Формирование графомоторных навыков у умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования.

7
0
Материал опубликован 27 May в группе

Заглавие статьи:

Формирование графомоторных навыков у умственно отсталых детей

с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования.

Сведения об авторе:

Т.Л. Достовалова, учитель - дефектолог ГБОУ «Курганская школа №8»

Аннотация статьи:

Статья посвящена вопросам введения умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра в систему инклюзивного образования. В ней раскрыты соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующую их особым образовательным потребностям. Рассмотрен вопрос о формировании у таких детей графомоторных навыков с учетом их психофизиологических особенностей.

Ключевые слова:

Дети с расстройством аутистического спектра, инклюзивное образование,

графомоторные навыки, поэтапное формирование графомоторных навыков, гигиенические правила письма, коррекционно-развивающие игры, кинезиологические упражнения.


Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности умственно отсталые дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) [1, 5]

Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для них должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, раскрыть их потенциал [1, 5]

Очевидно, что организация школьного обучения детей с аутизмом требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующую их особым образовательным потребностям [1, 5]

Для усвоения школьной программы огромное значение имеет сформированность графомоторных навыков. У детей с РАС спонтанного формирования навыков не происходит и к началу обучения в школе, чаще всего, они не умеют даже держать ручку в руках, сжимают её или слишком вяло или напряжённо. Часто им трудно воспроизвести элемент буквы по показу, собрать вместе уже отработанные элементы. Эти дети с трудом ориентируются на листе тетради.

Любая произвольная деятельность в соответствии с поставленной целью плохо регулирует поведение детей данной категории. Им трудно отвлечься от непосредственных впечатлений, от положительной и отрицательной "валентности" предметов, т.е. от того, что составляет для ребенка их привлекательность или делает их неприятными. Кроме того, аутистические установки и страхи ребенка с РАС — вторая причина, препятствующая формированию учебной деятельности во всех ее неотъемлемых компонентах. [2, 77] Таким образом, требуется специальная коррекционная работа по формированию учебного поведения аутичного ребенка, развитию своего рода "стереотипа обучения".

Большое внимание уделяю соблюдению гигиенических правил письма. Методика работы над каждым гигиеническим правилом: посадка при письме, положение рук при письме, положение кисти пишущей руки – сводится к тому, что сначала взрослый объясняет правила, затем ребенок смотрит на взрослого, и пробует сам – взрослый помогает.

Использование специальных приспособлений для письма, поддержка руки ребенка при письме, направление ее движений помогают постепенно закрепить нужную позу и последовательность движений, однако при этом может сформироваться зависимость от помощи взрослого, страх перед ее лишением. [3, 53]

Поэтому к следующему этапу – самостоятельные пробы и контролирование своей посадки необходимо подходить плавно, постепенно увеличивая временные промежутки. Важная особенность в работе с детьми с РАС - установление чёткой последовательности в усвоении.

Задания по подготовке руки ребенка к письму должны быть не только коррекционно-развивающими, но и интересными, разнообразными. Игры с крупами, наматывание ниток на катушки, игры со шнуровками, застёгивание пуговиц, игры с пластмассовыми палочками, прищепками, завязывания и развязывания узлов, катание между ладонями карандашей, резиновых мячей с шипами просты в использовании. В то же время, приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с РАС не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, ребёнок перенесёт в дальнейшем во все виды своей деятельности дома. Учитывая неловкость рук ребенка, задания должны быть построены так, чтобы он чувствовал в них свою состоятельность, чтобы работа не была особенно трудной, а эффект был ярким. Особой проблемой могут стать импульсивные действия детей с РАС, уничтожение им результата собственной работы - внезапное стремление сломать работу, но уже через секунду он обычно горько жалеет о том, что сделал. Чтобы не допустить подобного, учитель должен немедленно после окончания работы забрать поделку, поставить ее в безопасное место - на полку, повесить на стену, но так, чтобы все учащиеся класса могли видеть её, радоваться вместе с ребенком его успеху. Обыгрывание изделия проходит коллективно с классом.

В своей работе я использую коррекционные кинезиологические упражнения. Они синхронизируют работу полушарий, развивают мелкую и крупную моторику. Учёные доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции высшей нервной деятельности. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Неслучайно, В. А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». У детей с РАС отмечается своеобразное отношение к речевой действительности и одновременно – своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. Хорошо развита «автономная» речь. Лучше ребенок реагирует на тихую, шепотную речь.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитие физического здоровья.

Зайчик 

Зайчик по лесу прыгал,

Травку щипал, ушками двигал.

t1716823468aa.jpg

   Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулак. Указательный и средний пальцы одновременно сгибать.

 Щенок
   Завилял хвостом щенок.

Ему дали пирожок.

t1716823468ab.jpg

 Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

 Вертолет 

t1716823468ac.gif

Вертолёт летит над нами,

Помашем мы ему руками.
   Четыре пальца руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения. Расслабить руку, помахать ладонью [4]

Работа, направленная на формирование графомоторных навыков у детей с РАС должна быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению). Не зря немецкий философ И. Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом». Чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет одновременно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

При организации обучения следует учитывать, что при обучении, на такого ребенка уходит гораздо больше времени. Необходимо индивидуальное дозирование помощи, ее использование в такой степени, чтобы не подавить собственную активность ребенка.[3,53]

Важно учитывать, что при работе с ребёнком учителей, тьютера, администрации, специалистов сопровождения (педагогов психологов, логопедов и др.) необходима постановка общих комплексных задач по включению «особого» ребенка в образовательный процесс. Деятельность педагогов должна осуществляться во взаимодействии друг с другом. В результате чего, с большими или меньшими трудностями, умственно отсталые дети с расстройствами аутистического спектра осваивают навыки письма.

Использованная литература:

1. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Хотылева Т.Ю и др. — Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.

2. Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Основы специальной психологии М.: Издательский центр «Академия». — 480 с., 2003

3. Т.П. Абакирова, Н.А.Богданова Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для специалистов ПМПК. ГБУ НСО «ОЦДК» Новосибирск, 2015.

4. Е.С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика для дошкольников. М.: Изд. АСТ: Астрель, 2006.

В квадратных скобках указаны номер работы и страницы в ней из списка «Использованная литература». – примечания авт.






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей