12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана44
1

Формирование и совершенствование знаний информационной культуры- одна из характеристик эффективной педагогической деятельности.

«Формирование и совершенствование знаний информационной культуры- одна из характеристик эффективной педагогической деятельности» 

Модернизация российского образования, в том числе дополнительного, направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов педагога, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия.

Переход современного общества от индустриального к информационному этапу развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования и совершенствования знаний основ информационной культуры. Реальные результаты эффективной педагогической деятельности по направлению конструирование и моделирование одежды должны соответствовать социальному заказу общества. К достижению данной цели мы идем через реализацию следующих задач:

-повышение мотивации обучения;

-развитие познавательной активности обучающихся;

-стимулирование самостоятельности обучающихся;

- повышение качества образования;

- совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

При этом

Реализуется основной принцип самостоятельной работы: « что сделано самим, лучше запоминается».

Обеспечиваются индивидуальные темпы обучения.

3. Прививаются навыки творческой работы.

4. Вырабатываются умения и навыки работы на компьютере с различными программами.

Значительная роль ПК отводится на формирование у обучающихся навыков самостоятельного умственного труда. Должное внимание необходимо уделять их саморазвитию, организации самостоятельной работы. Переход на новые формы работы - один из основных факторов, обеспечивающих большую эффективность и повышение качества обучения.

Невозможно вести занятия без использования мультимедийного комплекса, компьютера. Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности.

Сегодня из основных отличительных особенностей компьютера как средства обучения в комплексном его использовании с программными средствами различного назначения, я выделила следующие возможности для проведения занятий по своему направлению:

1. Возможность работы обучающихся с компьютерной техникой в режиме диалога. Наличие обратной связи позволяет в некоторых случаях передать отдельные функции педагога машине и обеспечить необходимый объем внимания для большего количества обучающихся, что особенно важно в условиях дефицита учебного времени (при контроле знаний по предмету и технике безопасности).

2. Возможность организации полноценной индивидуальной работы обучающихся на качественно новом уровне. Использование компьютера позволяет намного полнее учитывать в учебном процессе возможности каждого обучающегося, предлагая посильные темпы работы и обеспечивая необходимую коррекцию результатов. Различные формы изложения электронного учебного материала позволяют учитывать индивидуально-психологические характеристики личности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию. Успешных обучающихся стало больше, соответственно повысилось качество знаний.

3. Возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности. Работая с компьютером, учащийся может увидеть, а затем и проанализировать те или иные схемы, алгоритмы работы, объекты труда, которые стали следствием принятых им решений. Например, первоначально неправильно выбранный масштаб поделки, неудачное цветовое сочетание, неверная последовательность действий при выполнении практической работы и т. д.

4. Автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени. Существует немало трудоемких информационно-поисковых, вычислительных и других подобных операций, которые поможет выполнить компьютер при наличии соответствующего программного обеспечения и умелом его использовании.

5. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа. Электронные книги, мультимедийные энциклопедии открывают доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) практически не реализуема.

6. Универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями. Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д. Мелкие операции поузловой обработки изделий теперь может видеть одновременно вся группа обучающихся (например, в ходе вводного инструктажа).

Таким образом, на занятиях по направлению конструирование и моделирование одежды, обучающиеся используют компьютер как:

средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

средство информационной поддержки учебного процесса;

дополнительный источник информации;

средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;

универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.

Я, как педагог, использую компьютер для подготовки к занятиям и в ходе их проведения вижу следующие положительные моменты:

Мультимедиа позволяет готовить к занятиям разные продукты: тесты, разноуровневые задания, проекты, исследования, небольшие сообщения, презентации, электронные учебники. Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению документации педагога (планирование, конспекты занятий, разработки). Один раз созданная презентация может использоваться многократно в различных вариациях – можно менять порядок подачи материала, его дозирование для обучающихся разного уровня и т. д. Эту базу можно хранить, обрабатывать, пополнять на электронном носителе.

Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения по предмету позволяет использовать персональный компьютер для показа видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения. Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности ключевых и предметных компетенций обучающихся.

Повышая мотивацию за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от педагога много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато моменты использования компьютера приносят большое удовлетворение и детям, и педагогу.

Были сняты многие негативные моменты: минимум бумаг, минимум хождений по кабинету, чёткость и наглядность хода занятия.

Использование тестов позволяет мне оперативно определить уровень восприятия и понимания изучаемого материала с использованием ПК. Ребятам самим становится интересно проверить, что же они смогли усвоить на уроке, а что осталось для них «загадкой», которую предстоит разгадать. Это своеобразная рефлексия урока.

Возможна организация педагогической поддержки воспитательного процесса средствами Интернет (виртуальные экскурсии, сценарии праздников, викторин, родительских собраний и т. п.).

Но при всех положительных моментах внедрения ИКТ на занятиях на сегодняшний день есть проблемы, затрудняющие эффективное использование этих огромных ресурсов.

Я считаю, что глобальная информационная сеть представляет собой ресурс, значительно больший, чем содержание школьного и дополнительного обучения, максимально разнообразный. Но, в то же время, он разноплановый, «разнокачественный», зачастую обладающий внешней убедительностью, но внутренне противоречивый и требующий проверки его достоверности. Кроме этого, у меня недостаточно знаний и опыта работы с современными технологиями, так как моя педагогическая деятельность напрямую с ними не связана. С другой стороны, отсутствуют методические рекомендации по использованию данных технологий в преподавании конструирования и моделирования одежды.

Я использую в своей работе ИКТ уже несколько лет. На первом этапе мною ставилась задача знакомства и освоения программного обеспечения и возможностей интернет - пространства. Затем моя деятельность была направлена на разработку методического сопровождения, применения данных технологий в различных вариантах деятельности обучающихся.

Сформирован банк данных по направлению конструирование и моделирование одежды.

«Методическая» папка:

Федеральные и региональные документы, стандарты образования

Планы, анализы работы педагога

Варианты анализов занятий по направлению

Библиотека интернет - адресов для методической, учебно-воспитательной работы, мониторинга образования и воспитания;

Электронный вариант авторской программы «Храбрые портняжки» для обучающихся 1-5 годов обучения.

Электронные варианты конспектов открытых занятий, мастерских, разработки олимпиады по направлению; карты индивидуального сопровождения обучающихся и мониторинговые карты результатов обученности по образовательной программе

Копилка материалов по теме самообразования, сообщения на педсоветах

Презентация «Организация учебно-воспитательного процесса в студии декоративно-прикладного творчества»

Папка «Воспитательная работа»

Электронный кроссворд «Школа Правил Дорожного Движения»

Викторина «Внимание: дорога».

Сценарий игры «Поле чудес» по правилам пожарной безопасности.

Сценарий «Весёлые эстафеты» по правилам движения.

Сценарий викторины « Я- пешеход»

Презентации:

«Движение на дорогах»

Родительское собрание «Ребёнок вышел на дорогу»

Альбом с подборкой фото с выставок, дефиле, конкурсных показов, занятий

Создана презентация для родительского собрания «Взаимопонимание в семье, как его добиться»

Анкета для обучающихся, памятка для родителей, план собрания «Взаимопонимание в семье, как его добиться».

Подборка познавательного иллюстрированного материала к Новому году

Сценарий конкурса «Очумелые ручки», «А ну-ка, девочки», «Город мастеров»

Папка «Сопровождение образовательной программы»

Игры по комплектованию гардероба для девочек «Лето», «Вечеринка», «Одень куклу»

Подборка электронных картинок по оптическим иллюзиям

Статьи, советы, словари терминов, информация о дизайне

Дизайн-игры

Иллюстрированная беседа «У полоски нелёгкая судьба…»

Инструкционные карты «Проведение примерки поясных изделий», «Вшивание замка-молнии», «Вышивка лентой»

Информационная карта «Приспособления к швейной мащине»

Информационно-технологическая карта «Вшивание замка-молнии»

Урок-путешествие по материаловедению, сценарий

Конспект занятия «Времена года» с презентацией

Конспект занятия «Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок» с презентацией

Электронная программа «Учимся кроить и шить»

Электронная система автоматизированного проектирования одежды (САПР)

Электронная программа ЛЕКО «Компьютерный журнал моделей» с электронным построением выкроек на индивидуальную фигуру, презентация к ней

Презентации:

«Т/Б в мастерской по шитью»

«Батик», «Квилинг», «Декупаж на ткани», «Вышивка лентами», «Искусственные цветы»

«Хлопок», «Ткани», «Получение тканей», «Что ты знаешь о волокнах и тканях»

«Нетканые, утепляющие, прокладочные и отделочные материалы»

«Устройство швейной машины», «Устройство и заправка швейной машины», «Приспособления к швейной машине», «Устройство и установка иглы»

«Изготовление перчаточной куклы», методические рекомендации

«Инструменты и приспособления для ручных швейных работ», «Ручные работы»

«Натуральные волокна животного происхождения»

«Аппликация из ткани», «История замка-молнии», «Панно»

«Виды одежды», «Силуэт и стиль», «Джинсы», «Модная одежда»

«Конструирование одежды с цельнокроеным рукавом»

«Терминология влажно-тепловой обработки»

«Терминология машинных работ», «Машинные швы»

«Традиционная кукла», «Изготовление театральной перчаточной куклы из ткани и работа с ней», «Кукла из колготок»

«Коллекция моделей Валентина Юдашкина»

«Моделирование лифа, способы переноса нагрудной вытачки»

«Зрительные иллюзии в костюме»

Папка «Здоровьесберегающие технологии»

Физминутка «Усатый нянь», презентация, звук

Презентация «Делай упражнения»

Презентация «Физминутка для глаз»

Папка «Справочные материалы и электронные энциклопедии для обучающихся»

Электронное руководство по созданию цветовых комбинаций «Гармония цвета»

«Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций. Справочник».

Познавательная иллюстрированная подборка «Скрапбукинг», «Пергамано», «Трафаретная печать»

Электронные каталоги с моделями одежды платьев, юбок, пиджаков, летней и повседневной одежды

Электронная подборка трендовой одежды для подростков.

Электронная книга «Золотой разрез» с моделями, выкройками и рекомендациями по обработке

Электронная программа курса «ЕШКО» «Конструирование и дизайн модной одежды» (24 обучающих урока)

«Бурда» электронная энциклопедия поузловой обработки

«Энциклопедия быстрого шитья»

Электронная книга «Секреты шитья. Сложные операции»

Презентация «Словарь моды»

Папка «Электронные материалы для выбора объектов труда обучающимися»

Последовательность изготовления искусственных цветов

Электронная подборка «Сумки и сумочки»

Электронные книги с моделями и выкройками «Игрушки», «Куклы», «Новогодние поделки», «Поделки», «Ёлка», «Валентинки», «Пасха», «Шкатулка», «Мягкая игрушка», «Рождество».

Электронные журналы по рукоделию

Папка «Использование программ тестирования»

«Смешные тесты», документ

Кроссворд по материаловедению

Презентации: «Правила Т/Б при ручных работах», тест; «Как снимать мерки», тест

«Машинные швы», тренажёр; «Снятие мерок», тест

«Кроссворд по машиноведению»

«Снятие мерок для изготовления юбки», тест

«Снятие мерок для построения основы платья», тест

«Задания на выявление творческих способностей у учащихся», презентация

Заключение

Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и накапливания опыта поколений и это помогает восходить на более высокие уровни не только обучения и воспитания учащихся, но и самообразования. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

При работе над темой использованы интернет-ресурсы:

http://www.bestreferat.ru/referat-187915.html

http://ikt45.ucoz.ru/load/obsluzhivajushhij_trud/prezentacii/sovremennye_trebovanija_k_uroku_tekhnologii/9-1-0-50

http://festival.1september.ru/articles/571424/

http://vit-vas2010.narod2.ru/stati/metodi_sozdaniya_i_ispolzovaniya_prezentatsii


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.