Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка
Россия, г. Челябинск
anyutausolczewa@yandex.ru
Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка
Anna Andreevna Usolceva
Russia, Chelyabinsk
Formation of global competencies in English lessons
Аннотация. Статья посвящена формированию глобальных компетенций обучающихся на уроках английского языка, разбору понятия «глобальная компетенция», «функциональная грамотность». Особый акцент сделан на формирование глобальных компетенций на уроках английского языка, который позволяет раскрыть любую тему через упражнения коммуникативного характера и показывают личное отношение к рассматриваемому вопросу.
Annotation. The article is devoted to the formation of global competencies of students in English lessons, the analysis of the concept of "global competence", "functional literacy". Special emphasis is placed on the formation of global competencies in English lessons, which allows you to reveal any topic through exercises of a communicative nature and show a personal attitude to the issue under consideration.
Ключевые слова: глобальная компетентность, функциональная грамотность, «активный обучающийся», обучающийся, предметные знания.
Key words: global competence, functional literacy, "active learner", learner, subject knowledge.
Главной целью современного образования является целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, способной реализовать свой творческий потенциал в социально-экономических условиях, как в личных жизненных интересах, так и в интересах общества. Важное направление сегодняшнего образования-формирование функциональной грамотности обучающихся, которое является приоритетным вектором в современном образовании. Распространенное определение функционально грамотной личности основано на работах психолога и лингвиста Алексея Леонтьева, «функционально грамотная личность – это личность, способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [4, с. 35].
В наше время просто быть грамотным, т.е. только уметь читать и писать недостаточно. Современное поколение должно уметь работать на высокотехнологичном оборудовании, хорошо адаптироваться к современной жизни, критически относиться к проблемам глобального характера. Сегодня огромное влияние в школах уделяется функциональной грамотности детей. Перед педагогами стоит задача: не только научить, но и показать, как использовать причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи в контексте уже имеющихся, уметь отвергать информацию. Только «активный обучающийся» способен познавать что-то новое, разбираться в неизвестном, приходить к интересным выводам, решать нестандартные задачи, избегать категоричности в своих высказываниях и утверждениях, находить главное из общего.
Нашим правительством предпринимаются шаги в решении вопросов воспитания социально ответственной личности, способности обучающихся адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, будущей профессиональной деятельности [1, с. 14].
В современном образовании происходит модернизация, поэтому обучающиеся учатся анализировать и интегрировать информацию различного предметного содержания в разных контекстах. Проблемы, которые обучающиеся должны синтезировать в единую картину, имеют как личный, так и национальный и глобальный аспекты. Для этого необходимо формировать глобальные компетенции.
Глобальная компетенция – это ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills).
Специфика глобальной компетенции имеет свое особое место в структуре функциональной грамотности, и степень овладения данной компетенции сказывается в способности обучающегося решать проблемы глобального масштаба [2, с. 117].
Актуальность глобальных компетенций для современной молодёжи связана с глобальными процессами, которые требуют систематического обновления и получения новых знаний и умений.
Школа играет решающую роль в развитии «глобальных компетенций» обучающихся, предоставляет возможности изучить современные мировые события. Она служит связующим звеном между подрастающим поколением и внешним миром.
Развитие функциональности обучающихся на уроках английского языка является одним из приоритетных элементов работы на уроках.
Иностранный язык - глобальный предмет, который раскрывает любую тему «глобализированно», высказывать свое мнение, опираясь на знания по истории, биологии, литературе, географии.
Всем известно, что урoк инoстрaннoгo языкa - неoтъемлемaя чaсть шкoльнoгo oбрaзoвaния. И с учетом обновленного ФГОС, перед педагогом-предметником стоит достаточно сложная зaдaчa - нaучить учaщихся глобально мыслить при oбучении инoстрaннoму языку. Педагогу необходимо перестроиться на такой тип oбучения, кoтoрый стимулирует интеллектуaльнoе и нрaвственнoе рaзвитие личнoсти обучающегося, aктивизирует егo пoтенциaльные вoзмoжнoсти и, конечно же, фoрмирует глобальную компетенцию.
Основу формирования глобальных компетенций составляют упражнения коммуникативного характера, которые обладают ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражения личного отношения к предмету. Все это способствует получению знаний, которые необходимы для жизни в современном мире.
Рaбoтa с инфoрмaцией нa любoм языке требует фoрмирoвaния oпределенных интеллектуaльных умений: умения aнaлизирoвaть инфoрмaцию, oтбирaть неoбхoдимые фaкты, выстрaивaя их в лoгическoй пoследoвaтельнoсти, умения выдвигaть aргументы и кoнтрaргументы. Причем этo кaсaется, кaк рецептивных, тaк и прoдуктивных видoв речевoй деятельнoсти.
Функциональная грамотность в процессе обучения иностранному языку достигается разными способами. Главная составляющая преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому я часто использую на уроках следующие интерактивные методы и приемы: мозговой штурм, использование ИКТ, деловые игры, проекты, диспуты, работа в малых группах и др. Наиболее эффективными являются нестандартные уроки.
Главное создать проблемную ситуацию, захватывающую внимание обучающегося, чтобы он получил удовольствие как от самого процесса, так и от результата.
УМК «Английский язык» (Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова) предназначен для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Тема «Disaster Zone» рассчитана на 6 часов и предусматривает расширение представлений обучающихся о природных явлениях и даёт инструкции по технике безопасности (как пережить стихийные бедствия).
Данный курс состоит из следующих компонентов: урок-исследование «Natural disasters» (2 часа). Обучающиеся знакомятся с видами природных катаклизмов и их происхождениями; урок-проект «Disaster Zone» (2 часа). Обучающимся необходимо изучить как влияют климатические условия на происходящие стихийные бедствия и рассказать про самые масштабные стихийные бедствия; диагностика сформированности элементов глобальной компетенции (решение ситуационных заданий) - 2 часа. Обучающиеся знакомятся с информацией, как вести себя при землетрясениях, а также с инструкцией о правилах поведения при грозе и молнии.
Тема «Your Future, Our Future» рассчитана на 4 часа и предусматривает представление обучающихся об экологических проблемах. Данный курс состоит из следующих компонентов: урок-исследования «Features of the production of paper bags and plastic bags and their impact on the environment» (2 часа). Обучающимся необходимо исследовать процесс производства полиэтиленовых пакетов, их пользы и вреда, показать губительное для всего живого свойство полиэтиленовых пакетов; урок с использованием кейс – метода «Paper bags or plastic bags: Which are best?» (1 час). Обучающимся заранее озвучивается тема урока и, что урок будет проводится в режиме кейс – метода (диалог и дискуссия в рамках кейса предшествует работа над лексикой и грамматикой). Учитывая, что уровень языковой подготовки у всех детей разный, они изучают материалы кейса индивидуально в качестве домашнего задания; написание сочинения «Environmental problems in my regions» (1 час). Обучающимся необходимо написать, какие экологические проблемы существуют в его родном региона, о безответственном отношении человека к природе родного края.
Одним из самых известных способов развития коммуникативного навыка на уроках английского языка является описание картинок. Используя иллюстрацию, обучающиеся описывают её по плану, который включает в себя повествование о месте совершения действия, ситуации, изображенной на картинке.
На основании картинок, необходимо: обозначить тему урока (What do you see in these pictures?); обозначить проблему в глобальном плане (What global problem do you see in these pictures?)
Данное упражнение в начале урока способствует вовлечению обучающихся в речевую ситуацию, в которой нужно не только описать увиденное на картинках, но и проанализировать их, погружаясь в проблему, которая будет рассматриваться в течение урока.
Использование на уроках различных визуальных способов подачи информации способствует формированию глобальной компетенции обучающихся. Иллюстрации превращаются в стимул для вовлечения обучающихся в речевые ситуации по определенным темам.
На уроках обучающимся предлагается:
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства;
соотносить новую информацию с уже имеющимися знаниями;
отстаивать свою точку зрения и принимать правильные решения в жизненных ситуациях;
решать жизненные проблемы связанные с сохранением здоровья.
Урок-исследование – это вид урока, при котором обучающиеся учатся критически мыслить, решать учебные задачи, отстаивать свою точку зрения, получать новые знания путем самообразования.
Урок-проект- формирует у обучающихся умения разрешать возникающие жизненные проблемы, активно мыслить, принимать самостоятельные правильные решения, умения работать в группах.
Урок-диспут – формирует умения отстаивать свою позицию, вести диалог, развивает критическое мышление, коммуникативную культуру.
Урок с использованием кейс – метода учит обучающегося работать в команде, отстаивать своё мнения, применять полученные знания на практике.
В завершении, хочется сделать вывод, что формирование глобальных компетенций составляет основу ориентации обучающегося и успешного его существования в современном мире. Это целостный процесс, при котором обучающиеся должны уметь пользоваться своими знаниями, умениями, чтобы в дальнейшем стать успешной личностью.
Библиографический список
1. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности: основные направления и первые результаты // отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, N 4(61). С.13-34. Текст: непосредственный.
2. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции – новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, N 4(61). 117с. Текст: непосредственный.
3. Английский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций/ Ю. А Комарова, И. В. Ларионова,– 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021. – 168 с.
4. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под редакцией А.А. Леонтьева. Москва: Баласс, 2003. 35 с. Текст: непосредственный.
5. Пoлaт Е.С. Нoвые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2013, с.63.
References
1. Basyuk V.S., Kovaleva G.S. Innovative project of the Ministry of Education "Monitoring the formation of functional literacy: main directions and first results // national and foreign pedagogy. 2019. Vol. 1, N 4(61). pp.13-34. Text:direct.
2. Koval T.V., Dyukova S.E. Global competencies – a new component of functional literacy // Domestic and foreign pedagogy. 2019. Vol. 1, N 4(61). 117c. Text:direct.
3. English: textbook for the 7th grade of general education organizations / Yu. And Komarova, I. V. Larionova,– 9th ed. – Moscow: Russian Word – Textbook LLC, 2021. – 168 p.
4. The educational system "School 2100". Pedagogy of common sense / edited by A.A. Leontiev. Moscow: Balass, 2003. 35 p. Text: direct.
5. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the education system. – M., 2013, p. 63.