12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Эльвира38 |
.Формирование графических навыков как условие готовности к школе леворуких детей старшего дошкольного возраста
Формирование графических навыков как условие готовности к школе леворуких детей старшего дошкольного возраста
Инус Эльвира Эрнестовна
воспитатель
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
дошкольные группы «Ромашка»
Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу, поэтому так важно сформировать необходимые для школьного обучения качества. Готовность ребенка к школе зависит от многих факторов: состояния здоровья ребенка, уровня психического развития ребенка, отношения к нему родителей и других факторов.
В последние годы неуклонно растет число детей с признаками леворукости. Поэтому очень важно в детском саду создать все условия для нормального развития леворукого ребёнка и подготовки его к обучению в школе. [4, с.4 - 5]
Возникновение леворукости – это довольно сложная проблема и одним из важнейших аспектов в причине её возникновения является асимметрия полушарий головного мозга. У левшей же распределение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Многочисленные исследования показывают, что функциональная асимметрия у левшей менее выражена, в частности, центры речи могут быть расположены как в левом, так одновременно и в правом полушарии, а зрительно – пространственные функции, выполняемые обычно правым полушарием, могут контролироваться также и левым. Таким образом, у левшей отмечается менее чёткая специализация в работе полушарий головного мозга, что существенно затрудняет подготовку такого ребенка к обучению в школе и освоению графических навыков.
У леворуких детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движения руки, низок уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство не умеют правильно держать ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как располагать бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звукобуквенного анализа. Всё это делает невозможными успешное формирование навыка письма и создаёт много проблем в процессе обучения леворуких детей. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.[2, 13-19]
Теоретическое изучение проблемы формирования графических навыков у леворуких детей старшего дошкольного возраста поставило нас перед необходимостью проведения эмпирического исследования, целью которого являлось выявление уровня сформированности графических навыков у леворуких детей. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста с синдромом леворукости. Для проведения диагностики уровня готовности детей к овладению графикой письма мы использовали тест «Речка», разработанный С.О. Филипповой и О.А. Каминским и методика разработана отечественными психологами Н.В. Новгородцевой и В.Д. Шадриковым и направлена на выявление уровня сформированности графических навыков у детей дошкольного возраста.
Анализ детских работы по данным методикам показал, что высокий уровень готовности к овладению графикой письма имеют 25% детей. Задания детьми было выполнено полностью, без ошибок. Лишь в нескольких работах были допущены незначительные искажения. Средний уровень готовности к овладению графикой письма имеют большинство детей - 50 %. В их работах задание выполнено полностью, но со значительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но частично и менее качественно. К низкому уровню готовности к овладению графикой письма мы отнесли 25 % детей. Задание в их работах выполнено не полностью и с очень значительными ошибками.
Полученные результаты поставили нас перед необходимостью проведения целенаправленной работы по формированию графики письма у леворуких дошкольников. В этой работе мы руководствовались методикой работы с леворукими детьми, предлагаемой Безруких М.М. [2, 214-220]
Поэтому, перед тем, как научить ребёнка начинать писать, мы обращали внимание на три основных момента: научить ребёнка соблюдать правильную позу при рисовании и письме; правильно держать карандаш (ручку); правильно координировать движение пальце, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме. Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма и графический навык, а значит, сделать письмо удобным, чётким, быстрым.
Когда ребенок осваивал приемы рисования, где конструктивной основой является листик, можно перейти к другим приемам для изображения предметов. Это рисование с помощью проведения прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и других элементов.
Помимо предварительных упражнений для формирования графических навыков широко использовались такие средства обучения рисованию как: использование трафарета; использование шаблона; прием оттиска (штампование или печатание); автодидактические карточки с изображением рисунков (образцов); моделирование из отдельных геометрических фигур; оконтуривание – прием, помогающий точно определить и обозначить форму предмета словом и движением; рисование по опорным точкам – предполагает передачу формы предмета по опорным точкам, где опорные точки составляют контур рисунка; рисование по клеточкам по заранее намеченным точкам клеточкам; графический диктант – предполагает рисование предметов по клеточкам под диктовку воспитателя. [44,с.9].
В системе обучения письму мы использовали такие методы, как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. [3, 45-48]
Таким образом, можно заключить, что использование в работе с леворукими детьми старшего дошкольного возраста комплекса мер, направленных на развитие руки, позволит сформировать правильный графический навык.
Список литературы
Бардин К.В. Проблемные дети. М: УРАО, 2000. – 312 с.
Безруких М.М. Леворукий ребёнок, М: Вентана – Граф, 2011
Безруких, М.М. Обучение письму: Кн. Для учителя / М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2007.
Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю. Готовность обучению.– Арзамас: АГПИ, 2007. – 80 с.