Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста к своему здоровью и ЗОЖ

0
0
Материал опубликован 7 April 2020

Зель Г. Ю., воспитатель

МАДОУ детский сад №12.



«Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста к своему здоровью и ЗОЖ»

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51, "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Для того, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Государством принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно направленных на совершенствование охраны здоровья детей. Кроме того, в Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Следовательно, ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, имеет законное право на сохранение и укрепление своего здоровья.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.

Подробный анализ и изучение состояния здоровья воспитанников младшей группы №8, с которыми я начала работу в 2018 – 2019 году, показал, что из 26 детей с первой группой здоровья 3 человека (12%), вторая группа здоровья у 23 человек (88%).

Наблюдения за детьми показали:

Низкий уровень КГН;

Низкий уровень развития мелкой и общей моторики;

Высокая заболеваемость детей.

Актуальность проблемы определяется тем, что в группы риска с высокой заболеваемостью попадают дети уже младшего дошкольного возраста. Поэтому, набрав группу малышей, одним из важнейших направлений своей работы я определила формирование у детей ценностных установок к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.

Необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья, что и определило выбор темы моего самообразования, «Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста к своему здоровью и ЗОЖ»

Цели самообразования:

Расширение теоретических знаний о ЗОЖ и здоровьесбережении с целью совершенствования методов обучения и воспитания дошкольников в свете современных требований педагогической и психологических наук.

Вовлечение всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей) в решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

Приобщение детей к здоровому образу жизни, создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и укрепления физического и психического здоровья детей младшего дошкольного возраста.

Задачи самообразования:

Овладение способами проектирования образовательного процесса с целью повышения эффективности формирования у детей представлений о ЗОЖ и осознанного отношения к своему здоровью.

Внедрение в повседневную работу мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, снижению уровня заболеваемости

Формирование у детей осознанного отношения к соблюдению Культурно - гигиенических требований и здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни.

Объединение усилий педагогов и родителей по формированию представлений детей о ЗОЖ.

Свою работу по теме спланировала в 3 этапа:

Организационно-диагностический

Практический

Обобщающий.

1 этап Организационно-диагностический

Задачи:

Изучение научно-методической литературы по приобщению дошкольников к ЗОЖ.

Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей.

Осуществить отбор критериев мониторинга здоровья детей.

Содержание этапа:

Анализ научно-методической литературы.

Выбор методов и приемов работы с детьми.

Создание материально – технических, организационных, научно-методических условий.

Оценка степени развития заболеваний и имеющихся нарушений в развитии детей.

Анкетирование родителей.

Организация сотрудничества с родителями и другими структурами ДОУ.

2. Практический этап.

Задачи:

Создавать условия обогащения представлений детей о своем организме, здоровье, принципах ЗОЖ в ПРС

Разнообразить формы сотрудничества в ДОУ с семьями воспитанников, с целью повышения компетентности родителей к проблеме по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о ЗОЖ.

Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, мотивацию к здоровьесберегающему поведению.

Содержание этапа:

Освоение педагогом здоровьесберегающих технологий.

Использование разных форм работы с детьми по здоровьесбережению.

Организация профилактических мероприятий.

Взаимодействие со специалистами ДОУ.

Работа с детьми. Цель: формирование ЗОЖ.

Система закаливания.

Прогулки

Воздушные ванны

Дорожка здоровья (Босохождение)

Дыхательная гимнастика

Рациональная одежда

Профилактические мероприятия.

Игры на формирование правильной осанки

Профилактика плоскостопия

Аромотерапия

Снятие психоэмоционального напряжения

Создание представлений о ЗОЖ.

Развитие представления о строении собственного тела

Формирование представления о том, что вредно и полезно

Проекты « Витаминка», « Вместе весело шагать».

Создание РППС.

Мини – стадионы в группе

Уголок «Здоровячок»

Создание условий для двигательной деятельности на участке

Физкультурно-оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

Физкультурные занятия

Гимнастика после сна

Динамические паузы

Праздники плавание

Работа с родителями: цель: сделать родителей своими союзниками.

Информационный:

Консультации

Буклеты

Папки-передвижки

Практический

Тематические родительские собрания «Бережём здоровье с детства»

Совместные спортивные праздники

Детско-взрослые газеты

Использование опыта родителей в оздоровлении детей

Диагностический

Анкетирование

Опрос

Изучение опыта родителей по ЗОЖ

Обобщающий этап.

Задачи:

Оценить эффективность проделанной работы.

Наметить перспективы на будущее во взаимодействии ДОО и семьи.

Содержание этапа:

повторная диагностика

обобщение и предоставление педагогического опыта

отчет о проделанной работе

разработка рекомендаций для родителей и педагогов.

Предполагаемый результат проделанной работы по теме самообразования

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей.

Овладение детьми знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье.

Овладение здоровьесберегающими технологиями педагогом.

Тесное взаимодействие с педагогом.

В заключении, моего выступления хочется произнести высказывание

"Всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, -это залезает в голову всего крепче". Н.А. Рубакин



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации