12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ГазизуллинаАР36

УДК 371.8

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ XXI ВЕКА (SOFT SKILLS)

C ПРИМЕНЕНИЕМ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПО


Газизуллина Альбина Ринатовна, к.ф.н., преподаватель

ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»

E-mail: albina.gazizullina@ktet.ru

Чернеев Николай Александрович, преподаватель

ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»

E-mail: nikolai.cherneev@ktet.ru

Аннотация: Статья посвящена вопросу формирования компетенций XXI века (soft skills) на примере организации внеурочной деятельности по общеобразовательным дисциплинам в СПО. Демонстрируется значимость общих компетенций (soft skills) для профессиональной успешности и построения карьеры, для развития человеческого капитала организации, отрасли, страны. В качестве основы взяты стандарты WorldSkills, которые сделают процесс обучения связанным с реальным проектом формирования общих и профессиональных компетенций. В статье представлены критерии оценивания работ, баллы и пример.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, СПО, WorldSkills, общие компетенции, общеобразовательные дисциплины.


Сегодня стандарты WorldSkills - неотъемлемая часть образовательного процесса СПО в Казанском торгово-экономическом техникуме. В настоящее время мы являемся главным средним специальным учебным заведением торгово-экономического профиля и готовим специалистов для сферы торговли, общественного питания и иных отраслей экономики. Наши студенты пробуют свои силы и на чемпионатах WorldSkills по различным компетенциям: Туризм, Ресторанный сервис, Парикмахерское искусство, Фотография, Флористика, Визуальный мерчендайзинг и т.д. (более 20 компетенций).

Наше включение в это движение позволило привнести стандарты WorldSkills и в преподавание общеобразовательных предметов (проведение семинаров, практикумов, конференций, диспутов, внеклассных мероприятий, нестандартных уроков и т.д.) с оценкой результатов по критериям профессионального конкурса WorldSkills, которые состоят из объективных (презентация ответов на вопросы, задания и т.д.) и субъективных показателей (креативность и оригинальность подхода при презентации ответов; умение работать в команде; оценка продуктивности использования выделенного времени; культура речи, смысловое единство и логика выступления; аргументированное изложение собственной позиции), использованием тулбоксов.

Нельзя не отметить, что выполнение заданий по стандартам WorldSkills делает процесс обучения связанным с реальным проектом формирования общих (soft skills), компетенций XXI века, и профессиональных компетенций. Значимость soft skills для построения карьеры, для развития человеческого ресурса предприятия, той или иной области (сферы производства), государства явна для всех. Это такие компетенции, как: «решение проблем и принятие решений» (диагностика проблем; формирование собственного мнения и принятие (выбор) решения, в том числе декомпозиция целей, определение задач, моделирование, прогнозирование, планирование деятельности и т.д.), «работа с информацией» (поиск и анализ информации, использование ИКТ; преобразование и создание информации; обмен информацией (деловая коммуникация)), «работа в команде и управление людьми», self-менеджмент (работа в условиях изменений, самоорганизация и самоконтроль; профессиональное развитие и карьера и т.д.).

В ходе проведения событий с включением стандартов WorldSkills вырабатываются качества, необходимые для формирования успешности в обучении, в карьере, на чемпионате: организованность, собранность, способность организовать пространство и время, коммуникативность и целеустремленность; умение адекватно оценивать свои возможности; практический опыт решения поставленных задач и самостоятельного принятия решений; соревновательный дух и желание стать успешнее и лучше других.

Так, по дисциплине «Литература» нестандартные уроки нередко проводятся в виде соревнований по стандартам WorldSkills (на материале биографий писателей, их творчества, литературных произведений). Приведем пример интегрированного внеклассного мероприятия в форме литературно-правового квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского), продемонстрируем разработанные критерии оценивания, тулбоксы к заданиям.

Цели мероприятия следующие:

- образовательные: обобщить знания по изученному роману; сформировать понятия «правонарушение», «преступление» с использованием статей УК РФ (на примере данного произведения) и представления доказательств по разбираемому делу;

- развивающие: сформировать умения работы с нормативно-правовыми актами (Уголовный кодекс РФ), аргументировать своё мнение, доказывать свою точку зрения, правильно формулировать вопросы, обобщать, делать выводы.

- воспитательные: сформировать понимание права, свободы, закона, как ценности уважительного отношения к правовому регулированию общественных отношений; понимание о обязанностях перед законом, за неисполнение которых, любой человек несет ответственность; понятий гуманизм, совесть и т.д.

Задачи мероприятия: внедрить инновационные технологии и формы работы с учащимися во внеурочной деятельности в условиях требования ФГОС ООО; привлечь учащихся к чтению классической русской литературы; закрепить умение работать с первоисточниками и несколькими источниками информации («Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года» и УК РФ); апробировать оценивание результатов по стандартам WorldSkills.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

II. Актуализация полученных знаний.

А) Разминка перед началом квеста (задаются вопросы по содержанию романа «Преступление и наказание» для актуализации знаний, за каждый правильный ответ команды получают по 0,5 б., что отражается в таблице критериев по стандартам WS). Например: 1) В каком веке написан роман «Преступление и наказание»? 2) Кто является автором романа? 3) Какому литературному направлению принадлежит роман? 4) Как зовут главного героя?

Б) «Мозговой штурм». Анализ понятий «преступление», «наказание» (оценка ответов по субъективным критериям, представленным в таблице).

III. Работа с источниками («Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года» и УК РФ). За каждый точный и полный ответ команды получают по 1 баллу.

Задание № 1. Работа с «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных». Учащимся необходимо ответить на следующие вопросы: 1) Как Уложение трактует понятие «преступление»? 2) Какие виды наказаний были предусмотрены Уложением? 3) Какие уголовные наказания были предусмотрены Уложением?

Преподаватель: А теперь давайте обратимся к современному законодательству. УК РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.

1) Как трактует понятие преступления УК РФ?

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (статья 14 УК РФ).

2) Из трактовки понятия «ПРЕСТУПЛЕНИЯ» мы можем выделить признаки: 1) виновность (формы вины – умысел и неосторожность); 2) общественная опасность (причинение вреда всему обществу или отдельным его гражданам); 3) противоправность (запрещенность уголовным законом); 4) наказуемость.

3) Любое преступление имеет свой состав, который включает в себя…?

1) объект преступления (общественные отношения, охраняемые уголовным законом); 2) субъект преступления (тот, кто совершил деяние, запрещенное уголовным законом); 3) объективная сторона преступления (характеристика самого деяния – действия или бездействия, последствия деяния (ущерб)); 4) субъективная сторона преступления (психическая деятельность лица в процессе совершения преступления, характеризуемая мотивом, целью и виной).

Задание № 2. По вышеуказанной схеме проанализировать состав преступления Раскольникова.

Задание № 3. Квалифицируйте преступление Раскольникова по ст.105 УК.

Задание № 4. Назовите отягчающие и смягчающие обстоятельства преступления Раскольникова.

Задание № 5. Попытайтесь определить, какое наказание получил бы Раскольников в соответствие с УК РФ, если бы подобное преступление было совершено в наши дни. Необходимо использовать главу 105 УК РФ.

IV. Проведение литературного квеста.

Квест состоит из двух этапов. Вначале участникам необходимо выявить преступников в романе и наказание за содеянное ими. Преподавателями создается презентация-шифровка, где на каждом слайде даются ключевые позиции по героям (фрагмент из романа, например, описание, портрет; номер статьи УК РФ); на столах лежат тулбоксы (фото героев и статьи из УК РФ). Учащиеся должны отгадать засекреченного героя, подобрать статью, по которой его можно наказать. За каждый правильный ответ они могут получить по 1 баллу.

На 2 этапе участникам необходимо ответить письменно на вопросы. За каждый ответ по 1 баллу. Примеры вопросов: 1) Роль Петербурга в романе «Преступление и наказание»? (роль соучастника преступления); 2) Смысл названия романа «Преступление и наказание»? (неотвратимость наказания за совершенное преступление); 3) По какому Уголовному кодексу был осужден Раскольников? («Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года») и т.д.

По окончании жюри-эксперты подсчитывают баллы (согласно разработанным оценочным листам (объективные и субъективные показатели), которые продемонстрированы в приложении 1) и объявляют победителей квеста.

Приложение 1. Оценочные листы ответов команд

Критерий оценки

O/J

Аспект

Макс.балл

К 1

К 2

Презентация ответов на вопросы разминки

О

Правильный ответ на вопрос 1

0,5



О

Правильный ответ на вопрос 2

0,5



О

Правильный ответ на вопрос 3 и т.д.

0,5



Презентация ответов на вопросы литературного квеста

О

Полный и точный ответ на вопрос 1

1,0



О

Полный и точный ответ на вопрос 2

1,0



О

Полный и точный ответ на вопрос 3 и т.д.

1,0



Презентация ответов на вопросы по заданиям №1, 2 и т.д.

О

Полный и точный ответ на вопрос 1

1,0



О

Полный и точный ответ на вопрос 2

1,0



О

Полный и точный ответ на вопрос 3 и т.д.

1,0



Креативность и оригинальность подхода при презентации ответов

J

Креативность и оригинальность

не представлены.

0



J

Презентация ответов

недостаточно оригинальна.

1



J

Презентация ответов креативна

и оригинальна.

2



Умение работать в команде

J

Участники работают

индивидуально, командная

работа отсутствует.

0



J

Слабое взаимодействие в команде.

1



J

Слаженная командная работа.

2



Оценка продуктивности использования выделенного времени

J

Выделенное время использовано с

низкой эффективностью, частично

не уложились.

1



J

Выделенное время использовано

с максимальной продуктивностью.

2



Культура речи, смысловое единство и логика выступления

J

Отсутствие культуры речи,

смыслового единства и логики выступления.

0



J

Выступление в целом логично, но не в полном объеме структурировано по смыслу, соблюдены базовые этико-речевые нормы.

1



J

Высокий уровень культуры речи, выступление имеет единый стиль, смысл, логику.

2



Аргументированное изложение собственной позиции

J

Аргументированное изложение собственной позиции отсутствует.

0



J

Участники приводят доводы и собственную позицию, но не в полной мере.

1



J

Высокий уровень обоснования и аргументации в изложении собственной позиции.

2



Таким образом, занятия, разработанные с включением стандартов WorldSkills, репрезентируют важность общих компетенций. Выработанные компетенции на первом курсе станут фундаментом в профессиональной деятельности.


Список литературы


Достоевский Ф.М. Преступление и наказание : [Роман] / Ф. М. Достоевский; [Вступ. ст. К. Тюнькина, с. 3-26]. - Куйбышев : Кн. изд-во, 1983. - 559 с.;

Методические материалы по профессии «Специалист по гостеприимству» с учетом стандарта Ворлдскиллс Россия по компетенции «Туризм». – Серпухов, 2018;

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (дата обращения: 15.12.2020);

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года [Электронный ресурс] // URL: http://museumreforms.ru/node/13654 (дата обращения: 15.12.2020).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.