Статья «Важность формирования коммуникативных компетенций»
Статья «Важность формирования коммуникативных компетенций»
(опыт работы)
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и
всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет.
Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
А.С. Макаренко
Смысл фразы А.С. Макаренко очень глубокий. От личности воспитателя, его профессионализма, знаний, модели общения с окружающими людьми зависит и будущее каждого воспитанника детского сада.
Воспитатель детского сада - это человек, который постоянно самосовершенствуется, повышая свои компетенции. Его состояние души наполнено добродетелями, так как именно воспитатель на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду дарит тепло своего сердца детям, их родителям, способствуя повышению психолого-педагогических компетенций.
Профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога (в том числе и педагогов ДОУ) была внедрена для того, чтобы повысить уровень профессионализма специалистов в образовании, занимающихся обучением, развитием и воспитанием детей. Профессиональный стандарт современному воспитателю необходим. Каждый педагогический работник дошкольных учреждений знаком с ФГОС ДО и "Профстандартом". Знающий и занимающий активную позицию педагог - это результативность и качество образовательных услуг.
Современный педагог дошкольного учреждения соединяет в себе несколько добродетелей, особенно любовь к своему делу и детям, с которыми педагог постоянно взаимодействует. По мнению М. Горького, каков воспитатель - такова и реальная действительность. Благодаря полноценному общению создается благоприятный психологический климат группы, необходимый для успешного образовательного процесса.
Коммуникативный контакт воспитателя детского сада с субъектами образовательного процесса (с детьми, их родителями, коллегами) многообразен.
Как показывает практика, в процессе данного контакта случаются всевозможные непредвиденные ситуации. Трудности с налаживанием коммуникативных контактов испытывают не только молодые педагоги, но и педагоги со стажем работы, в силу разных обстоятельств. Поэтому современный воспитатель постоянно расширяет диапазон теоретических знаний и практических умений (он должен уметь быстро ориентироваться в ситуации общения, владеть навыками саморегуляции, речевой культуры, практикой делового этикета).
Помощь психолога участникам образовательных отношений в учреждении по формированию коммуникативного контакта просто необходима.
Просветительские и развивающие занятия с детьми по формированию коммуникативных способностей и познавательной активности строятся на основании запроса, а так же наблюдений и результатов мониторинга.
Спектр запланированных и реализующихся мероприятий разнообразен:
релаксационные сеансы в темной сенсорной комнате «Волшебный мир» (познания себя и других, развитие коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, и прочее);
«Интервьюирование "Моя семья"» и «Интервью с ребенком» (автор А.И. Захаров), цель которых выяснить особенности внутрисемейных отношений и родительского отношения к ребенку в семье, что помогает педагогу выявить особенности детско-родительских проблем, таких как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей;
беседы, арт-терапевтические и практические упражнения, всевозможные игры (кейс-технология, песочная и сказочная терапии, психогимнастика и нейрогимнастика) помогают педагогу сформировать коммуникативные навыки и показать детям их значимость для успешной жизнедеятельности.
Истинная помощь ребенку состоит в любви, понимании и его принятии, уважении личности ребенка-дошкольника, в частом использовании коммуникативных игр и упражнений, в которых ребенок "проживает" свой опыт и научается конструктивному общению (контакту и диалогу, выходу из сложных ситуаций). Педагог тонко чувствует каждого ребенка, понимает его психоэмоциональное состояние и готов всегда прийти на помощь в трудной ситуации.
Прививанию добродетелей всегда уделялось особое внимание с самых древних времен. О воспитании говорили античные философы и мудрецы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста.
«Путешествие в страну добродетелей» начинается с самого раннего детства. Сначала родители закладывают важную основу, затем педагоги продолжают формировать нравственные ценности. Детей надо научить любить ближнего человека как самого себя. Нельзя делать детей игрушками своего настроения. Поэтому родителям и педагогам следует развивать свои навыки саморегуляции, постоянно повышать уровень своего развития и профессионализма.
Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.
Т. Гончаров
Формы работы с педагогами разнообразные: пассивные и активные.
В этом учебном году уделяется большое внимание именно формированию коммуникативных компетенций всех участников образовательных отношений:
семинар-практикум «Коммуникативные компетенции участников образовательных отношений»;
консультирование «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения» и «Коммуникативные компетенции современного педагога, как фактор успешной профессиональной деятельности»;
анкетирование «Тесты по этике и культуре межличностного и делового общения» и «Самоанализ воспитателя по эффективности взаимодействия с участниками образовательных отношений»;
тренинги по укреплению благоприятного микроклимата групп;
школа молодого воспитателя «Детские игры жестов для гармоничного общения»;
флештренинги «Активизация эффективных способов взаимодействия»;
индивидуальные мастер-классы по применению конструктивных методов взаимодействия;
индивидуальные релаксационные сеансы по формированию «самопомощи» в темной сенсорной комнате «Волшебный мир» и с использованием арт-терапии.
Индивидуальный план профессионального развития педагога, который ведется педагогами уже на протяжении нескольких лет, помогает воспитателям самостоятельно проанализировать свои результаты и ориентирует их на достижение дальнейших целей.
Все пассивные и активные формы работы с педагогами учреждения, с родителями воспитанников способствуют активизации репродуктивной мыслительной деятельности, обеспечивают интенсивное развитие коммуникативных компетенций.
Источники
Интернет ресурс:
1. Цитаты о воспитании и воспитателях.
http://novikova.pav8.caduk.ru/p25aa1.html
2. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
3. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал.
Колышкина Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кияйкина Наталья Федоровна
Виктория Александровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна