12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трояновская Виктория Евгеньевна22
2

Формирование интереса к чтению у воспитанников дошкольной образовательной организации




















ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Формирование интереса к чтению у воспитанников дошкольной образовательной организации







ВЫПОЛНИЛА:

Трояновская Виктория Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ № 130 г. Мурманска













Мурманск

2023

Содержание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………..….3

Глава 1. ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ, ИНТЕЛЕКТА И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………...……...5

Глава 2. ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К ЧТЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ………........................8

Организация образовательной деятельности по формированию интереса к чтению у воспитанников дошкольной образовательной организации…………………………………………………………………………..8

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по формированию интереса к чтению у детей…………………………………….……9

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы для формирования интереса к чтению у воспитанников дошкольной образовательной организации……………………………………………..……….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……………..15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………….20













ВВЕДЕНИЕ


Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.

Детская литература - источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом. Между тем в последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. Одной из главных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к чтению литературы стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. Мало внимания уделяется чтению книг из - за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. А процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста, а также ухудшение грамотности у молодого поколения.

Цель исследования:

Теоретически обосновать условия повышения интереса воспитанников дошкольной образовательной организации к детской литературе и к чтению книг.

Подобрать комплекс занятий и мероприятий, направленный на повышение интереса дошкольников к художественной литературе и фольклору посредством проектной деятельности.

Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:

Проанализировать роль чтения в жизни ребенка дошкольного возраста.

Изучить научно-методическую литературу по теме работы.

3. Рассмотреть пути приобщения детей к чтению.

4. Обозначить формы активного сотрудничества с семьями воспитанников дошкольной образовательной организации по проблеме формирования интереса к чтению.








Глава 1. ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ, ИНТЕЛЕКТА И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Книга - прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе, о мире чувств и взаимоотношений. Чтение литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребенка, обогащает ребенка эмоциями, прививает любовь к Родине, к природе. Следовательно, детскую  литературу можно считать основным источником воспитания, несущим в себе большой образовательный и развивающий потенциал.

Забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном развитии. Читательский опыт многих поколений  доказывает, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства ребенка отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем глубже формируется читатель, творческая личность.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – развитие в ребенке личности. В процессе ознакомления с разнообразной детской литературой у дошкольников формируются основы базовой культуры личности, позитивное отношение к миру, любовь и интерес к чтению, предоставляются равные возможности для творческой деятельности, происходит полноценное развитие личности.

Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, успехами, а порой и неудачами. Литературное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, знакомит с нормами поведения, дает знания о моральных качествах человека. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор.

Чтение произведений активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его эмоциональность.  Чтение приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Чтение литературы должно чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагоги должны обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по литературным произведениям с целью формирования у дошкольников  гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь в их жизнь и деятельность.

В раннем возрасте дети только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому педагоги должны построить работу таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой.

Отбирая книги для чтения детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности, он резко выступал против назойливого морализирования. 

Книга и ее сюжет должны затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Она должна формировать у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Сегодняшняя детская литература необычайно разнообразна жанрово и тематически. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.























Глава 2. ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К ЧТЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Организация образовательной деятельности по формированию интереса к чтению у воспитанников дошкольной образовательной организации.


Воспитание детей средствами искусства слова — сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.  Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Перейдём  к  формам работы с детьми по приобщению к художественной литературе.

Дошкольный возраст – важный период в социализации и культуризации ребенка. В этом процессе велика роль искусства, которое является средством хранения и трансляции культуры.

Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания условий. Что должно быть в группе:

Создание условий:

организация книжного уголка, мастерской по ремонту книг;

создание театрального уголка;

создание мини-музея детской книги.

Совместная деятельность с воспитателем:

ознакомление  детей с художественной литературой в режимных моментах;

изготовление  книг-самоделок в процессе непосредственно образовательной деятельности  по ручному труду (полечим книгу);

непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению  детей с окружающим предметным миром;

художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация, рисование  по произведениям художественной  литературы);

словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок);

организация досуговой деятельности (вечера загадок, КВН, «Поле чудес» и.т.д.);

литературно-музыкальные праздники;

конкурсы;

экскурсии в библиотеку;

посещение музея.


Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по формированию интереса к чтению у детей


Организация работы с родителями:

анкетирование;

литературные вечера;

конкурсы;

совместные праздники, досуги;

консультации;

выставки.

Используя данные формы работы в своей педагогической деятельности можно добиться того, чтобы дети не потеряли интерес к книге, чтобы любили, читали, рассматривали иллюстрации, обменивались своими впечатлениями, с удовольствием посещали детские библиотеки.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Поэтому воспитатель должен уделять особое внимание пропаганде именно семейного чтения. Доносить до родителей идею необходимости ежедневного семейного чтения. Нравственный потенциал литературы огромен, и значение книги в образовании и воспитании ребенка трудно переоценить. И чтобы выполнить эту великую миссию в судьбе каждого ребенка, семья с раннего детства должна воспитывать, прилагая все возможные усилия, подлинный интерес ребенка к книгам – воспитывать в нем читателя.


Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы для формирования интереса к чтению у воспитанников дошкольной образовательной организации


Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей. Книжные уголки имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места; разнообразие литературы по жанру; наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - малышки); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем сами".

Педагоги проводят занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой во всех направлениях деятельности детей. Так на занятиях по физкультуре, педагог и дети использует считалки, стишки. На занятиях по рисованию дети знакомятся с репродукциями художников-иллюстраторов. Также проводятся и самостоятельные занятия по ознакомлению с художественной литературой разного вида.

Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, взятым из их детской жизни);

Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, (особенностей текста, рифм);

Творческие (занятия с театральными инсценировками);

Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать).

Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.

В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Мы учим детей слушать стихи, сказки, рассказы. Малышам больше нравятся произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Чем больше повторений, тем лучше запоминается текст. Речь ребенка становится богаче. Главное - результат: дети начинают любить книги, приучаются слушать, рассматривать их, фантазировать. Задача воспитателя довести произведение писателя до ребенка. Очень важное внимание уделяется голосу воспитателя, артикуляции, мимике. Для воспитателя важно видеть лица детей, их сопереживания героям, видеть их реакцию на чтение. При чтении художественной литературы у ребенка идет развитие мышления, а самое главное - начинает формироваться личность. Для малышей слушать книжку очень сложно. Подвижность ребенка и быстрая отвлекаемость затрудняют слушание, детей занимает сама книжка, перевертывающиеся листы, мелькающие картинки. К слушанию чтения необходимо приучать ребенка постепенно. Помощником слушания становится картинка, которая помогает ребенку, сосредоточится на конкретном действии. Иллюстрация всегда привлекает детей: смотреть легче, чем слушать. В младшей группе в первой половине года обычно уже все дети приучаются с интересом слушать чтение небольших художественных рассказов, стихов. Научить детей воспринимать и любить словесное художественное произведение даст педагогу возможность получить способных детей, развитых как нравственно, так и грамотно.

У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развиваются. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка. Воспитателю приходится считаться также со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.

Младшие дошкольники по мере развития внимания постепенно приобретают способность произвольно сосредоточиваться на содержании сказки, рассказа, стихотворения, с интересом слушать, целенаправленно запоминать. Однако они легко отвлекаются от такого рода занятий. К 5—6 годам дошкольники приобретают умение самостоятельно сосредоточивать внимание на предлагаемом объекте изучения, и слушание получает характер выполнения речевой задачи: прослушать и ответить на вопросы, прослушать и извлечь из прочитанного определенную информацию, рассказать содержание товарищам, вспомнить похожий случай и рассказать в группе. Воспитатель должен не только уметь выразительно читать намеченный рассказ, сказку, стихотворение, но и подготовить детей к восприятию произведения, предусмотреть возможные их вопросы, реакции на те или иные события, изображаемые в произведении, учесть впечатление от чтения данного конкретного рассказа, сказки, стихотворения.

Порядок проведения выразительного чтения в группе, примерно следующий:

1. Подготовка детей к слушанию. Воспитатель делает пояснения, ставит цель слушания рассказа, басни, сказки или стихотворения.

2. Чтение детям произведения. По ходу чтения могут быть использованы иллюстрации, картины, и другие наглядные пособия, конкретизирующие или обобщающие образы художественного произведения.

3. Обмен впечатлениями и беседа по содержанию прочитанного. Сюда можно отнести непосредственные высказывания детей, вопросы к воспитателю, а также ответы на вопросы по прочитанному, передачу содержания, разного рода творческие работы ребят, связанные с прочитанным текстом (зарисовка, лепка, придумывание конца рассказа и др).

4. Обобщение полученных детьми представлений о той или иной конкретной области действительности, которая отражена в художественном произведении. Обобщение возможно в беседе по вопросам воспитателя, в его рассказе, дополняющем или углубляющем тему беседы или прочитанного рассказа, стихотворения.

Необходимо особо отметить, что обмен впечатлениями — необходимая часть занятия после чтения. Трудно себе представить дошкольника, который бы после активного слушания чтения воспитателя никак не реагировал на прочитанное. Обычно дети хотят тут же обменяться впечатлениями, полученными от чтения. Это желание естественно. Выслушав ребят, воспитатель и сам может высказать свои мысли о прочитанном или описать переживания. Своими суждениями или высказываниями воспитатель обобщает или конкретизирует представления детей о прочитанном событии, явлении. Заинтересовавшись какими-либо вопросами, дети иногда просят прочитать другие рассказы на ту же тему либо аналогичную ей. Это следует рассматривать уже как проявление формирующегося устойчивого интереса к окружающей действительности и интенсивного развития познавательной деятельности.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, из выше сказанного мы можем сделать вывод, что работа воспитателя по приобщению детей к чтению книг и знакомству с художественной литературой состоит в правильном планировании и реализации поставленных задач путем ежедневной работы с детьми. А также активного привлечения родителей к формированию устойчивого интереса у детей к чтению.

Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» [2, С. 351]. «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть» [2, С. 362]. Это слова В.А. Сухомлинского. Может быть потому современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше. Детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Надеюсь, что положительное отношение к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Александрова, О. С. Программа общешкольного читательского проекта "Читать не вредно – вредно не читать!" / О. С. Александрова, Ю. В. Гавва // Практика административной работы в школе. – 2015. – № 6. – С. 37–44.

Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 400с.

Барышникова, Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 183 с.

Гавренкова, Н. В. Посещение библиотеки. Первое знакомство / Н. В. Гавренкова // Воспитание дошкольников. – 2015. – № 1. – С. 33–36.

Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст]: учебное пособие / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 80 с.

Гриценко, З. А. Ребенок и книга [Текст] / З. А. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 3. – С. 49-52.

Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 607-609

Лизинский, В. М. Как вернуть детей в мир книги. Программа "ЧОК-чтение, образование, культура" / В. М. Лизинский // Воспитание школьников. – 2015. – № 6. – С. 29–35.

Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя [Текст] / Ю. Тюнников // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 31-38.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Анкетирование для родителей.


Читаете ли Вы литературу?

Да

Нет

Иногда

Читаете ли вы ребенку книги?

Да

Нет

Иногда

Какую литературу предпочитает Ваш ребёнок?

Сказки

Комиксы

Стихи

Нет предпочтений

Беседуете ли Вы с ребёнком о прочитанном произведение?

Да, после каждого прочтения

Не всегда

Не беседуете

Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку?

Да

Нет

Как Вы думаете, может ли интернет заменить книгу?

Да, интернет удобнее и даёт больше информации

Когда как

Нет, книгу ничем не заменить

Затрудняюсь ответить

Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

В дошкольном возрасте

В школе

Затрудняюсь ответить























ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Изготовление вместе с детьми книжки-малышки


Сначала делаем страницы. Берём листы бумаги А4 (цветные или белые) складываем пополам (вдоль) и разрезаем по линии сгиба.

Край листа промазываем клеем и склеиваем. В зависимости от толщины книжки таких листков должно получиться 3-4.

Длинное полотно из бумаги складываем гармошкой.

Далее делаем обложку. Берём цветной картон. Измеряем высоту и ширину получившихся страниц, отрезаем нужного размера и складываем пополам.

Промазываем края обложки клеем и вклеиваем заранее подготовленные страницы.

Теперь приступаем к оформлению книжки. Придумываем название и пишем или приклеиваем на обложку.

Далее из детских журналов или раскрасок вырезаем картинки, загадки или стишки и приклеиваем на страницы.

t1681899315aa.jpg

Рисунок 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Примерный список литературы для воспитанников дошкольной образовательной организации.


От 1,5-2 до 3-4 лет:

Репка.

2. Курочка-Ряба.

3. Теремок.

4. Колобок.

5. Корней Чуковский «Цыплёнок».

6. Владимир Сутеев «Цыплёнок и утёнок».

7. Стихи Агнии Барто для малышей (Мишка. Бычок. Слон. Лошадка. Грузовик. Мячик. Козлёнок. Зайка).

8. Русские народные потешки.

9. С. Маршак «Сказки, песни, загадки».

10. Б. Поттер «Ухти-Тухти», «Флопси, Мопси и Ватный хвост».

11. В. Левин «Глупая лошадь».


От 2,5-3 до 6-7 лет:

Владимир Сутеев (Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Палочка-выручалочка. Капризная кошка).

2. Корней Чуковский (Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Айболит. Айболит и воробей. Путаница. Доктор Айболит).

3. Самуил Маршак (Усатый-полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Про всё на свете).

4. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Перчатки. Гвоздь и подкова. Три мудреца. В гостях у королевы. Кораблик. Король Пинин. Дом, который построил Джек. Котята. Три зверолова. Шалтай-Болтай.

5. Народные сказки о животных: Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Лиса и кувшин. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Волк и семеро козлят. Храбрый баран. Заяц-хваста. Зимовье. Полкан и медведь. Петушок - Золотой гребешок и чудо-меленка. Мужик и медведь. Сказка про ерша. Лиса и козёл.

6. Альф Прёйсен «Про козлёнка, который умел считать до десяти», «Весёлый Новый год».

7. Лилиан Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду».

8. Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка».

9. Энид Блайтон «Знаменитый утёнок Тим».

10. Николай Носов «Живая шляпа».

11. Николай Сладкое (Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна).

12. Хэйден Макэлистер «Разноцветные путешествия».

13. Зденек Милер «Крот и волшебный цветок».

14. Сергей Михалков. Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок.

15. Виталий Бианки (Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт?).

16. Михаил Пляцковский «Солнышко на память» (рассказы).

17. Михаил Зощенко «Умные животные» (рассказы), «Показательный ребёнок» (рассказы).

18. Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

19. Виктор Кротов (Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом).

20. Георгий Юдин «Букварёнок», «Усатый сюрприз» (стихи и рассказы).

21. Дональд Биссет «Всё кувырком» (рассказы).

22. Фёдор Хитрук «Топтыжка».

23. Агния Барто (Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я расту).

24. Валентина Осеева «Волшебное слово».

25. Эмма Мошковская «Зоопарк».

26. Борис Заходер (Хрюк на ёлке. О чём индюк думал).


От 5-6 до 8-9 лет:

Корней Чуковский (Бармалей. Тараканище. Крокодил. Краденое солнце. Приключения Бибигона).

2. Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

3. Николай Носов (Мишкина каша. Телефон. Дружок. Фантазёры. Наш каток. Метро. Федина задача).

4. Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

5. Алексей Толстой «Сказки».

6. Карло Коллоди «Приключения Пиноккио».

7. Николай Грибачёв «Лесные истории».

8. Энн Хогарт «Ослик Мафии и его друзья».

9. Ганс-Христиан Андерсен (Дюймовочка. Гадкий утёнок. Принцесса на горошине. Цветы маленькой Иды).

10. Энид Блайтон (Приключения Нодди. Жёлтая книга фей).

11. Туве Янссон (Маленькие тролли и страшное наводнение. Комета летит! Шляпа волшебника. Мемуары папы Муми-тролля. Опасное лето. Волшебная зима).

12. Отфрид Пройслер (Маленькая Баба-Яга. Маленький Водяной. Маленькое Привидение. Как поймать разбойника).

13. Д.Н. Мамин-Сибиряк (Алёнушкины сказки: Про Комара Комаровича. Сказка про храброго зайца Длинные уши - Косые глаза - Короткий хвост. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке).

14. Астрид Линдгрен (Малыш и Карлсон, который живёт на крыше. Приключения Эмиля из Лённеберги. Пиппи Длинныйчулок).

15. Люси и Эрик Кинкейд «Лесные истории с кротёнком Вилли и его друзьями».

16. Тони Вульф (Сказки волшебного леса. Великаны. Гномы. Эльфы. Феи. Драконы).

17. Евгений Колкотин «Про медвежонка Прошку».

18. Валентин Катаев (Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик).

19. Павел Бажов «Серебряное копытце».

20. Татьяна Александрова (Кузька. Сказки старой тряпичной куклы).

21. Ирина Токмакова (Аля, Кляксич и буква "А". Может, Нуль не виноват. И настанет весёлое утро. Маруся ещё вернётся. Счастливо, Ивушкин!)

22. Джанни Родари (Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы).

23. Джоэлъ Харрис «Сказки дядюшки Римуса».

24. Борис Заходер. Стихи и стихотворные сказки

25. Эдуард Успенский (Дядя Фёдор, пёс и кот. Каникулы в Простоквашино. Меховой интернат).

26. Григорий Остер (Котёнок по имени Гав. Зарядка для хвоста. Подземный переход. Привет мартышке. А вдруг получится!!! Испорченная погода. Обитаемый остров. Это я ползу. Бабушка удава. Великое закрытие. Куда идёт слонёнок. Как лечить удава. Легенды и мифы Лаврового переулка. Сказка с подробностями).

27. Октав Панку-Яшъ. Сказки.

28. Ренато Рашел «Ренатино не летает по воскресеньям».

29. Валерий Медведев (Баранкин, будь человеком! Приключения солнечных зайчиков).

30. Константин Ушинский «Слепая лошадь».

31. Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей:

Русские: Сивка-Бурка. Царевна-лягушка. Птичий язык. Морозко. Финист - ясный сокол. Марья Моревна. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. По Щучьему велению. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что. Иван - вдовий сын. Чудесные ягоды. Липунюшка. Василиса Прекрасная. Хаврошечка. Морской царь и Василиса Премудрая. Три зятя. Снегурочка.

Немецкие сказки: собранные братьями Гримм: Заяц и ёж. Соломинка, уголь и боб. Храбрый портной. Три брата. Три лентяя. Маленькие человечки. Горшок каши. Бабушка Метелица. Мальчик с пальчик. Бременские музыканты. Цвет шиповника (в другом переводе - Шиповничек). И другие.

Французские: Гномы. Неугомонный петушок. Ученик чародея. Плут-малыш. Дочь дровосека. Как не уберегли звери свои тайны. "Попался, Сверчок!". Солнышко. Белый дрозд, хромой мул и красавица с золотыми волосами. Жан счастливый. Откуда совы взялись. Возвращение Ля Раме. И другие.

Английские: Три поросёнка. Мистер Майка. Как Джек ходил счастья искать. Источник на краю света. Три умные головы. Малютка брауни. Кто-всех-одолеет. Воду заперли. Тростниковая шапка. Ученик чародея. Том Тит Тот. И другие.

Арабские: Волшебная лампа Аладдина. Синдбад-мореход. Али-баба и сорок разбойников. И другие.

А также сказки датские, шотландские, ирландские, индийские, норвежские, шведские, португальские, японские, эстонские, татарские и многих-многих других народов.

32. Бытовые сказки разных народов (т.е. сказки о смекалке и сообразительности):

Каша из топора. Горшеня. Кто заговорит первый? Скряга. Мудрая жена. Барин и плотник. Скатерть, баранчик и сума. Дочь-семилетка (русские). Золотой кувшин (адыгейская). Король Иоанн и кентерберийский аббат (английская). Собака пономаря. Лиса и куропатка. Плотник из Арля. Волшебный свисток и золотые яблоки. Старый горшок с золотыми экю (французские). И многие-многие другие.

33. Сказки Шарля Перро в пересказе для детей: Красная шапочка. Кот в сапогах. Золушка. Спящая красавица (заканчивая свадьбой).

34. Хью Лофтинг «История доктора Дулитла».

35. А. Волков (Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты).

36. А.Б. Хвольсон «Приключения Мурзилки и лесных человечков».

37. Пальмер Кокс «Удивительные приключения лесных человечков».

38. Евгений Чарушин (Медвежонок. Медвежата. Волчишко).

39. Виталий Бианки «Где раки зимуют».

40. Михаил Пришвин (Лисичкин хлеб. Лесной доктор. Ёж. Золотой луг).

41. Константин Паустовский «Прощание с летом».

42. Редьярд Киплинг (Слонёнок. Рикки-Тикки-Тави. Как леопард стал пятнистым).

43. Алан А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».

44. Михаил Зощенко (Цикл рассказов про Лелю и Миньку: Ёлка. Бабушкин подарок. Калоши и мороженое. Не надо врать. Через тридцать лет. Находка. Великие путешественники. Золотые слова).

45. Галина Демыкина. «Дом на сосне».

46. Виктор Голявкин. Рассказы.

47. Борис Житков (Пудя. Как я ловил человечков).

48. Юрий Казаков «Зачем мыши хвост?»

49. Владимир Одоевский «Городок в табакерке».

50. И.А. Крылов (Стрекоза и муравей. Лебедь, Рак и Щука. Ворона и Лисица. Слон и Моська. Мартышка и очки. Лисица и виноград. Квартет).

51. А.С. Пушкин (Сказка и рыбаке и рыбке. Сказка о Золотом петушке. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сказка о попе и работнике его Балде).

52. Стихи: Елены Благининой, Юнны Мориц, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака.

53. Стихи о природе (Пушкин, Жуковский, Блок, Тютчев, Фет, Майков и другие).

54. Петр Ершов «Конёк-горбунок».

55. Ефим Шкловский «Как вылечили Мишку».

56. Александр и Наталья Крымские «Сказки зелёного дивана».



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.