Статья «Формирование личности на логопедических занятиях»

7
0
Материал опубликован 21 June 2022

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА.

Учитель-логопед логопедического

пункта при МОУ (СШ № 108)

г. Макеевки Алексашева И.В.

Важнейшим компонентом формирования личности ребенка является общение.

« Общение-ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей».

Речь выступает как основное средство общения и играет главную роль в становлении личности. Правильная четкая, выразительная речь- основа всестороннего развития ребенка, его социализации и успешного обучения.

Процесс формирования личности осуществляется на основе совместной деятельности психологов, учителей, педагогов, логопедов непрерывно в дошкольном учреждении, а затем в школе.

Школьный логопедический пункт посещают дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии, а также ряд психологических особенностей, затрудняющих формирование у них универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных). Нарушение речи нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими, отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, на развитие личности- его способностей, волевых качеств, эмоций, мотиваций, социальных установок, способствуют развитию негативных черт характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности.) В результате чего учащиеся испытывают психологические комплексы и трудности в обучении.

Таким образом, главной задачей учителя-логопеда является преодоление речевых нарушений и обеспечение полноценного всестороннего развития ребенка, прежде всего, формирование личностных качеств, черт не закомплексованной, гармоничной личности.

Для успешного решения поставленных задач, учитывая особенности детей с нарушениями речи, обучающихся в начальных классах средней школы, определены основные направления логопедической работы:

-развитие связной речи ( диалогической и монологической);

- формирование коммуникативных умений и навыков;

-формирование грамматического строя речи;

-расширение лексического запаса ( обогащение словаря);

- развитие звуковой стороны речи и коррекция дефектов звукопроизношения;

- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

- коррекция психических процессов (памяти, внимания, логического мышления);

- формирование полноценных учебных умений и действий;

- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;

- создание благоприятной психологической атмосферы, ситуации успеха;

- повышение интереса к обучению и мотивации;

- формирование эмоционально-волевой сферы.

Эффективность коррекционной работы в условиях логопункта определяется повседневным взаимодействием учителя, учителя-логопеда, психолога, социального педагога, педагога ГПД, родителей. Качество этого взаимодействия определяют базовые принципы : комплексности, непрерывности, согласованности в работе. Коррекционная работа ведется не только на логопедических занятиях, но и на уроках, и во внеурочное время. На логопедических занятиях используется личностно-ориентированный подход, а также индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся.

На групповых и индивидуальных логопедических занятиях используются следующие методы и приемы способствующие формированию личности учащихся в процессе обучения а также решению основных коррекционных задач.

Основные методы и приемы:

Практические (упражнения, игры, знаковые схемы, метод моделирования);

Наглядные (показ образца и способа выполнения, использование макетов и пособий, сюжетные и предметные картинки);

Словесные (рассказ, беседа, игра-драматизации, словесные игры, словотворчество, логосказки).

Наряду с основными методами широко используются на логопедических занятиях интерактивные методы:

Игротерапия (игровые методы, сказкотерапия, песочная терапия);

Кинезиотерапевтические методы (логоритмика, псигогимнастика);

Психокоррекционные методы(драматизация, пантомима, театрализация, инсценировки, диалоги, беседы, дискуссии,интервью);

Информационно-компьютерные технологии (видеоэкскурсия, просмотр мультфильма с обсуждением, развивающие задания и программы, аудиосказки с обсуждением услышанного);

Элементы арт-терапии ( рисование, лепка, куклотерапия, музыкотерапия, танцетерапия).

Данные методы могут применяться как на занятиях, так и во внеклассной деятельности в виде логопедических праздников, спектаклей.

Главная задача применения интерактивных методов- обеспечение интерактивного общения. Интерактивно общаясь с учащимися, мы обучаем, развиваем, формируем личность, коррегируем дефекты, социализируем.

Самое главное значение в работе логопеда отводится игровому методу, который пронизывает всю деятельность на логопедических занятиях и играет ведущую роль в формировании личностных качеств учащихся. Личность формируется в игре. Игра помогает первоклассникам адаптироваться в школе, снижает психологическое напряжение, облегчает процесс обучения, повышает его результативность.

Игры , способствующие формированию коммуникативных навыков у детей могут быть различных видов: сенсорные, познавательные, образовательные ( тематические), интеллектуальные, сюжетно-ролевые(деловые), подвижные.

Интерактивными средствами игрового метода являются настольные игры, игрушки, дидактические игровые пособия. В игре ребенок учится контактировать с педагогом, с другими учащимися, общаться, адекватно взаимодействовать в коллективе, соблюдать правила, выполнять роли, передавая характеристики персонажей. Благодаря использованию игр появляется интерес к занятиям, повышается речевая активность, улучшается эмоциональный фон.

Немаловажным является также метод сказкотерапия. Основной принцип которого-целостное развитие личности. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, благотворно влияют на развитие связной речи.

Использование интерактивных методов на логопедических занятиях предполагают сотрудничество детей, работу в парах, тройках. Это совместный выбор картинок, игрушек, обсуждение особенностей предметов, действий, эмоций. При этом развивается взаимный контроль, оценка действий, взаимопомощь, повышается самостоятельность, речевая активность.

В своей работе я использую интерактивный метод «Сортировщик». Также успешно использую элементы драматизаций, составление диалогов, психогимнастику, динамические паузы, физминутки, артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастики, гимнастику для глаз, игры и упражнения для развития психических процессов (памяти, внимания, логического мышления). Использую художественные произведения, элементы арт-терапии( игры с песком, крупами, конструирование, рисование, лепка). А так же элементы здоровьесберегающих технологий ( биоэнергопластика).

Таким образом, применение всех вышеперечисленных методов в логопедической работе способствует:

- развитию коммуникативных навыков;

- формированию личностных качеств;

- преодолению барьеров общения;

- снятию психологического напряжения, боязни речи, выступлений;

- созданию возможностей для самовыражения;

- повышению речевой активности, обогащению словаря;

- развитию социального самосознания учащихся;

- улучшению качества речи, повышению ее выразительности;

- выявлению интересов и потребностей учащихся;

- способствует самовыражению и самопознанию личности;

- повышает мотивацию, чувство радости и успешности.

Данные методы интерактивного общения позволяют в атмосфере доброжелательности, использовать парные коллективные и индивидуальные формы работы, создавая творческий настрой, раскрывая потенциал каждого учащегося в непринужденной игровой форме. Таким образом, использование данных методов делает работу с детьми динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. Благодаря чему улучшается качество обучения, повышается его эффективность и результативность.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.