Формирование компетенций XXI века (Soft skills) с применением стандартов Worldskills во внеурочной деятельности СПО
УДК 371.8
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ XXI ВЕКА (SOFT SKILLS)
C ПРИМЕНЕНИЕМ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПО
Газизуллина Альбина Ринатовна, к.ф.н., преподаватель
ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»
E-mail: albina.gazizullina@ktet.ru
Чернеев Николай Александрович, преподаватель
ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»
E-mail: nikolai.cherneev@ktet.ru
Аннотация: Статья посвящена вопросу формирования компетенций XXI века (soft skills) на примере организации внеурочной деятельности по общеобразовательным дисциплинам в СПО. Демонстрируется значимость общих компетенций (soft skills) для профессиональной успешности и построения карьеры, для развития человеческого капитала организации, отрасли, страны. В качестве основы взяты стандарты WorldSkills, которые сделают процесс обучения связанным с реальным проектом формирования общих и профессиональных компетенций. В статье представлены критерии оценивания работ, баллы и пример.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, СПО, WorldSkills, общие компетенции, общеобразовательные дисциплины.
Сегодня стандарты WorldSkills - неотъемлемая часть образовательного процесса СПО в Казанском торгово-экономическом техникуме. В настоящее время мы являемся главным средним специальным учебным заведением торгово-экономического профиля и готовим специалистов для сферы торговли, общественного питания и иных отраслей экономики. Наши студенты пробуют свои силы и на чемпионатах WorldSkills по различным компетенциям: Туризм, Ресторанный сервис, Парикмахерское искусство, Фотография, Флористика, Визуальный мерчендайзинг и т.д. (более 20 компетенций).
Наше включение в это движение позволило привнести стандарты WorldSkills и в преподавание общеобразовательных предметов (проведение семинаров, практикумов, конференций, диспутов, внеклассных мероприятий, нестандартных уроков и т.д.) с оценкой результатов по критериям профессионального конкурса WorldSkills, которые состоят из объективных (презентация ответов на вопросы, задания и т.д.) и субъективных показателей (креативность и оригинальность подхода при презентации ответов; умение работать в команде; оценка продуктивности использования выделенного времени; культура речи, смысловое единство и логика выступления; аргументированное изложение собственной позиции), использованием тулбоксов.
Нельзя не отметить, что выполнение заданий по стандартам WorldSkills делает процесс обучения связанным с реальным проектом формирования общих (soft skills), компетенций XXI века, и профессиональных компетенций. Значимость soft skills для построения карьеры, для развития человеческого ресурса предприятия, той или иной области (сферы производства), государства явна для всех. Это такие компетенции, как: «решение проблем и принятие решений» (диагностика проблем; формирование собственного мнения и принятие (выбор) решения, в том числе декомпозиция целей, определение задач, моделирование, прогнозирование, планирование деятельности и т.д.), «работа с информацией» (поиск и анализ информации, использование ИКТ; преобразование и создание информации; обмен информацией (деловая коммуникация)), «работа в команде и управление людьми», self-менеджмент (работа в условиях изменений, самоорганизация и самоконтроль; профессиональное развитие и карьера и т.д.).
В ходе проведения событий с включением стандартов WorldSkills вырабатываются качества, необходимые для формирования успешности в обучении, в карьере, на чемпионате: организованность, собранность, способность организовать пространство и время, коммуникативность и целеустремленность; умение адекватно оценивать свои возможности; практический опыт решения поставленных задач и самостоятельного принятия решений; соревновательный дух и желание стать успешнее и лучше других.
Так, по дисциплине «Литература» нестандартные уроки нередко проводятся в виде соревнований по стандартам WorldSkills (на материале биографий писателей, их творчества, литературных произведений). Приведем пример интегрированного внеклассного мероприятия в форме литературно-правового квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского), продемонстрируем разработанные критерии оценивания, тулбоксы к заданиям.
Цели мероприятия следующие:
- образовательные: обобщить знания по изученному роману; сформировать понятия «правонарушение», «преступление» с использованием статей УК РФ (на примере данного произведения) и представления доказательств по разбираемому делу;
- развивающие: сформировать умения работы с нормативно-правовыми актами (Уголовный кодекс РФ), аргументировать своё мнение, доказывать свою точку зрения, правильно формулировать вопросы, обобщать, делать выводы.
- воспитательные: сформировать понимание права, свободы, закона, как ценности уважительного отношения к правовому регулированию общественных отношений; понимание о обязанностях перед законом, за неисполнение которых, любой человек несет ответственность; понятий гуманизм, совесть и т.д.
Задачи мероприятия: внедрить инновационные технологии и формы работы с учащимися во внеурочной деятельности в условиях требования ФГОС ООО; привлечь учащихся к чтению классической русской литературы; закрепить умение работать с первоисточниками и несколькими источниками информации («Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года» и УК РФ); апробировать оценивание результатов по стандартам WorldSkills.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
II. Актуализация полученных знаний.
А) Разминка перед началом квеста (задаются вопросы по содержанию романа «Преступление и наказание» для актуализации знаний, за каждый правильный ответ команды получают по 0,5 б., что отражается в таблице критериев по стандартам WS). Например: 1) В каком веке написан роман «Преступление и наказание»? 2) Кто является автором романа? 3) Какому литературному направлению принадлежит роман? 4) Как зовут главного героя?
Б) «Мозговой штурм». Анализ понятий «преступление», «наказание» (оценка ответов по субъективным критериям, представленным в таблице).
III. Работа с источниками («Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года» и УК РФ). За каждый точный и полный ответ команды получают по 1 баллу.
Задание № 1. Работа с «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных». Учащимся необходимо ответить на следующие вопросы: 1) Как Уложение трактует понятие «преступление»? 2) Какие виды наказаний были предусмотрены Уложением? 3) Какие уголовные наказания были предусмотрены Уложением?
Преподаватель: А теперь давайте обратимся к современному законодательству. УК РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.
1) Как трактует понятие преступления УК РФ?
Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (статья 14 УК РФ).
2) Из трактовки понятия «ПРЕСТУПЛЕНИЯ» мы можем выделить признаки: 1) виновность (формы вины – умысел и неосторожность); 2) общественная опасность (причинение вреда всему обществу или отдельным его гражданам); 3) противоправность (запрещенность уголовным законом); 4) наказуемость.
3) Любое преступление имеет свой состав, который включает в себя…?
1) объект преступления (общественные отношения, охраняемые уголовным законом); 2) субъект преступления (тот, кто совершил деяние, запрещенное уголовным законом); 3) объективная сторона преступления (характеристика самого деяния – действия или бездействия, последствия деяния (ущерб)); 4) субъективная сторона преступления (психическая деятельность лица в процессе совершения преступления, характеризуемая мотивом, целью и виной).
Задание № 2. По вышеуказанной схеме проанализировать состав преступления Раскольникова.
Задание № 3. Квалифицируйте преступление Раскольникова по ст.105 УК.
Задание № 4. Назовите отягчающие и смягчающие обстоятельства преступления Раскольникова.
Задание № 5. Попытайтесь определить, какое наказание получил бы Раскольников в соответствие с УК РФ, если бы подобное преступление было совершено в наши дни. Необходимо использовать главу 105 УК РФ.
IV. Проведение литературного квеста.
Квест состоит из двух этапов. Вначале участникам необходимо выявить преступников в романе и наказание за содеянное ими. Преподавателями создается презентация-шифровка, где на каждом слайде даются ключевые позиции по героям (фрагмент из романа, например, описание, портрет; номер статьи УК РФ); на столах лежат тулбоксы (фото героев и статьи из УК РФ). Учащиеся должны отгадать засекреченного героя, подобрать статью, по которой его можно наказать. За каждый правильный ответ они могут получить по 1 баллу.
На 2 этапе участникам необходимо ответить письменно на вопросы. За каждый ответ по 1 баллу. Примеры вопросов: 1) Роль Петербурга в романе «Преступление и наказание»? (роль соучастника преступления); 2) Смысл названия романа «Преступление и наказание»? (неотвратимость наказания за совершенное преступление); 3) По какому Уголовному кодексу был осужден Раскольников? («Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года») и т.д.
По окончании жюри-эксперты подсчитывают баллы (согласно разработанным оценочным листам (объективные и субъективные показатели), которые продемонстрированы в приложении 1) и объявляют победителей квеста.
Приложение 1. Оценочные листы ответов команд
Критерий оценки | O/J | Аспект | Макс.балл | К 1 | К 2 |
Презентация ответов на вопросы разминки | О | Правильный ответ на вопрос 1 | 0,5 | | |
О | Правильный ответ на вопрос 2 | 0,5 | | | |
О | Правильный ответ на вопрос 3 и т.д. | 0,5 | | | |
Презентация ответов на вопросы литературного квеста | О | Полный и точный ответ на вопрос 1 | 1,0 | | |
О | Полный и точный ответ на вопрос 2 | 1,0 | | | |
О | Полный и точный ответ на вопрос 3 и т.д. | 1,0 | | | |
Презентация ответов на вопросы по заданиям №1, 2 и т.д. | О | Полный и точный ответ на вопрос 1 | 1,0 | | |
О | Полный и точный ответ на вопрос 2 | 1,0 | | | |
О | Полный и точный ответ на вопрос 3 и т.д. | 1,0 | | | |
Креативность и оригинальность подхода при презентации ответов | J | Креативность и оригинальность не представлены. | 0 | | |
J | Презентация ответов недостаточно оригинальна. | 1 | | | |
J | Презентация ответов креативна и оригинальна. | 2 | | | |
Умение работать в команде | J | Участники работают индивидуально, командная работа отсутствует. | 0 | | |
J | Слабое взаимодействие в команде. | 1 | | | |
J | Слаженная командная работа. | 2 | | | |
Оценка продуктивности использования выделенного времени | J | Выделенное время использовано с низкой эффективностью, частично не уложились. | 1 | | |
J | Выделенное время использовано с максимальной продуктивностью. | 2 | | | |
Культура речи, смысловое единство и логика выступления | J | Отсутствие культуры речи, смыслового единства и логики выступления. | 0 | | |
J | Выступление в целом логично, но не в полном объеме структурировано по смыслу, соблюдены базовые этико-речевые нормы. | 1 | | | |
J | Высокий уровень культуры речи, выступление имеет единый стиль, смысл, логику. | 2 | | | |
Аргументированное изложение собственной позиции | J | Аргументированное изложение собственной позиции отсутствует. | 0 | | |
J | Участники приводят доводы и собственную позицию, но не в полной мере. | 1 | | | |
J | Высокий уровень обоснования и аргументации в изложении собственной позиции. | 2 | | |
Таким образом, занятия, разработанные с включением стандартов WorldSkills, репрезентируют важность общих компетенций. Выработанные компетенции на первом курсе станут фундаментом в профессиональной деятельности.
Список литературы
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание : [Роман] / Ф. М. Достоевский; [Вступ. ст. К. Тюнькина, с. 3-26]. - Куйбышев : Кн. изд-во, 1983. - 559 с.;
Методические материалы по профессии «Специалист по гостеприимству» с учетом стандарта Ворлдскиллс Россия по компетенции «Туризм». – Серпухов, 2018;
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (дата обращения: 15.12.2020);
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года [Электронный ресурс] // URL: http://museumreforms.ru/node/13654 (дата обращения: 15.12.2020).