«Формирование функциональной грамотности, как социальной нормы всесторонне развитой личности»

«Формирование функциональной грамотности, как социальной нормы всесторонне развитой личности»
Щетинина Виктория Анатольевна, Оренбургская область, г. Орск
учитель МОАУ «СОШ № 53 г. Орска»
Аннотация. Необходимость применения функциональной грамотности для интеграции личности в социум – важный аспект, так как реализуется в различных сферах деятельности школьников с помощью общения, что позволяет адаптироваться в социуме и всесторонне развиваться.
Ключевые слова: функциональная грамотность, личность, социум, компетентность, метод проекта.
Всесторонне развивающееся Российское государство опирается на высококвалифицированных специалистов, способных развивать экономику, технический прогресс, различные виды искусств, совершенствовать информационные технологии, содействовать научным открытиям. Важно донести до современного подрастающего поколения, что им предстоит стать достойной заменой и уже сейчас прилагать усилия по формированию собственной функциональной грамотности, а не только потреблять то, что уже создано, не задумываясь о будущем, так как, существуя в социуме личность должна приносить посильный вклад в развитие города, региона, страны.
Формирование всесторонне развитой личности уделяется большое внимание в отечественном образовании, так как каждый ребенок является частицей социума, в котором существуют нормы, направленные на управление отношениями, достижение результативности в конкретной деятельности, развитие общества, оценивание поступков, поддержание порядка.
Современная действительность свидетельствует о том, что, несмотря на разнообразие гаджетов, открытого доступа в Сеть Интернет школьники мало интересуются образовательными контентами. По факту в процессе обучения прослеживаются следующие недостатки у обучающихся: владение смысловым чтением на низком уровне; затруднение при работе с текстом, не могут систематизировать и обобщить материал; трудности при выдвижении предположения, проработке алгоритма действий для последующего доказательства.
Данная работа содержит конкретную цель: доказать, что функциональная грамотность жизненно необходима современным школьникам, так как включает в себя формирование жизненных умений, которые пригодятся при решении реальных проблем в повседневности.
Образовательная дисциплина «Труд» претерпевает существенные изменения, одним из которых является отмена гендерного разделения и нам учителям необходимо не только обучить школьников, но и помочь им в самоопределении, а точнее с помощью функциональной грамотности интегрировать личность, способную мыслить креативно и принимать нестандартные решения в социум.
Отечественные методисты Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. ссылаются на глобальные изменения, затрагивающие все сферы жизни и образование, которые изменили сложившуюся систему передачи опыта и традиций, в результате стремительное обновление научно-технических достижений привело к невостребованности полученных профессиональных навыков [1, с. 14]. Данный факт доказывает необходимость формирования функциональной грамотности, как социальной нормы всесторонне развитой личности с развитым критическим мышлением и умением быстро реагировать, саморазвиваться, принимать решения.
Понятие функциональная грамотность, отражающее современные реалии: «повышаемый по мере развития общества и роста потребности личности уровень знаний и умений, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития» [1, с. 20].
В качестве обобщения педагогического опыта рассмотрим один из основных методов функциональной грамотности – метод проектов, который является способом формирования самостоятельности и дает возможность творчески решить поставленную образовательную задачу. Проанализируем основное содержание работы над проектом с позиции компетентностного подхода и охарактеризуем в таблице 1.
Таблица 1. Компетентностный подход в методе проекта
| Компетентность | Содержание | Характеристика |
1 | Мышления | Понимание, анализ, интерпретация задачи | Идентификация предметов и явлений, определение причинно-следственных цепочек. |
Выбор вариантов | Рассмотрение не менее трех вариантов для определения темы. | ||
Креативное мышление | Нестандартное решение задачи при реализации продукта проекта. | ||
2 | Взаимодействия с другими | Сотрудничество | При выполнении группового проекта умение распределять задачи. |
Аргументация | Уметь отстаивать собственную позицию и разрешать конфликтные ситуации. | ||
3 | Взаимодействия с собой | Саморегуляция и самоконтроль | Уметь распознавать собственные эмоции и управлять ими. |
Самоорганизация | Самостоятельно выбирать стратегию, проявлять настойчивость или гибкость. |
Представленные компетенции универсальны и позволяют определить эффективность принимаемых решений школьниками.
Представим конкретный пример. Ученик 9 класса работал над проектом, который для него был актуален, так как он собирался продолжить обучение в сфере экономики и выбрал проект по финансовой грамотности. Компетентность мышления была на протяжении всей работы.Тема проекта «Мои финансы – мои возможности». Ученик определил: «Актуальность данной темы заключается в том, что большинство людей понятия не имеют, как распоряжаться своими деньгами. Из-за неумения управлять личными финансами люди не могут увеличить доходы». Работая над определением темы проекта, выбирая варианты, им были рассмотрены финансовые понятия: кредит, страхование, инвестиции. Сопоставил в таблице все положительные и отрицательные критерии по отбору темы проекта: экономические обязательства, доходность, риски, размер инвестиции. Проанализировав результат, им было принято решение, что тема инвестиций отвечает всем критериям отбора и не имеет отрицательных показателей.
Цель проекта была четко сформулирована: «заинтересовать сверстников изучать финансовую грамотность».
Гипотеза проекта заключалась в следующем: «что если население страны будет финансово грамотным, то и экономика страны будет стремительно развиваться, так как увеличатся доходы граждан, соответственно увеличится и налоговый сбор».
Дальнейшая работа заключалась в планировании работы над исследовательским проектом, представленном в рисунке 2.
Рисунок 1. План работы над проектом ученика 9 класса
Компетентность взаимодействия с другими проявилась при проведении анонимного анкетирования в классе. Вопросы анкеты:
Возраст, пол участника_________________________________________
Что такое финансовая грамотность?_______________________
Знаете ли вы, что такое инвестиции? а) нет б) да
3. Знаете ли Вы простые финансовые правила? а) нет б) да
4.Как правильно инвестировать деньги?
а) вложить все деньги в одну компанию б) вложить в различные акции
в) вложить в хайп проеты г) все варианты правильные
5. Следите ли вы за тем, чтобы ваши расходы совпадали с доходами?
а) нет б) да
6. У вас есть желание изучать мир финансов? а) нет б) да
7. Знаете ли Вы о последствиях не соблюдения простых финансовых правил? а) не знаю сути термина б) знаю, но не могу пояснить в) знаю
8. Считайте ли вы себя финансово грамотным человеком? а) нет б) да
Анкетирование одноклассников проводилось на уроке технологии. Пять минут в начале урока отводилось на разъяснение сути и причины анкетирования. Далее респонденты анонимно отвечали на вопросы анкеты.
При обработке данных выяснилось, что дать определение понятию «финансовая грамотность» вызвало затруднение, и ребята отвечали своими словами. На второй вопрос все ответили, что знакомы с понятием «инвестиции», но 75% респондентов не знают простые финансовые правила и как инвестировать деньги. 80% участников не следят за своими расходами и доходами. И все 100% изъявили желание познакомиться с миром финансов.
Ученик подготовил и провел мероприятие на тему «Как управлять своими финансами». Все этапы занятия были скорректированы и скоординированы:
Ӏ этап. Мотивационный.
ӀӀ этап. Лекционный.
ӀӀӀ этап. Решение ситуативных задач.
ӀV этап Рефлексия.
Результаты рефлексии представим в диаграмме 1.
В заключении ученик сделал следующий вывод: «что подобранный материал был актуален и удовлетворил интересы респондентов».
Компетентность взаимодействия с собой заключалась в том, что изучив вопросы финансовой грамотности, он расширил свой кругозор, сопоставил свои возможности и решил не связывать жизнь с экономикой, так как оказалось, что финансистов очень много, а технических специалистов в регионе дефицит. Он пошел в 10 класс для того, чтобы поступить в технический университет и остаться в городе, чтобы принести пользу на производстве.
Представленный педагогический опыт позволяет сделать вывод, что формирование функциональной грамотности актуально для обучающихся при приобретении жизненных умений, которые пригодились в решении реальных проблем для самоопределения, как социальной нормы всесторонне развитой личности.
Литература
Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев; науч. ред. И.Ю. Алексашина. – СПб.: КАРО, 2019. – 160 с.
Зорина, Е.М. Метапредметная компетенция преподавателей и обучающихся: учебное пособие для вузов \ Е.М. Зорина. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 130 с.
Храмова, Л.Н. Формирование функциональной грамотности обучающихся: методическое пособие / сост. Л.Н. Храмова, О.Б. Лобанова, А.В. Фирер, Н.В. Басалаева, Л.С. Шмульская. – Красноярск: «Литера-принт», 2021. – 130 с.
Шакирова, Д.М. Функциональная грамотность. Часть Ӏ / Д.М. Шакирова, Г.А. Рудик, И.И. Лушпаева. – Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2020. – Вып. 3(7). – 87 с. – (Серия «Методология. Технологии. Инновации»).