Урок «Формирование культуры здоровья обучающихся, посредством физического воспитания» (7 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики
«Ясеновская школа №2 им. Д. В. Лазутина»
«Формирование культуры здоровья обучающихся, посредством физического воспитания»
Урок: « Закрепление техники и тактики в мини-футболе»
для обучающихся 7 класса
подготовил учитель физической культуры
Бородавка Вадим Сергеевич
.
Что из себя представляет современная
техника в футболе? Она прежде всего
направлена на борьбу с пространством и временем.
Валерий Лобановский
Раздел: футбол.
Цель: Формировать представление и знания по разделу футбол.
Тема урока: Закрепление техники и тактики в мини-футболе.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление технических действий мини-футбола (передача мяча, дриблинг, удары верхом, низом правой и левой ногой);
Закрепление тактических действий в игре мини-футбол (индивидуальные, групповые, командные) в нападении и защите, умение по объективным показателям самоконтроля оценить реакцию организма на выполняемые физические нагрузки.
Оздоровительные:
Развитие двигательных качеств (ловкость, быстрота, выносливость);
Укрепление сердца, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата.
Развивающие:
Укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств, координационных способностей;
Формирование умения общаться со сверстниками, учителем в игровой и теоретической деятельности;
Развитие умения планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям;
Развитие умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Воспитательные:
Воспитание трудолюбия, самостоятельности, решительность, настойчивость, силы воли;
Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки, чувство товарищества, с помощью игровых действий;
Формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
Планируемее результаты:
Предметные – учащиеся должны закрепить знания о технике и тактике игры в футболе.
Выполнять двигательные действия, находить ошибки, эффективно их исправлять;
Бережно обращаться с инвентарём, соблюдать требования техники безопасности.
Метапредметные - учащиеся должны уметь организовать.
Самостоятельную познавательную деятельность, способность работать в паре и в группе, согласовывать действия и находить общее решение.
Личностные– у учащихся должно формироваться ответственное отношение к собственной и групповой познавательной деятельности, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Урок должен помочь обучающимся сформировать следующие универсальные учебные действия:
Личностные УУД: определиться в значении получаемых знаний.
Познавательные УУД: формулировать познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи в ходе работы.
Коммуникативные УУД: распределить роль в совместной парной и групповой деятельности, достаточно точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, планировать свою работу, развивать практические навыки, давать оценку собственной деятельности.
Тип урока: закрепление, комбинированный, развивающий, с оздоровительной направленностью.
Метод проведения: словесный, наглядный, групповой, фронтальный, посменный, соревновательный.
Место проведения: спортивный зал ГОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2 им. Д. В. Лазутина»
Инвентарь: футбольный мяч, фишки, футбольные ворота, сетка, коврики.
Нестандартное самодельное оборудование: лестница, гантели, 2 оздоровительных дорожки, коврики из морских камешек, растяжка для рук.
Дата и время проведения:
Части урока |
Содержание |
Дозировка |
Методические указания |
Целевая установка заданий |
Универсальные учебные действия |
Подготовительная часть 15 мин. |
Построение, приветствие, сдача рапорта,
сообщение темы урока |
1мин. 30 сек |
Четкая сдача рапорта. Физорг сдает рапорт учителю о готовности класса "Класс! Ровняйсь! Смирно!" Выявление больных, наличие спортивной формы. Лопатки сведены, смотреть вперед. Мотивация урока: учитель знакомит обучающихся с целью, задачами, темой урока. Цель нашего урока: формировать представлении знания по разделу футбол. Используем нестандартное оборудование. Включим в урок музыкальное сопровождение. |
Организация обучающихся на урок. Закрепление знаний.
|
Личностные :Умение проявлять дисциплинированность и внимание, понимать значение уроков физической культуры для укрепления собственного здоровья Познавательные: использовать общие приемы решения задач.
|
Строевые упражнения: “Налево!”; “Направо!”; “Кругом!”;
|
1 мин |
Выполнение строевых упражнений: на месте
|
|||
|
Инструктаж по технике безопасности на уроке в игре по мини-футболу. Проводить инструктаж всех учащихся.
|
1 мин |
Ребята давайте повторим технику безопасности на уроках. Дети отвечают на вопросы учителя. (см. приложения 1). |
Рассказывают правила техники безопасности.
|
Коммуникативные: умение правильно сформулировать ответ Осознание возможности получения травмы и выводы о том, как этого избежать. |
|
Повторение правил спортивной игры - мини-футбол |
2 мин |
Продолжаем повторение, сейчас мы с вами вспомним правила игры в футбол. Дети отвечают на вопросы учителя. (см. приложения 2). |
Создание эмоционального настроя, закрепление знаний. Включаются в беседу, показывают свою эрудицию и знания о правилах игры в футбол.
|
Коммуникативные : умение правильно сформулировать ответ. Познавательные: актуализация знаний, необходимых для понимания темы, умения осознанно и произвольно осуществлять высказывания в устной форме. |
|
Измерение ЧСС |
1 мин |
Количество ударов за 10 сек., умножают на 6 и определяют ЧСС в минуту. (см. приложения 3). |
Самостоятельная работа |
Личностные: умение организовать собственную деятельность |
|
Ходьба: 1) на носках; 2) на пятках; 3) на внутренней стороны стопы; 4) выпадами влево и вправо; 5) полуприсяду. |
1мин. 30 сек |
Упражнение выполняется в колонне по одному. Следить за осанкой, держать голову и спину прямо. |
Осуществление индивидуальной работы.
|
Личностные: умение организовать собственную деятельность. |
|
Бег: 1)равномерный; 2) с высоким подниманием бедра; 3) с захлёстыванием голени; 4) приставным правым и левым боком. |
2 мин |
Упражнение выполняется в колонне по одному. Обратить внимание на постановку стоп при выполнении беговых упражнений, следить за дыханием и осанкой. |
Развитие умения давать оценку двигательным действиям. Создание ситуации для выполнения упражнений |
Регулятивные: умение различать и выполнять команды, правильно выполнять двигательные действия. Умение самому давать оценку двигательным действиям. |
|
Разминка на месте:
|
5 мин
|
«Класс на 1-2 рассчитайся» Выполняем разминку под музыку, наглядный показ учителя. (см. приложения 4). |
|
Личностные: умение организовать собственную деятельность Регулятивные: умение самому давать оценку двигательным действиям. |
Основная часть 25 мин. |
Измерение ЧСС за 10сек. Повторение техники и тактики в футболе
|
2 мин
|
Давайте ребята вместе дадим определение понятиям «Техника и тактика в игре футбол» Правильно: Техника и тактика в игре, футбол - это наиболее рациональный и эффективный способ выполнения двигательного действия, позволяющий достичь наивысшего спортивного результата Техника передвижений включает ( ходьба, бег, прыжки, остановки, повороты, удары, ведение мяча, отвлекающие действия (финты), отбор мяча). Техника игры вратаря: ловля мяча. Тактика игры (индивидуальная, групповая, командная) в нападении и защите. |
Включаются в беседу, показывают свою эрудицию и знания правил игры в футбол. |
Познавательные: Умения осознанно и произвольно осуществлять высказывания в устной форме.
|
1. Специальные развивающие упражнения, подводящие к футболу. 1)Передвижение лицом вперёд с подниманием бедра в быстром темпе. Ноги в широкой стойке (фишка между ногами) руки согнуты в локтях. Возле каждой фишки два шага.
2) Передвижение лицом вперёд с захлёстом голени. Прыжок правой – левой ногой поочерёдно по лестнице, руки согнуты в локтях.
3) Передвижение правым(левым) боком скрёстным шагом (перешагиванием) через секцию лестницы. Руки согнуты в локтях.
4) Передвижение правым (левым) боком с подниманием бедра в быстром темпе. Руки согнуты в локтях. Ногами наступать между перегородками лестницы по два раза.
5) Прыжки на одной ноге( правой и левой). Руки согнуты в локтях. Перепрыгиваем через секцию лестницы.
6) Прыжки на двух ногах лицом вперёд. Руки согнуты в локтях. Перепрыгиваем через секцию лестницы, ногами наступая между перегородками .
7) Передвижения правым (левым) боком, выполняя приставной шаг вперёд (между секциями) и назад в быстром темпе. Руки согнуты в локтях.
2.Класс разделить на две станции, после каждого подхода меняются положением.
Первая станция: - учебная игра мини-футбол;
Вторая станция: - занятия на нестандартном оборудовании.
|
5 мин
18 мин
9 мин |
Объяснение и показ выполнения упражнения. Обратить внимание на правильность выполнения упражнения. Обучающиеся выполняют движения в строю по команде учителя, соотносят свои действия с командами учителя
В каждой команде ребята выбирают капитана. Выдать маршрутные листы.
Играют в мини-футбол. Реализуют изученные элементы футбола в игре.
Следят за выполнением правильной техники и тактики.
Командиры отделений демонстрируют выполнение задания на станциях. (под руководством командира группы). Группа получает маршрутный лист с заданием для второй станции (см. приложения 5).
|
Осуществление индивидуальной работы.
Формулирование задания, обеспечивается мотивация выполнения, осуществляется индивидуальный контроль.
Бережно относятся к своему и чужому здоровью, контролируют свои действия, работают самостоятельно, выполняют упражнения по укреплению осанки, беговые упражнения и общеразвивающие упражнения в движении.
Выявить особенности взаимодействия игроков. Совершенствовать технику и тактику в игре.
Осуществление индивидуальной работы.
Формулирование задания, обеспечивается мотивация выполнения, осуществляется индивидуальный контроль.
|
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролируют действия партнеров в группе. Личностные: умеют добросовестно выполнять задания. Формирование бережного отношения к своему здоровью.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролируют действия партнеров в игре Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: адекватно воспринимают замечания учителя и членов команды. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные: умеют обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
|
|
Заключительная часть 5 мин
|
1.Рефлексия
2. Итоги урока |
3 мин
2 мин |
Построение в одну шеренгу. Упражнения выполняются под музыкальное сопровождение. (см. приложения 6) - Молодцы! Вы сегодня показали, что действительно очень подготовленный класс. На уроке была хорошая дисциплина. Обобщить полученные на уроке сведения. -Какие задания мы сегодня с вами выполняли? -Что понравилось? -При выполнении каких упражнений испытывали трудности? Ребята, вы ставили цель, поставленную перед уроком ,чему вы хотели бы научиться. - Поднимите руки, кто достиг цели. Молодцы! Урок окончен, и я попрошу вас показать настроение урока с помощью простых движение: Если все понятно и интересно- большой палец руки вверх Если понятно, но есть вопросы- большой палец руки в сторону Если не понятно и не интересно- большой палец вниз. Спасибо вам за урок и надеюсь, что игра в футбол станет для вас интереснее и доступнее. Измерение ЧСС за 10 сек.
Подведение итогов урока, выставление оценок, организационный уход с урока. Домашнее задание: составить кроссворд из 10 слов по футболу. |
Формирование самооценки |
Личностные - умение дать самооценку собственной деятельности. Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, умение применять полученные знания в организации и проведении досуга, умение дать самооценку собственной деятельности. |
Приложение 1
Техника безопасности на уроке
1) Надеть спортивную форму и спортивную обувь на резиновой подошве.
2) Ногти на руках должны быть коротко подстрижены.
3) На одежде не должно быть металлических крючков, пряжек, пуговиц.
4) У играющих не должно быть колец, медальонов, сережек, очков.
5) Не нарушать дисциплину во время игры, не толкать в спину, не ставить подножки - знать и выполнять правила подвижной или спортивной игры.
6) Овладевать правильной техникой игр - залог профилактики травм костно-связочного аппарата и мышц.
Приложение 2
Тесты по правилам игры в футбол
Какие физические качества развивает футбол? (силу, быстроту, выносливость, ловкость).
Игра в футбол начинается? (с центра поля).
Каким ударом наказывается команда, нарушившая правила в штрафной площади? (пенальти).
Сколько замен в мини - футболе? (не ограниченно).
Какой удар по мячу считается самым точным в футболе? (внутренней стороной стопы).
Засчитывается ли мяч, забитый непосредственно с удара от ворот? (Нет.)
Кто во время игры может брать мяч в руки? (вратарь).
Два футбольных тайма – это ... Что? (матч).
Как называется дополнительный тайм в футбольном матче? (овертайм.).
Какая международная спортивная организация проводит чемпионаты Европы по футболу? (УЕФА).
Какая международная спортивная федерация проводит чемпионаты мира по футболу? (ФИФА – FIFA).
Название какой части человеческого тела фигурирует в названии спортивной игры футбол? (ступня).
Как называют игрока, ведущего мяч? (дриблер).
Что назначает судья проштрафившейся команде футболистов?(штрафной).
Приложение 3
Измерение ЧСС(частота сердечных сокращений) пульсометрия
Пульсометрия является одним из способов контроля за нагрузкой на уроке физической культуры. На основании показателей пульса определяется реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этой реакции на протяжении всего урока. Пульсометрия позволяет выяснить соответствие нагрузки возрасту и особенностям отдельных учащихся, содержанию и условиям проведения занятия.
Для проведения пулъсометрии необходимо:
заранее подготовить часы с секундной стрелкой или механический;
подготовить протокол для черновой записи показателей;
заблаговременно выбрать объект наблюдения. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу данного класса. Он выбирается по рекомендации учителя физической культуры из числа наиболее дисциплинированных, активно и добросовестно выполняющих задания учителя.
Намеченного для наблюдения ученика необходимо заранее предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры.
Подсчитывать пульс следует сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрирующий должен своевременно подойти к ученику, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы.
В среднем на уроке у наблюдаемого подсчитывается пульс 8-10 раз. Как правило, первая проба берется перед началом урока. Для этого необходимо убедиться, что ученик находится в спокойном состоянии, т.е. показатель пульса должен быть обычным для него. Измеряют пульс перед вводной частью урока и после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются основные задачи урока, перед заключительной частью урока и после его окончания. В общем пробу пульса следует брать не реже, чем через 3-5 мин, хотя от этого требования возможны отступления, обусловленные содержанием проводимого урока.
Продолжительность каждой пробы 10 сек. В ходе обработки протокола количество ударов за 10 сек., умножают на 6 и определяют ЧСС в минуту.
Приложение 4
Разминка под музыкальное сопровождение
Хлопок руками, шаг вправо – влево - 16 раз.
Мах руками вверх вправо-влево - 2 раза.
Плавный бег – 6 раз.
Мах двумя руками вверх вправо, вниз влево – 2 раза, круговое вращение рук слева - направо.
То же упражнение только в другую сторону.
Круговые вращения вправо корпуса, с хлопком руками 2 раза.
Круговые вращения влево корпуса, с хлопком руками 2 раза.
Прыжки правая нога вперёд, левая нога назад, махи руками противоположны прыжкам - 8 раз.
Прыжки на двух ногах, руки медленно подымаются вверх, на счёт 10 раз.
2 шага с наклоном корпуса вправо, с наклоном рук вправо, хлопок (то же упражнение влево).
2 шага с наклоном корпуса вправо, с наклоном рук вправо, круговое вращение, хлопок (то же упражнение только влево).
Повторить комплекс упражнений 2 раз сначала.
Приложение 5
Маршрутный лист с заданием второй станции
Прохождение по оздоровительным дорожкам - 1 мин.
Прохождение по морским камушкам - 1 мин.
Хождение на месте (тренажёр чудо из пробок) - 1 мин.
Занятия на ковриках
Комплекс упражнений с гимнастическими палками - 1 мин. 30 сек. (комплекс прилагается).
Комплекс упражнений нестандартного оборудования (гантели) - 1 мин. 30 сек. (комплекс прилагается).
Комплекс упражнений нестандартного оборудования (тренажёр гусеница) - 1 мин.
- хват двумя руками за спиной, подниманием тренажёр от пяток медленными движениями до головы и обратно – 3 раза.
7. Построение в одну колонну, переход на станцию первую.
Приложение 6
УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ
1. Поднимаем и опускаем плечи:
И.п.- о.с.
поднимаем плечи как можно выше.
4 - опускаем плечи в и.п.-о.с.
Упражнение повторяется.
2. Роняем руки:
1-2- руки в стороны и слегка наклон вперёд
3-4- руки падают вниз и качаются, пока не остановятся.
Упражнение повторяется
3. Трясём кистями:
И.п.- руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
4. Стряхиваем воду с пальцев:
И.п- руки согнуты в локтях ладонями вниз кисти свисают
1-2- крепко сжать кисти в кулак
3-4- сбрасываем кисти вниз, пальцы выпрямить.
5.Упражнение «Обними плечи».
Исходное положение: встать, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгать» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох «с потолка»). Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.
6. Поднимаем и опускаем руки:
И.п.- о.с.
- поднимаем руки как можно выше.
4 - опускаем руки в и.п.-о.с. Упражнение повторяется.