Применение проектно-исследовательской технологии в обучении математике
Особенностью обучения в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является его деятельностный характер, ставящий главной задачей развитие личности ученика. Эта же линия прослеживается и в «Концепции модернизации российского образования», и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В них сформулированы требования к современному образованию и обоснован социальный заказ, согласно которого выпускники школы должны быть конкурентоспособными на рынке труда. А для этого необходимо не просто дать им знания, но и сформировать такие качества как инициативность и самостоятельность, способность творчески мыслить и анализировать, ставить задачи и находить пути их решения, в том числе порой и нестандартные.
Вследствие чего метод введения проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеклассных занятиях по математике стал приобретать особую значимость. Ведь данная технология является базой для формирования всех перечисленных выше качеств обучаемых.
Так, применяя ее, учитель, прежде всего, заинтересовывает детей определенной темой, что является большим плюсом в образовательном процессе, потому, как каждый из нас знает, что мотивация детей – это важное условие обучения, стимул к познанию предложенного тематического направления. Затем он подводит учащихся к постановке проблемных вопросов, в том числе и в области применения данных знаний. Это приведет к самостоятельному поиску нужной информации из различных источников, что научит самостоятельности в добывании нужного материала. В этом процессе у ребят расширяется кругозор, вырабатываются умения логически размышлять и выдвигать идеи, видеть главное в материале, анализировать его. Формируются исследовательские навыки.
Если же это проектная работа, то еще и формируются так необходимые в их дальнейшей жизни навыки планирования, творческих изысканий, умения воплотить изученный материал в итоговый продукт. Математика выступает доказательной, расчетной базой для подведения работы по выбранной теме к итоговому результату – продукту проекта.
Рассмотрим, к примеру, в проектную работу ««Математика здорового питания», предложенную в 8-9 классах. Работая над ней, ребята могут не только закрепить знания на доли и проценты при расчете соотношения количества пищи при четырех или пятиразовом ее приеме, содержания в ней белков, жиров и углеводов, но и выяснить, какие из продуктов нужны для здорового питания. А также рассчитать альтернативу вредным чипсам и сухарикам в виде продуктов домашнего изготовления, проведя сравнительный анализ наличия в них калорий и вредных добавок. Эти расчеты оформляются в виде презентации. Можно попросить составить Памятку по питанию с элементами математики. В качестве дополнения предложила своим ученикам, написать несколько предложений-советов своим одноклассникам, связывающих математические понятия и материал по теме здорового питания. И получила такой вот результат: «Пусть здоровый образ жизни не будет параллелен вашему жизненному пути! Регулярность приема пищи исчисляется как не менее 4-х раз в сутки! Выбранный вами режим питания в сумме составляет 100%! Скорость приема пищи равна отношению ее количества к отведенному времени! Фрукты и овощи являются подмножествами вашего меню каждый день! Пусть пищевое меню и вредные продукты в пересечении дают пустое множество! А энергетические затраты организма составляют с питательными компонентами пищи только равенство!».
Иногда учитель предлагает темы проектных работ, но бывает, что он дает их на усмотрение самих учащихся. Считаю, что работы должны быть практико-ориентированными. Только тогда математика для учеников перестает быть скучным предметом с набором формул, фигур, знаков и чисел. Ведь теперь, изучая математический материал, они сами могут выбрать актуальные темы для его использования, поставить задачи, найти пути их решения, проанализировать свои достижения и поделиться полученными результатами с другими учениками или своими домашними.
Да и сам учитель, работая по данной технологии, может найти для себя массу нового и интересного, а также перейти на новый уровень взаимодействия с учениками, становясь соучастником и консультантом самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, введение проектно-исследовательского способа в организации математического обучения имеет достаточное обоснование. Ведь данная технология не только даст знания по предмету, но и научит, как в дальнейшем по этому методу правильно строить действия по выбору профессии, по жизненным ориентирам. Даст опыт постановки цели и выработке действий по ее достижению.