Формирование гражданского сознания личности на уроках истории
Аганасова Е.А.
Учитель истории
МАОУ Лицей №13
п. Краснообск
Формирование гражданского сознания личности на уроках истории.
Развитие гражданского сознания личности - важная составляющая воспитания подрастающего поколения. Осознание своей связи с историческим прошлым и настоящим своей страны способствует формированию гражданственности и патриотизма. При всем многообразии путей и форм воспитательного воздействия особая роль принадлежит урокам истории родного края. Такие уроки играют важную роль в формировании морально-этических и патриотических качеств подрастающего поколения. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся.
Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.
К сожалению сегодня у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине, в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом своей Родины, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего». В СМИ , по - существу, исчезла тема Родины. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.
История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.
Я разделяю точку зрения, что воспитание гражданственности — это системная, комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта.
Таким образом, реализация предметной модели гражданского образования (изучение курсов общественных дисциплин) может выступать содержательной основой формирования гражданской позиции подростка.
В современных программах, отводится достаточное количество часов таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. Именно уроки этих тем дают представления о формировании гражданственности.
Наиболее ценный материал по воспитанию гражданственности содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя иллюстративный материал, слайды, документальное видео. Урок начинается с грамзаписи песни “ Священная война ” и сразу звучит в грамзаписи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем объявляю тему : “ Начало Великой Отечественной войны ” и рассказываю о переходе немецко - фашистской армии границ Советского Союза. Затем на интерактивной доске документальное видео, которое дает основное представление о Великой Отечественной войне. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны. На уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, блокаде Ленинграда, Сталинградская битва и др. При этом показываются слайды. Уделяю внимание прежде всего героизму советских людей, своим соотечественникам - Героям Советского Союза, полководческому искусству военачальников. В выступлениях ребят звучат примеры мужества людей, их беспримерного подвига во имя Родины.
К одному из уроков по теме Великой отечественной войны, учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Так почти у каждого в классе есть, что рассказать о своих родственниках – участниках войны.
Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, гражданственности, любви к Родине, своему городу, семье. А без этого у нашего общества не может быть будущего.
Все проходит.
Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.