12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Zemziulina Larisa17
6

Формирование навыков самостоятельной деятельности первоклассников в условиях удаленного обучения

Формирование навыков самостоятельной деятельности первоклассников в условиях удаленного обучения


2020 год стал решающим годом, который предопределил необходимость перехода на удаленное обучение, вызвав определенные трудности не только у учителей начальных классов, но и у учащихся, а также и у их родителей. Пандемия – слово, которое до недавнего времени было незнакомо не только детям, но и некоторым взрослым – сейчас одно из самых часто употребляемых слов в обществе. Это же слово, вернее, его суть, превратила процесс обучения (школьный, легко контролируемый и управляемый) в нечто неизведанное. И дети, и родители, и учителя учились и учатся приспосабливаться к существующим условиям. И, если старшеклассники, которые давно и ловко управляются с гаджетами, смогли сами понять, где и как искать новые знания, то для первоклассников, у которых дома нет ни учебников, ни прописей (всё это хранится в школе) процесс обучения стал настоящей проблемой. Другой проблемой явилось то, что у первоклассников еще не сформированы навыки самостоятельного овладения знаниями, общеучебные компетенции. В этой связи данная категория учащихся в условиях удаленного обучения требует особого внимания со стороны учителя.

Перед организацией учебного процесса первоклассников в условиях удаленного обучения необходимо было ответить на следующие вопросы:

1) Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)?

2) Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?

2) Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?

На основе ответов на данные вопросы был составлен план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу первоклассников, как и когда предоставлять им обратную связь.

Ученикам план нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для первоклассников должен содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, определенное время для онлайн-консультаций с учителем, ссылки на учебные материалы или платформу, где будет идти работа.

Следующей проблемой стало то, что привычные формулировки заданий в электронном журнале «Kүнделік» «учебник, стр. 23-25, прочитать и ответить на вопросы» при удаленном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции. Организовать учебную работу удаленно – значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, соответствующие знаниям и умениям первоклассников.

Для того, чтобы создать условия для усвоения первоклассниками программного материала за 1-й класс, помимо планирования учебного материала, необходимо было отобрать те методы и приемы, которые позволили бы у первоклассников сформировать навыки самостоятельной работы. Большая роль в данной работе отводилась родителям учащихся. С этой целью посредством использования мессенджера WhatsApp была создана группа «Родители». Это позволило проводить консультации по организации самостоятельной учебной деятельности первоклассников в условиях удаленного обучения как в групповой, так и в индивидуальной формах. Для вопросов, которые возникали у первоклассников в процессе выполнения самостоятельных учебных заданий, также был создан чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания, при этом получив помощь от учителя. В конце каждого учебного дня с первоклассниками чат завершался рефлексией: что удалось, что вызвало определенные трудности, какими навыками овладели, было ли интересно? и т.д. Каждый ребенок получал возможность высказать свое мнение. Мне, как учителю, это помогало спланировать следующий учебный день с учетом ошибок, которые были выявлены в ходе рефлексии.

Обучение учащихся было выстроено через интерактивные учебные материалы, которые содержали инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучал новую тему самостоятельно.

При организации удаленного обучения для первоклассников разрабатывалось ежедневное расписание с цветовым отображением способов организации:

1) Онлайн занятия – синий цвет.

2) Занятия с ЭОР – красный цвет.

3) Самостоятельная работа с учебным материалом – зелёный цвет.

В расписании были предусмотрены различные способы организации удаленного обучения; достаточные перерывы на организацию онлайн-подключения класса и принятие пищи ребенком; чередование видов деятельности учеников. Кратко опишу методы обучения и формы представление материала учащимся:

словесные (работа с книгой, дисскусия, объяснение): через текст в формате doc, видеоуроки, презентацию в формате Microsoft PowerPoint (ppt), электронные письма;

наглядные (метод иллюстрации, упражнения): через презентацию в формате Microsoft PowerPoint (ppt), тестовые задания;

практические (практические работы): через тесты, контрольные работы и т.д.

В видео-уроке первокласснику подробно объяснялось содержание новой учебной темы. В ходе видео-урока давалось задание по теме с комментарием учителя. Предлагались тренажеры для закрепления пройденного материала. Ребенку предоставлялось несколько видео-консультаций по разным предметам с учителем и учениками в реальном времени. Консультации проходили в режиме видео-чата онлайн, то есть все друг друга видят и слышат в реальном времени. Учителю отводилась функция контроля уровня знаний детей, также давалось объяснение на непонятные вопросы по изучаемым темам, давались задания ученикам. Домашние задания не задавались в связи с тем, что первоклассники в условиях удаленного обучения большую часть учебного времени работали самостоятельно.

Для формирования навыков самостоятельности в условиях удаленного обучения первоклассников также была использована платформа «Formative». Formative – инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, в любой момент комментировать их работы и оставлять конструктивную обратную связь [1]. При помощи этого инструмента учитель создает учебный материал, который может содержать:

контент (картинка, текст, белая доска, видео и встроенный код embed);

задание (викторина, добавление короткого ответа, добавление полного ответа, демонстрация своей работы, вопрос с выбором нескольких правильных ответов, истина/ложь);

дополнительные вопросы (добавить аудиоответ, классификация и установить последовательность).

Особый интерес у первоклассников вызвало применение такого метода, как «Микрофон» (чат в WhatsApp). Этот метод давал возможность каждому ученику сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопрос или высказывая свою точку зрения. Ученики с большим удовольствием рассказывали о своей любимой книге и своей любимой игрушке, отвечая на вопрос, почему они ее любят? Или какие у них есть права и обязанности? «Как ты помогаешь по дому?» «Расскажи о себе», «Что вы видите хорошего в своем соседе»?».

Для разнообразия при использовании метода «Микрофон» мы комбинировали с методом «Незаконченное предложение». Этот прием использовался в процессе проведения рефлексии в конце учебного дня. Например:

– Я хочу, чтобы наш урок был…

– Мне нравится, когда …

По результатам практического опыта удаленного обучения первоклассников можно учителям начальных классов предложить следующие рекомендации:

1. Внешний порядок урока. Необходимо четко соблюдать время начала занятий и конца. Дистанционный урок – такой же урок, и опаздывать на него нельзя.

2. Внутренний порядок урока (структура). Обязательно разделить урок на этапы. Обозначьте, за какое время вы должны пройти ту или иную тему, разобрать какую-то подтему.

3. Проблемный подход к обучению. В процессе обучения дети должны не просто потреблять информацию, а осуществлять мыслительную деятельность:

понимать поставленную проблему;

искать пути решения;

задавать вопросы;

приходить к решению проблемы и оценивать ее.

4. Соблюдение дидактических принципов. Предоставляемый материал должен быть наглядным и точным. Все задания, которые вы будете разбирать с учениками, должны соответствовать теме урока.

5. Поддержание активности учеников. Старайтесь сделать уроки как можно интереснее, создайте мотивацию, которая будет способствовать активному включению в занятие.

6. Характер урока. Урок должен включать себя и эвристические методы с проблемным изложением материала, и исследовательские, которые дают возможность ученикам самим решать задачи и находить пути их решения.

Таким образом, уже подводя итого формирования навыков самостоятельности у первоклассников в условиях удаленного обучения, можно отметить, что достигнуты определенные положительные результаты: все первоклассники освоили учебную программу, повысился уровень самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий. Первоклассники овладели навыками работы с источниками дополнительной информации, с платформами ЭОР, доступными для учащихся 1-го класса. При этом, были выявлены и определенные трудности для учителя: сложно эффективно организовать самостоятельную работу учащихся, так как каждый продвигается в своем темпе; есть определенные проблемы в отслеживании результатов самостоятельной работы учащихся.

Осмыслив трудности, я пришла к выводу, что необходимо изменить позицию преподавателя, выдающего порцию знаний и проверяющего их усвоение учениками, на позицию тьютора, сопровождающего детей в их учении. Учитывая потребности сегодняшнего дня, необходимо особое внимание уделять формированию навыков самостоятельной работы в учебной деятельности у каждого ребенка. Первоклассник не ощущает своего отсутствия на уроках, напротив, он активный участник наших школьных занятий. Теперь дети нашего класса могут постоянно находиться в контакте с учителем, получать знания и внимание, а это важно для каждого участника образовательного процесса: ученика, учителя и родителей. А значит, это позволит обеспечить качество образования на более высоком уровне.


Список литературы


1. Formative. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goformative.com. (дата обращения: 20.06.2020 г.)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.