Статья «Формирование читательского интереса и повышение мотивации к обучению у первоклассников»
Жаркова Беруте Ионасовна
«Формирование читательского интереса и повышение мотивации к обучению у первоклассников»
Система образования в условиях реализации ФГОС опирается на цель - формирование и развитие образованной, творческой и конкурентоспособной личности . Поэтому роль значительно возрастает, особенно в условиях обновленного содержания и необходимости формирования у школьников умений самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции. Ключевой фигурой процесса развития образования является учитель.
Учитель находится в постоянном поиске. Ему необходимо непрерывно повышать свой профессиональный уровень, строить свою работу так, чтобы удовлетворить познавательные потребности детей, чтобы задания, которые они выполняют, способствовали их дальнейшему развитию, повышению интереса и мотивации к обучению, развитию высокого интеллекта. Из выше сказанного следует, что основными задачами учителя начальной школы должны стать:
1) тщательное и непрерывное изучение мотивационной сферы и познавательных интересов обучающихся;
2) развитие положительных мотивов и интересов, их учет при планировании учебной деятельности;
3) формирование новых мотивов и повышение уровня интереса, способных обеспечить повышение качества учебной работы.
Все учителя в своей практике сталкивались с ситуацией, когда один ребёнок охотно работает на уроке, с удовольствием выполняет все задания, а какая-то часть учеников выпадает из процесса обучения. Хорошо, если такие дети хоть что-то усвоили на уроке. А если нет? С подобной ситуацией сталкиваюсь и я. Возник вопрос: можно ли повысить интерес и мотивацию учащихся, вовлечь ребёнка в работу без принуждения? Младший школьный возраст особенно благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, так как учёные считают, что результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% - от интересов и мотивов. Как и другие качества, интерес и мотивацию можно развивать.
1 класс является основой, «фундаментом» для развития в дальнейшем функциональной грамотности младших школьников. Работа педагога, особенно в первом полугодии, в 1 классе должна быть направлена на формирование читательского интереса.
Педагоги знают: как начнёшь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлечённость детей. Включить ребят в работу-важная задача учителя. Эффективное формирование читательского интереса невозможно без мотивации. Чтобы вызвать интерес и повысить уровень мотивации к учению необходимо использование активной среды обучения. Учителю для достижения поставленных целей необходимо тщательно продумывать каждый этап урока.
Хочу поделиться из опыта работы с наиболее эффективными приёмами по формированию читательского интереса у первоклассников.
В течение букварного периода в первом полугодии использую такие технологические операции:
1. «Самый внимательный»
2. «Собери слово»
3. «Прочитай слова без лишнего слога»
4. «Вправо – влево – вверх». Этот приём можно проводить в разных вариантах: «Назови букву, сделай движение», «Не ошибись!», «Назови ответ, выполни движение». На листе бумаги или на слайде пишутся буквы алфавита, а под ними Л, П или В. Буквы из верхних строк проговариваются вслух, а из нижних - выполняются руками (Л - левая рука поднимается рука влево, П - правая рука поднимается вправо, В - обе руки поднимаются вверх). Сделать это все одновременно сложно, хотя и кажется на первый взгляд просто.
5. «Найди и прочитай слова на букву В»
Такие приёмы делают начало урока активным, эмоциональным и привлекательным, что способствует повышению уровня мотивации и читательского интереса учащихся.
Для того, чтобы мотивировать ребёнка на активную учебную деятельность, необходимо изучение новой темы начинать в необычной форме. Для этого используется приём «Привлекательная цель», «Исключение иностранных букв», «Дерево предсказаний» Приём «Исключение иностранных букв» (подведение к названию темы урока)
N J R ПУR Y U Z X G FSТR D FА GZVNL LР J H
GYUIЫGSQУWJGFFЭSZVЗ NЕ U ОY R W QGY ВUI
Приём «Дерево предсказаний»
Приём «Кодирование информации» (используя символы, знаки, рисунки кодируют содержание сказки)
Для удержания внимания, снятия усталости и повышения мотивации к работе на уроке позволяет добиться приём «Скажи от имени героя». Он направлен на развитие речи, воображения, ассоциативного мышления.
Ученикам предлагаются картинки с изображением предметов окружающего мира. Это могут быть одушевлённые и неодушевлённые предметы. Изображения показываются поочерёдно. Одно изображение по продолжительности просмотра занимает 5 секунд. Задание ученикам: посмотреть на картинку и оживить её словами, выражая эмоции или чувства от первого лица.
Например, показывается картинка с изображением улыбающегося льва. Дети могут предложить такие выражения: «Как мне хорошо!», «Сегодня у меня самый удачный день!», «Хотел бы с кем-нибудь поиграть!» и т.д.
Приём «То же самое». (подобрать синоним или выражение к изученному определению, понятию)
Приём «Сравнение с эталоном». Выполненное задание проверяется по образцу.
Приём «Домино». Учащимся даются карточки, разделённые на две части. В верхней части имеется фото выбранной темы, например, птицы. В нижней части описание птицы, но не изображённой на фото, а другой. Таким образом, составлено четыре карточки. Задача учащихся: соотнести описание птицы с его изображением, как в игре домино. Тематика может быть разная: музыкальные инструменты, литературные герои, традиции, достопримечательности, писатели и т.д.
На каждом этапе урока с целью повышения интереса и мотивации учащихся важны словесные поощрения, такие, как:
-Ты на верном пути.
-Ты делаешь это сегодня значительно лучше.
-Так держать!
-Фантастика! Превосходно!
-Ты прав.
-Продолжай работать так же, ты добьёшься большего!
-Твои успехи всё заметнее.
-Большое тебе спасибо!
-Это твоя победа!
-Я верю в тебя!
-Красивая мысль
-Это успешное начало.
-Это интересно! Отлично!
Таким образом, для формирования полноценной мотивации и повышения познавательного интереса учения школьников важно обеспечить следующие условия:
обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;
удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;
организовать интересное общение детей между собой;
поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
утверждать гуманное отношение ко всем ученикам – способным, отстающим, безразличным;
поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; формировать активную самооценку своих возможностей;
поддерживать стремление к саморазвитию, самосовершенствованию;
использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
воспитывать ответственное отношение к учебному труду, заботиться о разнообразии форм, технологических методов и приёмов обучения
Использование описанных мною приемов по развитию читательского интереса и повышение мотивации к обучению позволит увеличить объем усвоенной информации, продолжительность ее сохранения в памяти и извлечения информации из памяти в нужный момент, сформировать умение концентрировать внимание, повысить качество усвоения информации и сократить время на ее анализ и обработку.
Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило!