Статья «Формирование представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»

0
0
Материал опубликован 29 May 2020

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………2

Введение…………………………………………………………………………...3

Особенности формирования представлений о семейных ценностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………4
Роль семьи в формировании личности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………5
Внеурочная деятельность в современной начальной школе и ее использование для формирования представлений семейных ценностях у детей младшего школьного возраста………………………………………………………..……..6

Список литературы………………………………………………………………8




















Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема современного общества

формирование ценностного отношения к семье у младших школьников. Один из путей решения данной темы реализуется через внеурочную деятельность.
Автор рассматривает особенности формирования семейных ценностей, а также влияние семьи в формировании личности. Составитель предлагает разнообразие форм и направлений формирования семейных ценностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.






















Важнейшей целью современного отечественного образования и

одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания

социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

В соответствии с традиционными источниками нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [1, с.21].

Одной из первостепенных ценностей, особенно для младшего

школьника, является семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода). Семья является основой духовно­-нравственного развития и воспитания школьников.

Семейные ценности младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, формирования у школьников патриотизма.

Данные требования отражены в Федеральном Государственном

Образовательном Стандарте начального общего образования, который направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности [2, с. 16].

Обзор педагогической литературы показал, что проблемой семейных

ценностей занимались такие ученые, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.В. Гибадуллин, Н. А. Валеев, Р.А. Валеева, В.В. Николин и другие. Как считают ученые, только семья может стать примером для детей. Формирование семейных ценностей с младшего школьного возраста поможет в осознании принадлежности к своей семье, в близком родстве, в решении бытовых проблем, в установлении связи между членами семьями. Так как именно в этом возрасте родители еще значимые лица для детей, поэтому последние интересуются жизнью своей семьи.

ФГОС НОО решает задачи формирования качества личности в том числе

семейных ценностей через различные формы программы внеурочной деятельности.

Младший школьный возраст – это период позитивных преобразовании

в становлении личности ребенка. Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность наиболее открыта влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, - глубокие и сознательные.

В широком понимании ценность — это объективная значимость

процессов и явлений в качестве ориентиров человеческой жизнедеятельности. Ценности всегда носят социальный характер и обусловлены социобиологическими потребностями человека. Они рождаются на основании общественных отношений, специфической деятельности определенного человека и в конкретный период определенных исторических форм коммуникации людей [7].

Ценности бывают самыми разнообразными и достаточно трудно

сформировать общую для всех систему ценностей. Рассмотрим понятие «семейные ценности».

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) 

культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Сторонники традиционных семейных ценностей часто придают традиционной семье статус единственной морально допустимой ячейки общества. [6].

Дети и родители становятся активными участниками в реализации

важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Ценности семьи являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы – как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми [6].

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из

поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в бережно хранимом семейном архиве. В настоящее время существует множество семейных ценностей, которые важны для любой семьи. Но к самым главным относят следующие: любовь, главенство, уважение, принадлежность, прощение, традиции.

1 класс – период адаптации маленького ученика, самый трудный период

в его школьной жизни. Отношение к школе, к учителю, к одноклассникам формируется через совместную работу классного руководителя и семьи и во многом зависит от результата этой работы. В рамках программы подготовительной работы в школе ежегодно с января по май проводятся занятия для будущих первоклассников и курс лекций для их родителей.
Во 2 - 4 классах работа с семьей продолжается. Так же в течение

обучения в начальной школе в рамках образовательных программ, внеурочной деятельности, воспитательных мероприятий и занятий с психологом учащиеся получают ответы на различные вопросы: зачем человеку нужна семья. Для чего семье нужны дети; семья и общество (государство). Зачем дети нужны государству. Как государство защищает семью и ребенка; кто за что отвечает в семье. Права и обязанности членов семьи. Откуда деньги в семье. Кто и о ком заботится в семье и многое другое [6].

Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа

человеческих отношений, осуществляется первая социализация личности.
Главными условиями формирования представлений о семье являются эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка.
Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья.
Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Необходимо формировать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.

При осуществлении задач формирования представлений о семье могут

применяться такие формы и методы, как беседа на подобные темы, анкеты, чтение и анализ подобранной литературы, музыкальные композиции, тематически занятия, ролевые игры, знакомство с национальными и семейными традициями, идеями народной педагогики, составление родословной, мини-этюды, игровые тренинги и т. п [7].

В соответствии с федеральным государственным образовательным

стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Реализовать формирование семейный ценностей можно через духовно

нравственное направление внеурочной деятельности. Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», в соответствии с требованиями ФГОС. Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Одна из задач является: формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в се­мье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представи­телями социальных групп.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных

мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального

представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Реализовать семейные ценности программа предлагает через блок

«Наследие», он включает в себя такие темы:

Беседы: «Мое имя», «Родословная в трех поколениях», «Знакомство с семьей ученика. Семейное древо (Родословный цветок)».
Практические занятия: выставка семейных реликвий, творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома». 
Проекты «Мое генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» [3].

Рассмотрим поподробнее программу «Наследие» тема проекта «Мое

генеалогическое древо» по духовно-нравственному направлению [5].

Целью исследования  является создание генеалогического дерева каждого ученика, в форме семейной книги.

Задачи:

определить понятийный аппарат используемых терминов;

познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

Этапы исследования:

Рождение идеи (постановка проблемы)

Выбор методов исследования

Сбор материала

Подготовка проекта

Защита проекта

 В исследование включить три этапа:

Консультации для родителей «Источники информации для построения генеалогического древа семей»

Классный час для детей «Составление генеалогического древа» и «Способы изображения родословной»

Презентации  проекта. Праздник на тему «Моя родословная».

Рассмотрим практическое задание по программе

«Наследие» на тему «Выставка семейных реликвий» по духовно-нравственному направлению [4].

Целью является изучить реликвии своей семьи.

Задачи:

узнать, что такое реликвия;

с помощью родителей и родственников собрать информацию о наших семейных реликвиях;

подготовить сообщение;

подготовить презентацию.

Этапы:

Провести анкетирование среди одноклассников

Провести беседу с родственниками

Выяснить, что может быть семейной реликвией

Написать рассказ о своей реликвии

Подготовить выставку в классе

Сделать альбом семейных реликвий нашего класса

Сделать выводы, подвести итоги

Таким образом, внеурочная деятельность представляет собой

образовательную деятельность, позволяющую обеспечить условия для формирования семейных ценностей у детей младшего школьного возраста.





































Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 6-е изд., перераб. – М. :Просвещение, 2018.

3. Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности" [Электронный ресурс] - https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-uroki-nravstvennosti-2511267.html

4. Вигоская О. В. Проект "Семейные реликвии нашего класса" [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/proekt-semeinye-relikvii-nashego-klassa.html

5. Малахова А. М. Проект "Моя родословная" [Электронный ресурс]

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/04/12/proekt-moya-rodoslovnaya


6. Осянина В. А. «Формирование представления о семейных ценностях и семейных отношениях у младших школьников» [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/index.php/files/formirovanie-predstavleniia-o-semeinykh-tsennostia.html


7. Хайрутдинова А.Е., Биктагирова Г.Ф «Формирования представлений о семье у детей младшего школьного возраста» [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2013/article/2013004452



11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации