Публикация «Формирование коммуникативных навыков, речи посредством технологии эффективной социализации "утренний и вечерний круг"»

3
0
Материал опубликован 26 March 2021 в группе

​​​​​​​

Формирование коммуникативных навыков, речи посредством технологии эффективной социализации «утренний и вечерний круг.

Актуальность - все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но современные дети живут в сложных социокультурных условиях – чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье, зависимость от гаджетов, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Реализовать все это позволяет технология эффективной социализации Н.П. Гришаевой «Рефлексивный круг».

Цель утреннего круга - развитие связной речи детей, социально-коммуникативной компетентности дошкольников.

Задачи: сплочение детского коллектива; формирование умения слушать и понимать друг друга; формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе; развитие умение выражать свои чувства и переживания публично.

Структура «Утреннего круга»: позывной; утреннее приветствие; новости дня; пальчиковая, дыхательная гимнастика; обмен информацией; работа с календарем; обсуждение; игра по теме недели или проекта; планирование деятельности в календаре дел.

Структура «вечернего круга»: коммуникативная игра; беседа, подведение итогов.

На утренний круг мы собираем с помощью разных позывных, звуковых и музыкальных сигналов, это может быть - колокольчик, бубен и сопровождается со словами «Собрались все дети в круг, слева друг и справа друг».

1 этап утреннего круга - приветствие, которое служит средством организации детей, сопровождается различными невербальными средствами общения, помогает детям настроится на положительный лад, снять эмоциональное напряжение. Во время приветствия мы развиваем культуру речи, темп речи, качество голоса через игры и упражнения, используя созданную нами картотеку утренних встреч и приветствий: «Типичные приветствия» (здравствуйте и т.д.), «приветствия с действиями» (Поздоровайся с солнышком, Здравствуй милый добрый друг, Мой дружочек, Посмотрите на нас, Улыбка и т.д.), «официальные приветствия» (мадмуазель, синьори т.д.), приветствия на разных языках (Goodday (на английском),Goodmorning (на английском),GutenTag (на немецком),Bonjour (на французском),Buenosdias (на испанском), приветствия с перекидыванием мяча или передача игрушки из рук в руки. В ходе этого этапа мы использовали новую форму работы – дежурный по приветствию. Заранее вечером выбирается дежурный, которому предоставляется право самостоятельно выбрать любое приветствие из картотеки и предложить его детям. Для того чтобы ребенку легче было ориентироваться мы использовали картинки символы, на которые опирается ребенок и легко ориентируется в картотеке.

На втором этапе группового сбора – проводится артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, что дает возможность весело поиграть и подготовить детей к эмоционально яркому воспроизведению образа.

3 этап –развивающий диалог, целью которого является возможность другим рассказать то, что еще никто кроме меня не знает, умение формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, строить монологи, формируются коммуникативные навыки связной речи, умение выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают его таким какой он есть.

На этапе игр, бесед, я бы хотела рассказать об опыте работы с детьми подготовительной группы по теме недели «я –юный исследователь». Цель– формирование и развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности и общения. С детьми рассматривали серии картинок: «превращения бабочки», «головастика», обсуждалась тема «яблоко в прошлом и будущем», ответы детей были очень разнообразны (сухофрукты, чипсы, компот, шарлотка и тд.), после этого предлагалось самим нарисовать схему прошлого и будущего яблока.

Также проводились ТРИЗ игры для развития творческого воображения:

«Волшебная палочка», детям предлагалось уменьшать или увеличивать все, что они захотят. Так, задавался вопрос, что будет, если увеличить конфету до размеров холодильника, что тогда получится?;

«Что будет, если..».Что будет если 100 дней будет идти дождь? Что будет, если не будет воды ? ;

«Превращения», в игре возникает опыт сублимации, что позволяет агрессивным детям, контролировать свои эмоции (Ты превратился в розу, камешек, большущий камень, дом, муравья, зеркало, конфету. Что тогда будет? Как ты будешь чувствовать себя? Что ты увидишь? Что будут делать другие люди? Что скажет твоя мама?).

Также в ходе развивающего диалога задавались вопросы. Кто такие исследователи? Кто такие ученные?? Какие чудеса бывают у природы? Какие чудеса ты можешь сделать сам? В кого превращается маленький мальчик? Что было чем: руки были чистыми, а стали? Было дерево, а стало? Как ты думаешь, все маленькое когда-нибудь становится большим? А камень? Туча (слон, забор, мышка)? Что было белым, а стало черным? и тд.

Завершающим компонентом утреннего круга является обсуждение планов на будущий день и выбор деятельности в центах активности, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске «Деловые хлопоты».

Так же в нашей группе помимо утреннего круга проводится и вечерний круг, который проходит в форме рефлексии, где дети подводят итог своей деятельности, обсуждают проблемные ситуации, которые возникали в течении дня. Уточнялись и закреплялись знания о том:Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались? Как выполнили свою работу? Какие новые слова узнали? и тд...

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы: «Найдем волшебные слова», «Комплимент», «Прощание», «Угадай по голосу» и тд.

Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, создавался определённый психологический настрой: включалась медитативная музыка. Ставилась в центр круга свеча, фонарик.

Таким образом, для педагогов утренний круг и вечерний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. У детей формируются коммуникативные навыки, развивается речь, формируется положительный настрой на весь день, но прежде всего, это возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для детей имеющих трудности в общении.



Список литературы

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 6-7 лет.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации