Статья «Формирование коммуникативной компетентности школьников с использованием Google-документов в модели "1 ученик : 1 компьютер" (на уроках английского языка)»
Формирование коммуникативной компетентности школьников с использованием Google-документов в модели “1 ученик : 1 компьютер”
(на уроках английского языка)
Устинова Марина Валентиновна, учитель английского языка МБОУ СОШ №10 «Успех»
В современной системе образования использование информационно-коммуникационных технологий как инструмента, повышающего эффективность обучения, неоспорима. При этом информационные технологии повсеместно используются для поддержки традиционной системы образования. Но сегодня в распоряжении педагога появились новые, совершенно уникальные инструментальные средства. Акцент хочется сделать на “облачных технологиях”.
В частности, всем пользователям сети, имеющим аккаунт на www.google.com, предоставляется доступ к бесплатному онлайн-офису, включающему в себя текстовый, табличный процессор, сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена. В начале 2010 года Google предоставил возможность хранения и совместного использования любых типов файлов (в том числе видеороликов) с помощью сервиса Google Docs.
Это веб-ориентированное программное обеспечение, работающее без инсталляции на компьютер пользователя (достаточно браузера!). Документы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google. Это одно из ключевых преимуществ электронного офиса, так как доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету (при этом доступ защищён паролем).
Очевидны неоспоримые преимущества использования Google-документов.
Во-первых, доступ к одному и тому же информационному ресурсу с различных устройств, подключенных к сети интернет.
Во-вторых, открывая документ (таблицу, тестовый документ, рисунок, форму, сайт, блог...) для доступа школьникам, мы создаем уникальные возможности для организации совместной деятельности.
Эти преимущества облачных технологий позволяют качественно иначе выстроить и домашнюю, и классную работу учащихся. В большей степени эти преимущества реализуются в модели “1 ученик : 1 компьютер”.
Как отмечает Б.Ярмахов, “переход к модели «1 ученик : 1 компьютер» является одной из наиболее радикальных образовательных инноваций. То, что по времени она совпала с началом третьего тысячелетия — совсем не случайно. Пришло время глубокого анализа современной нам педагогической реальности и критического обращения к основам образовательной парадигмы, на которой построена современная школа. Модель «1 ученик : 1 компьютер» является своеобразным катализатором, позволяющим оценить состояние школы и определить точки, в которых может быть начато движение к образованию, соответствующему требованиям и задачам XXI века” [1].
Разработка и внедрение образовательных решений в рамках модели «1 ученик : 1 компьютер» “являются одной из наиболее актуальных задач современного образования. Характерно то, что в наше время мы наблюдаем целый ряд проектов во всем мире, связанных с внедрением модели «1:1». При этом и формы, которые может приобретать национальная образовательная система, и мотивация участников проектов такого рода могут весьма различаться” [1].
В частности, педагоги нуждаются в примерах заданий деятельностного типа, ориентированных на формирование планируемых в новых Федеральных образовательных стандартах результатов (личностных, предметных и метапредметных).
Проведем анализ такого типа задания. В частности, наиболее распространенным типом задания открытого типа является написание развернутого высказывания с элементами рассуждения (эссе) с использованием Google -таблицы.
Виды деятельности: информационно-аналитическая, творческая, продуктивная.
Предметные результаты: формирование навыков письменной коммуникации.
Личностные результаты: учащиеся получат мотивацию к изучения иностранного языка через организацию активной познавательной деятельности с использованием облачных технологий Google.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД
учащиеся смогут реализовать свой потенциал посредством включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
научатся работать в группе: с уважением относится к партнерам (адекватное межличностное восприятие);
понимать возможности разных точек зрения;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы -учащиеся научатся работать с планом-моделью, строить логические рассуждения, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение выбирать убедительную аргументацию, уточняющую и углубляющую собственную позицию;
сформируют ИКТ-компетенции
В частности, учащимся предлагается написать в Google-документе развернутое высказывание с элементами рассуждения –эссе, на тему “Some people enjoy living in big cities but others find such a lifestyle really harmful “. What is your opinion?
Высказывание пишется по заданному плану (модели). Каждый член группы записывает свои идеи в таблице Google. Клетка таблицы – пункт плана или абзац эссе.
В графу А ученик заносит свою фамилию.
Графа В – постановка проблемы (излагает проблему своими словами).
В графе С – излагает собственную точку зрения на проблему.
В графе D излагает точку зрения своих оппонентов.
В графе Е делает вывод-свое мнение по проблеме.
Учитель добавляет в таблицу свои комментарии. На уроке учащиеся работают со словами-связками (link words), обсуждают все аргументы высказывания и заносят в таблицу окончательную версию развернутого высказывания. Предложенная тема носит проблемный характер, содержит явное противопоставление двух точек зрения. Работа в Google таблице позволяет увидеть аргументы всех учащихся группы, согласится с ними или опровергнуть.
Написание сочинения в таблице позволяет сразу же разбить эссе на абзацы, то есть отрабатывается правильная организация текста. Комментарии, которые учитель оставляет в Google-таблице, наводит учащихся на размышления. Так как учащиеся видят все аргументы высказываний, они вовлечены в обсуждение.
Письменное высказывание с элементами рассуждения оценивается по пяти критериям:
• решение коммуникативной задачи (содержание) - макс. 3 балла
• организация текста – макс. 3 балла
• лексика – макс. 3 балла
• грамматика – макс. 3 балла
• орфография и пунктуация – макс. 2 балла
Максимальное кол-во баллов для оценки письма - 14.
Пример выполнения учащимися данного упражнения:
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Apvp-4M_VvbldHIzTFhncHVvcXQtT3g1UV8tVDBXeWc#gid=0
Практика работы на уроках показала, что с помощью Google-таблиц можно отрабатывать все виды письменных работ в 10-11 классах: доклады в стенгазету, литературные эссе, сочинения с аргументацией “за”-”против”. Все эти письменные работы имеют четкую структуру (деление на абзацы), которая формируется благодаря именно таблице. Еще один пример письменной работы Personal Profile
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Apvp-4M_VvbldGJMM3BULTlLZ2N4VGFXc180Z0lya2c#gid=0
Таким образом, Google-документы создают возможность организации совместной продуктивной деятельности школьников. Теперь можно создавать коллективные документы, карты, сайты, ведем блоги... И сегодня мы увлечены сотворчеством. И учителя, и учащиеся...
Обучение, действительно, становится личностноориентированным. Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого ученика, сделать его вклад весомым, что, естественно, влияет на самооценку школьника, служит мотивом для саморазвития... Тем не менее, существующий опыт практической реализации модели “1 ученик : 1 компьютер” показывает необходимость разработки дидактического обеспечения для сопровождения образовательного процесса на разных ступенях образования и для различных предметных областей.
Литература:
Борис Ярмахов. “1 ученик : 1 компьютер”. Образовательная модель мобильного обучения. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://edugalaxy.intel.ru/assets/pdf/YarmakhovBB_Book_148x210_v5_5LR.PDF?stats=saved