Статья «Формирование мотивации читательской деятельности у второклассников с ОВЗ и их нормотипичных сверстников в совместной групповой работе»

1
0
Материал опубликован 13 November

Формирование мотивации читательской деятельности у второклассников с ОВЗ и их нормотипичных сверстников в совместной групповой работе.

 

В.А. Сухомлинский сказал: «Чтение - что окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Младший школьный возраст самое благоприятное время для закладки основных читательских умений и навыков, развития мотивации читательской деятельности. В настоящее время одной из задач школы, как сказано в программе по литературному чтению ФГОС 2022 г., является становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

В современном обществе идет процесс падения уровня читательской культуры. Проблема заключается в нежелании читать больше необходимого, в низкой технике чтения, позиции родителей, которые сами прививают детям желание быстрого получения информации через просмотр видео, нежели прочтение в книге.

Цель педагога – формирование мотивации к чтению. Мало научить детей читать, нужно привить интерес к чтению, научить пользоваться книгой, как источником знаний, приобщить к миру книг. При этом развитие техники чтения не должно быть главной целью. Гораздо важнее выбрать такие формы работы, при которых процесс чтения включается в содержательную и эмоционально вовлеченную деятельность учащихся и является базой для их личностного роста.

Одной из наиболее перспективных является групповая форма работы Она позволяет разным по уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью детям овладеть едиными стандартами образования (научиться выразительно, бегло и с удовольствием читать). При этом создаются условия и возможность каждому ребенку проявить себя, убедиться в своих силах и продемонстрировать результаты своего труда другим детям.

Групповая форма работы имеет ряд преимуществ по сравнению с фронтальной работой:

Обучающихся учатся сами находят проблему и ищут способы её решения.

Активно овладевают коммуникативными навыками.

Формируется чувство товарищества и взаимопомощи.

Возрастает личностная значимость каждого.

Происходит формирование положительной мотивации.

В групповой работе важны:

темп - он способствует концентрации внимания;

ограничение времени (использование песочных часов) – нет пустой траты времени;

наличие деятельности в пространстве класса.

При этом рабочий шум является критерием эмоционального и физического включения детей в деятельность, предложенную педагогом.

Традиционно выделяют 3 вида групповой работы:

парную работу

единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп)

дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).

В нашей программе «Читаем вместе» мы, учитель-логопед и учитель начальных классов, организуем работу по развитию читательского интереса

в малых группах, включенных в творческие и эмоционально окрашенные виды деятельности в рамках литературного кружка;

используем разнообразие видов деятельности, что дает возможность сделать процесс чтения увлекательным для детей.

Структура занятия:

Формирование групп из 4-5 человек.

Состав группы должен быть разнородным: лидер, ученики со средними и слабыми способностями. Учитываем, чтобы в одной группе не оказалось друзей или часто конфликтующих между собой детей. Состав групп зависит от содержания занятия.

Выбор лидера. Процесс его выбора зависит от уровня сложности задания. Если задание непростое, то лидера выбирает педагог.

Повторение правил работы в группе.

Выполнение задания.

Оценка работы каждого участника и выбор лучшего читателя.

В группе ребятам предоставляется возможность слушать чтение других, оценивать читательские возможности самого себя и товарищей, высказывать свое мнение. На начальном этапе у каждого учащегося свой, индивидуально подобранный текст, который сначала читается «про себя», а затем вслух в своей группе. После обсуждения каждая группа (исходя из критериев оценивания) выбирает лучшего читателя. Представитель каждой группы читает (выступает) перед классом. Среди этих детей опять выбираются лучшие, а затем награждаются победители. Победители имеют право прочитать это произведение в других классах, ГПД. Лучшие чтецы соревнуются в чтении между собой и определяется победитель. Учитывается мнение и детей, и учителя-логопеда, и классного руководителя.

Виды работы, которые мы использовали:

Чтение коротких юмористических стихотворений.

Чтение небольших художественных произведений (рассказов до 120 с. в объеме).

Чтение лирических произведений (стихи о природе).

Чтение юмористических рассказов (например, В. Голявкина).

Чтение по ролям русских народных сказок.

Инсценировка сказок.

Чтение отрывков из рассказов и повестей, коллективный пересказ по опорным схемам, рисункам.

Выразительное чтение наизусть коротких юмористических стихов про животных. Сочинение стихов.

Игры-соревнования между группами (по стихам Г. Остера).

Викторины между группами (по сказкам северных писателей).

В дальнейшем задания усложняются. Обучающиеся группы, которая каждый раз формируется заново, учатся работать совместно с одним тестом. Они развивают свои творческие способности в чтении по ролям, инсценировках прочитанных произведений, мини проектах.

В группе дети обсуждают прочитанный материал, решают, какие моменты представляют интерес, готовят коллективный пересказ.

Игры-соревнования и викторины позволяют, в рамках выполнения разных творческих заданий, раскрыть потенциал каждого ребенка, сформировать личную заинтересованность в чтении.

Таким образом, всякий раз, работая в группе, у обучающегося с ОВЗ и их сверстников появляется возможность не только послушать других, но и выступить самому, в паре, группой. Это формирует положительный настрой, самоуважение, веру в свои силы. Появляется интерес к чтению.

Список литературы

1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18

2. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.

3. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.

4. ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (для 1–4 классов образовательных организаций) Москва – 2022

5. Кузнецова В.И. Читательские интересы современных школьников и проблема формирования читательской компетенции. В.И. Кузнецова // Учительский журнал.- 2023.[Электронный ресурс] https://files.teacherjournal.ru/c/file0- 36e37fb091da486284257aa4e261ad1a15168d27.docx?1697445386 (дата обращения 16.10.23)

6. Полежаева М.Г. Формирование и развитие мотивации чтения для создания читательской компетенции. – Текст: электронный // https://урок.рф/data/files/docs/6136c933eb923.docx (дата публикации 07.09.21)

 

 

 

 

​​​​​​​

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации