Статья «Формирование представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………2
Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности формирования представлений о семейных ценностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………4
Роль семьи в формировании личности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………5
Внеурочная деятельность в современной начальной школе и ее использование для формирования представлений семейных ценностях у детей младшего школьного возраста………………………………………………………..……..6
Список литературы………………………………………………………………8
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема современного общества
– формирование ценностного отношения к семье у младших школьников. Один из путей решения данной темы реализуется через внеурочную деятельность.
Автор рассматривает особенности формирования семейных ценностей, а также влияние семьи в формировании личности. Составитель предлагает разнообразие форм и направлений формирования семейных ценностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Важнейшей целью современного отечественного образования и
одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания
социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
В соответствии с традиционными источниками нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [1, с.21].
Одной из первостепенных ценностей, особенно для младшего
школьника, является семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода). Семья является основой духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Семейные ценности младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, формирования у школьников патриотизма.
Данные требования отражены в Федеральном Государственном
Образовательном Стандарте начального общего образования, который направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности [2, с. 16].
Обзор педагогической литературы показал, что проблемой семейных
ценностей занимались такие ученые, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.В. Гибадуллин, Н. А. Валеев, Р.А. Валеева, В.В. Николин и другие. Как считают ученые, только семья может стать примером для детей. Формирование семейных ценностей с младшего школьного возраста поможет в осознании принадлежности к своей семье, в близком родстве, в решении бытовых проблем, в установлении связи между членами семьями. Так как именно в этом возрасте родители еще значимые лица для детей, поэтому последние интересуются жизнью своей семьи.
ФГОС НОО решает задачи формирования качества личности в том числе
семейных ценностей через различные формы программы внеурочной деятельности.
Младший школьный возраст – это период позитивных преобразовании
в становлении личности ребенка. Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность наиболее открыта влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, - глубокие и сознательные.
В широком понимании ценность — это объективная значимость
процессов и явлений в качестве ориентиров человеческой жизнедеятельности. Ценности всегда носят социальный характер и обусловлены социобиологическими потребностями человека. Они рождаются на основании общественных отношений, специфической деятельности определенного человека и в конкретный период определенных исторических форм коммуникации людей [7].
Ценности бывают самыми разнообразными и достаточно трудно
сформировать общую для всех систему ценностей. Рассмотрим понятие «семейные ценности».
Семейные ценности (также традиционные семейные ценности)
культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Сторонники традиционных семейных ценностей часто придают традиционной семье статус единственной морально допустимой ячейки общества. [6].
Дети и родители становятся активными участниками в реализации
важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Ценности семьи являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы – как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми [6].
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из
поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в бережно хранимом семейном архиве. В настоящее время существует множество семейных ценностей, которые важны для любой семьи. Но к самым главным относят следующие: любовь, главенство, уважение, принадлежность, прощение, традиции.
1 класс – период адаптации маленького ученика, самый трудный период
в его школьной жизни. Отношение к школе, к учителю, к одноклассникам формируется через совместную работу классного руководителя и семьи и во многом зависит от результата этой работы. В рамках программы подготовительной работы в школе ежегодно с января по май проводятся занятия для будущих первоклассников и курс лекций для их родителей.
Во 2 - 4 классах работа с семьей продолжается. Так же в течение
обучения в начальной школе в рамках образовательных программ, внеурочной деятельности, воспитательных мероприятий и занятий с психологом учащиеся получают ответы на различные вопросы: зачем человеку нужна семья. Для чего семье нужны дети; семья и общество (государство). Зачем дети нужны государству. Как государство защищает семью и ребенка; кто за что отвечает в семье. Права и обязанности членов семьи. Откуда деньги в семье. Кто и о ком заботится в семье и многое другое [6].
Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа
человеческих отношений, осуществляется первая социализация личности.
Главными условиями формирования представлений о семье являются эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка.
Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Необходимо формировать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.
При осуществлении задач формирования представлений о семье могут
применяться такие формы и методы, как беседа на подобные темы, анкеты, чтение и анализ подобранной литературы, музыкальные композиции, тематически занятия, ролевые игры, знакомство с национальными и семейными традициями, идеями народной педагогики, составление родословной, мини-этюды, игровые тренинги и т. п [7].
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Реализовать формирование семейный ценностей можно через духовно
нравственное направление внеурочной деятельности. Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», в соответствии с требованиями ФГОС. Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Одна из задач является: формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных
мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального
представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Реализовать семейные ценности программа предлагает через блок
«Наследие», он включает в себя такие темы:
Беседы: «Мое имя», «Родословная в трех поколениях», «Знакомство с семьей ученика. Семейное древо (Родословный цветок)».
Практические занятия: выставка семейных реликвий, творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома».
Проекты «Мое генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» [3].
Рассмотрим поподробнее программу «Наследие» тема проекта «Мое
генеалогическое древо» по духовно-нравственному направлению [5].
Целью исследования является создание генеалогического дерева каждого ученика, в форме семейной книги.
Задачи:
определить понятийный аппарат используемых терминов;
познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.
Этапы исследования:
Рождение идеи (постановка проблемы)
Выбор методов исследования
Сбор материала
Подготовка проекта
Защита проекта
В исследование включить три этапа:
Консультации для родителей «Источники информации для построения генеалогического древа семей»
Классный час для детей «Составление генеалогического древа» и «Способы изображения родословной»
Презентации проекта. Праздник на тему «Моя родословная».
Рассмотрим практическое задание по программе
«Наследие» на тему «Выставка семейных реликвий» по духовно-нравственному направлению [4].
Целью является изучить реликвии своей семьи.
Задачи:
узнать, что такое реликвия;
с помощью родителей и родственников собрать информацию о наших семейных реликвиях;
подготовить сообщение;
подготовить презентацию.
Этапы:
Провести анкетирование среди одноклассников
Провести беседу с родственниками
Выяснить, что может быть семейной реликвией
Написать рассказ о своей реликвии
Подготовить выставку в классе
Сделать альбом семейных реликвий нашего класса
Сделать выводы, подвести итоги
Таким образом, внеурочная деятельность представляет собой
образовательную деятельность, позволяющую обеспечить условия для формирования семейных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 6-е изд., перераб. – М. :Просвещение, 2018.
3. Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности" [Электронный ресурс] - https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-uroki-nravstvennosti-2511267.html
4. Вигоская О. В. Проект "Семейные реликвии нашего класса" [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/proekt-semeinye-relikvii-nashego-klassa.html
5. Малахова А. М. Проект "Моя родословная" [Электронный ресурс]
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/04/12/proekt-moya-rodoslovnaya
6. Осянина В. А. «Формирование представления о семейных ценностях и семейных отношениях у младших школьников» [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/index.php/files/formirovanie-predstavleniia-o-semeinykh-tsennostia.html
7. Хайрутдинова А.Е., Биктагирова Г.Ф «Формирования представлений о семье у детей младшего школьного возраста» [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2013/article/2013004452
11