Формирование культуры речи в начальной школе

2
0
Материал опубликован 2 July в группе

Е.В.Каретина

Вопросы формирования культуры речи в начальной школе

Язык-достояние народа, но не такое, которое можно положить в сундук и любоваться им время от времени: отражая наши достоинства, язык не менее ярко показывает и все наши беды. Известны исследования в этой области современных учёных: Л.К.Граудина, О.Л.Дмитриевой, Н.В.Новиковой, Е.Н.Ширяева, А.И.Соколовской, Р.Г.Сыздыковой и других. Известный писатель Александр Куприн когда-то писал: « Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Каждый учитель начальной школы знает, как сложно и проблемно выполнить одну из основных задач, стоящих перед педагогами- грамотно сформировать культуру речи младшего школьника. Причин тому немало. К ним относятся: недостаточная лексическая готовность детей к школе, « засоренность» жаргонизмами речи ребёнка, недостаточная сформированность культуры речи в семье, недостаточность мыслительных процессов и влияние иностранных слов и сленгов.

Рассмотрим подробнее первую причину:

Практический опыт работы в школе помог выявить следующие обязательные компоненты, характеризующие лексическую готовность ребёнка к школе. К ним относятся:

1.Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.

2.Умение употреблять различные части речи точно по смыслу.

3.Грамматически правильно строить сложные распространённые предложения.

4.Использовать в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения.

5.Умение отвечать на вопросы и задавать их.

6.Умение составлять рассказы по плану, предложенному взрослыми.

7.Строить связный рассказ по сюжетной картинке.

8.Умение находить лишний предмет и давать ответ, почему он лишний.

9.Умение правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях( в ,над, по, на, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.)

После проведения диагностики в первом классе в начале учебного года выявлен низкий уровень развития речи и недостаточный словарный запас.

Следующая причина несформированности культуры речи младшего школьника заключается в так называемой «засоренности» жаргонизмами речи ребёнка. Сегодня жаргон школьников - это объективная реальность. Считается, что использование жаргонизмов детьми в школе - это так называемая «детская болезнь». Причём, количество жаргонных слов, употребляемых в школе, заметно отличается от их количества во внеурочное время: в школе 60% от общей лексики; вне школы: 80% от общей лексики.

Наиболее часто употребляемые из них помогли выявить наиболее распространённые жаргонизмы:

Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, дискач, шара, халява, крышка, видос, капец, пранк, скуф, треш, токсик, ноут.

Глаголы:отвали,отвянь,не свисти, гонишь, забьём, заколебал, задолбал, обломать, прикинь,офигел,зашибись,приколись, чилить, рофлить,флексить, хейтить, юзать.

Наречия:клёво,офигенно,прикольно,отстойно,влом,параллельно,сине-фиолетово.

Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, ё-моё, Ёлы-палы, блин-даёшь, ни фига себе, я не в курсах.

Выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:

Наименование людей по качеству их характера: овца, козёл, лох, тормоз, шестёрка, ботаник, дятел, дебил.

Наименование людей по родству: предки, пахан, мутер, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша.

Пища и процесс её поглощения: хавать, хавчик.

Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик.

Наименование людей по профессии : мент, бомжара, водила, училка, врачиха.

Деньги: бабло, капуста, зелень.

Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

При беседе с младшими школьниками об употреблении жаргонизмов выявлено, что меньший процент детей считают, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзей; больший процент, что нуждаются в них для связки слов и в равной мере, что это модно и, что жаргон помогает преодолеть недостаток слов.

Третья причина заключается в недостаточной сформированности культуры речи в семье. В формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. В результате общения с родителями к 6-7 годам ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребёнка в результате приобретения им новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Родители должны помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Как помочь ребёнку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими - задача просветительской работы учителя, потому что только в результате совместных усилий с родителями ребёнок научится правильно говорить. Родители также должны знать, что в этом возрасте обладает таким особенным личностным свойством, как сензитивность, то есть способностью поглощать всю окружающую информацию. Именно этот возрастной период благоприятен для формирования лексической культуры.

Четвёртая причина заключается в недостаточной сформированности мыслительных процессов у младшего школьника. По своему значению речь имеет полифункциональный характер. Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но формулируя её, мы её формируем, т.е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство на основе общественной практики. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Чем лучше продумана мысль, тем более чётко и ясно она выражается в словах, в речи.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что недостаточная сформированность мыслительных процессов является одной из причин несформированности культуры речи

Средства массовой информации, телевидение, пресса, соцсети усиливают влияние иностранных слов и сленгов на развитие культуры речи младших школьников. Сленг являет собой срез речевой культуры и является ещё одной причиной несформированности культуры речи в начальных классах. Сленг-«это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартной речи. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов,о которых говорят в повседневной жизни». Некоторые исследователи полагают, что термин «сленг» применяется у нас в двух значениях: или как синоним жаргона (но применительно к англоязычным странам),или как совокупность жаргонных слов, жаргонных значений и общеизвестных слов, жаргонных словосочетаний, принадлежащих по происхождению к разным жаргонам и ставших, если не общеупотребительными, то понятными достаточно широкому кругу говорящих на русском языке.

И.Р.Галперин в своей статье «О термине «сленг»»,ссылаясь на неопределённость этой категории, вообще отрицает её существование. Его аргументация основана на результатах исследований английских учёных-лексикографов, главным образом, на их опыте в составлении словарей английского языка, которые показали, что одно и то же слово в различных словарях имеет различное лингвистическое признание; одно и тоже даётся с пометкой «сленг», «просторечие» или без помет совсем, что свидетельствует о соответствии литературной норме языка. И.Р.Гальперин не допускает существования сленга в качестве отдельной самостоятельной категории, предлагая термин «сленг» использовать в качестве синонима английского эквивалента жаргона. То есть сленг-это слова, которые пришли к нам из других языков и,в основном, эти слова относятся к жаргонизмам. Дети считают их модными и нужными для связи слов при построении своей речи. Таким образом, сленг отрицательно влияет на формирование культуры речи младшего школьника, поскольку это слова, которые рассматриваются как нарушение норм речи.

Рассмотренные нами причины являются предметом для их рассмотрения и активной работы учителя в процессе формирования культуры речи младших школьников.

С.Я Маршак писал: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас,- с придачей некоторого количества новых, - будут служить многие столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений».

Каретина Елена Валерьевна

МБОУ «Новолядинская СОШ»

​​​​​​​ учитель-логопед

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.