкольного возраста.
Задачи самообразования:
Овладение способами проектирования образовательного процесса с целью повышения эффективности формирования у детей представлений о ЗОЖ и осознанного отношения к своему здоровью.
Внедрение в повседневную работу мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, снижению уровня заболеваемости
Формирование у детей осознанного отношения к соблюдению Культурно - гигиенических требований и здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни.
Объединение усилий педагогов и родителей по формированию представлений детей о ЗОЖ.
Свою работу по теме спланировала в 3 этапа:
Организационно-диагностический
Практический
Обобщающий.
1 этап Организационно-диагностический
Задачи:
Изучение научно-методической литературы по приобщению дошкольников к ЗОЖ.
Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей.
Осуществить отбор критериев мониторинга здоровья детей.
Содержание этапа:
Анализ научно-методической литературы.
Выбор методов и приемов работы с детьми.
Создание материально – технических, организационных, научно-методических условий.
Оценка степени развития заболеваний и имеющихся нарушений в развитии детей.
Анкетирование родителей.
Организация сотрудничества с родителями и другими структурами ДОУ.
2. Практический этап.
Задачи:
Создавать условия обогащения представлений детей о своем организме, здоровье, принципах ЗОЖ в ПРС
Разнообразить формы сотрудничества в ДОУ с семьями воспитанников, с целью повышения компетентности родителей к проблеме по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о ЗОЖ.
Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, мотивацию к здоровьесберегающему поведению.
Содержание этапа:
Освоение педагогом здоровьесберегающих технологий.
Использование разных форм работы с детьми по здоровьесбережению.
Организация профилактических мероприятий.
Взаимодействие со специалистами ДОУ.
Работа с детьми. Цель: формирование ЗОЖ.
Система закаливания.
Прогулки
Воздушные ванны
Дорожка здоровья (Босохождение)
Дыхательная гимнастика
Рациональная одежда
Профилактические мероприятия.
Игры на формирование правильной осанки
Профилактика плоскостопия
Аромотерапия
Снятие психоэмоционального напряжения
Создание представлений о ЗОЖ.
Развитие представления о строении собственного тела
Формирование представления о том, что вредно и полезно
Проекты « Витаминка», « Вместе весело шагать».
Создание РППС.
Мини – стадионы в группе
Уголок «Здоровячок»
Создание условий для двигательной деятельности на участке
Физкультурно-оздоровительная работа
Утренняя гимнастика
Физкультурные занятия
Гимнастика после сна
Динамические паузы
Праздники плавание
Работа с родителями: цель: сделать родителей своими союзниками.
Информационный:
Консультации
Буклеты
Папки-передвижки
Практический
Тематические родительские собрания «Бережём здоровье с детства»
Совместные спортивные праздники
Детско-взрослые газеты
Использование опыта родителей в оздоровлении детей
Диагностический
Анкетирование
Опрос
Изучение опыта родителей по ЗОЖ
Обобщающий этап.
Задачи:
Оценить эффективность проделанной работы.
Наметить перспективы на будущее во взаимодействии ДОО и семьи.
Содержание этапа:
повторная диагностика
обобщение и предоставление педагогического опыта
отчет о проделанной работе
разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
Предполагаемый результат проделанной работы по теме самообразования
Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей.
Овладение детьми знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье.
Овладение здоровьесберегающими технологиями педагогом.
Тесное взаимодействие с педагогом.
В заключении, моего выступления хочется произнести высказывание
"Всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, -это залезает в голову всего крепче". Н.А. Рубакин