Формирование понятий на уроках физической культуры в начальной школе
Формирование понятий на уроках физкультуры в начальной школе
В настоящее время в общем образовании введены новые образовательные стандарты. Они в корне изменяют принципы организации педагогического процесса, так как в основание образования положен системно-деятельностный подход, вместо знаниевого. Это повлекло за собой и изменение содержания образования (содержанием обучения становится опыт практической деятельности), методов (предпочтение отдаётся продуктивным методам обучения: исследовательскому, проектному, эвристическому).
В связи с этим, педагоги общеобразовательной школы испытывают затруднения в реализации требований стандарта по причине новизны проекта, предполагающего изменение наработанных годами методик общего образования. В связи с этим, исследование, направленное на решение проблемы формирования учебных компетенций, является актуальной темой, так как, как показано в литературном обзоре, в физической культуре не представлены работы, в которых бы освоение теоретических знаний происходило в деятельностной парадигме.
Таким образом, в современной педагогической науке и образовательной практике сложилось противоречие между новыми образовательными стандартами в общем образовании и системой преподавания физической культуры.
Таким образом, объективная потребность в разработке основных подходов к преподаванию физической культуры в соответствии с новыми образовательными стандартами предопределили выбор темы моего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы принципы и психолого-педагогические условия формирования понятий у школьников в технологии, в основе которой лежит системно-деятельностный подход.
В соответствии с обозначенной проблемой была поставлена следующая цель исследования: разработать способы действий участников образовательного процесса, обеспечивающие формирование понятий учеников начальной школы.
Объект исследования – учебный процесс по физической культуре в начальной школе.
Предмет исследования – формирование понятий у школьников в процессе занятий физической культурой.
Задачи:
выявить современные подходы к проблеме формирования понятий как компонента содержания образования.
разработать методику формирования понятий у учеников начальной школы.
проверить в педагогическом эксперименте эффективность разработанной методики.
Ведущая идея исследования исходит из выстраивания действий по формированию понятий в следующей последовательности: сначала у каждого ученика определяется зона актуального развития, затем в условиях коллективно-распределённой деятельности они совершенствуют свои понятия, далее – идёт сравнение разработанных понятий с культурно-историческим аналогом и заканчивается работа созданием совокупного образовательного продукта – определения понятия.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования понятий будет результативным, если он выстроится в русле ведущей идеи исследования.
Общая методология исследования базируется на важнейших положениях философской и педагогической антропологии: о деятельностной и творческой сущности человека, целостности его личности, учении о человеке как субъекте, личности, индивидуальности. Исследование опирается на личностный, деятельностный, системно-целевой, компетентностный подходы.
Теоретическую базу исследования составляют труды, содержащие теории, системы, концепции, направления, разрабатываемые проблемы: учебной деятельности как особого вида социальной практики школьника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), теории педагогических инноваций, нововведений, технологий (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Б.Т. Лихачев, Э.М.Роджерс, В.А. Сластенин, и др.)
Методы исследования: ретроспективный анализ, сравнительно сопоставительный анализ, наблюдение, педагогический эксперимент. В процессе проведения эмпирического этапа исследования использовались: наблюдение, беседа, тестирование. Обработка эмпирических данных осуществлялась с использованием методов математической статистики.
Новизна исследования заключается в том, что построена модель процесса формирования у школьников понятий по гимнастике. Эта модель представлена в виде следующих структурных элементов: зона актуального развития, коллективно-распределённая деятельность, анализ существующих понятий в учебной литературе, сравнение разработанных понятий с культурно-историческим аналогом и создание совокупного образовательного продукта.
Практическая значимость исследования:
Полученные в ходе его проведения результаты содержат теоретическое и практическое обоснование обучения по физической культуре в условиях новой парадигмы образования. Научные идеи, представленные в дипломной работе, могут быть использованы в образовательном процессе по физической культуре для формирования у учеников учебных компетенций, обеспечивающих реализацию стандарта второго поколения в общем образовании.
Деятельность по формированию понятий по гимнастике была организована следующим образом. Сначала у каждого ученика определяется зона актуального развития. Для этого им предлагается написать определения: Гимнастика, акробатика, шеренга, кувырок, ходьба, прыжки, колонна, наклоны головы вперед-назад, круговые движения прямых рук вперед, наклоны туловища вправо-влево, выпады вперед, упор, наклон, равновесие.
Но, прежде всего мне нужно было разработать критерии оценивания сформированности понятий. Дело усложнилось тем, что одних каких-либо конкретных понятий в физической культуре нет. Тогда мною был проведён анализ имеющихся в литературе понятий. А критерии вырабатывались следующим образом. Из нескольких определений понятия выделялись ключевые слова, которые и становились критериями оценки. Например, для понятия «Физическая культура» такими критериями стали ключевые слова: «часть культуры», «деятельность», «физическая направленность». Если в определении студента входят данные слова и словосочетания, он получает максимум баллов – три.
Для определения процентного уровня сформированности понятия за 100 % брался максимальный результат, от которого рассчитывалось процентное соотношение фактически набранных баллов.
На следующем этапе на практических занятиях по гимнастике выяснялись существенные отношения в изучаемых двигательных действиях. В условиях коллективно-распределённой деятельности (класс делился на группы, которые занимались своими понятиями) они совершенствуют свои первоначальные понятия, далее – идёт сравнение разработанных понятий с культурно-историческим аналогом и заканчивается работа созданием совокупного образовательного продукта – понятия и его определения.
После этой работы ученики вновь диагностируются с целью выявления уровня сформированности понятий.
Нужно отметить, что в процессе работы над определениями понятий были задействованы новые ключевые слова, которые не встречаются в действующих понятиях. Поэтому в конечных определениях уровень их сформированности превышал 100 %.
До эксперимента обобщённый уровень сформированности понятий «Ходьба», «прыжки», «кувырок» и «выпад», в экспериментальной группе составлял 45 %, в контрольной – 45 %. Разница не достигала достоверно значимого уровня. После эксперимента уровень освоения понятий в экспериментальной группе повысился до 76 % (t > 3), то есть, оказался даже выше максимального. В контрольной группе увеличение произошло на 6 и составил 51 %, что статистически недостоверно( t = < 2).
С понятиями «лазание» и «выпад» ученики в процессе занятий гимнастикой не работали. Они были взяты для того, чтобы проверить предположение о возможности переноса навыков по формированию понятий на другие понятия.
Обобщённый результат по двум понятиям в экспериментальной группе до эксперимента находился на уровне 57 %, в контрольной - 56 %. В результате эксперимента уровень сформированности этих понятий повысился в экспериментальной группе до 72 %, что находится на уровне статистически значимой разницы (t > 2). Прирост в контрольной группе не составляет статистически значимую разницу (t < 2).
Таким образом:
1. За 24 урока гимнастики у школьников четвертого класса были значительно улучшены результаты в сформированности понятий, «ходьба», «прыжок», «наклон», «кувырок».
2. Навыки, образовавшиеся при формирования понятий, как показало исследование, могут применяться и для других понятий. В нашем исследовании такими понятиями были «лазание» и «выпад». Уровень сформированности их к концу эксперимента значительно увеличился.