Статья «Формирование нравственных представлений и поступков у воспитанников с нарушением интеллекта во внеурочное время»
«Формирование нравственных представлений и поступков у воспитанников с нарушением интеллекта во внеурочное время».
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли вежливо общаться с окружающими, проявляли заботливость и доброту справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в обществе.
Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Цель моей деятельности заключается в формировании норм нравственности у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и умение применять эти знания, умения и навыки в жизненных ситуациях.
Воспитание у обучающихся воспитанников нравственных качеств является наиболее сложной и вместе с тем наиболее ответственной задачей в общей системе воспитательной работы коррекционной школы.
Я выделяю следующие задачи нравственного воспитания
1.воспитание духовности, патриотизма, трудолюбия через включение воспитанников в систему нравственного воспитания;
2.организация и развитие коллектива на принципах нравственности;
организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
3.укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
По мнению И.С. Макаренко, нравственность — неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, которые находят выражение в отношении к Родине, обществу коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда.
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: я постоянно вношу в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Сущность нравственно воспитанной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и которые вырабатывает самостоятельно в процессе деятельности, общения и накопления опыта общественного поведения.
Я считаю, что нравственное воспитание должно быть, не только тесно связано, но и пронизывать все сферы их разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое формирование.
Стараюсь, чтобы вся практическая деятельность воспитанников — побуждения их к учению, создание воспитательного коллектива, организация общественно-полезной работы — в основе своей была направлена и подчинена нравственному воспитанию, формированию у детей убеждений, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей и морального долга.
Планируя свою воспитательную работу, я стараюсь включать обучающихся в следующие виды деятельности:
Общественную деятельность. Мои воспитанники принимают участие во всех общешкольных мероприятиях: День учителя, Новогодний утренник, осенний праздник и т.д.
Провожу экскурсии нравственно – патриотического содержания;
Формирую нравственно – трудовые качеств у детей с помощью трудовой деятельности.
Большое внимание уделяю творческой деятельности. Провожу творческие – практические занятия.
Приобщая воспитанников к активной творческой деятельности, я на внеурочных занятиях продолжаю формировать такие нравственные качества, как: любовь к Родине, уважение к труду, честность, бережливость, культуру поведения и многие другие.
Провожу с воспитанниками разнообразные внеклассные занятия по духовно – нравственному воспитанию: «Что такое дружба» «Загляни в семейный альбом», «Моя семья», «Что такое милосердие» и т. д.
Методику работы строю в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Каждое мое занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным и психофизическим особенностям детей с нарушением интеллекта, и сочетается с практическими заданиями (упражнениями (учимся говорить вежливые слова) и пр.), необходимыми для развития навыка ребенка.
В конечном итоге все занятия приносят детям радость, чувство удовлетворения, понимания значимости изучения данного направления
Особое внимание уделяю культуре поведения воспитанников. Эстетика поведения включает в себя соблюдения правил личной гигиены, культуру речи, вежливость и сдержанность во взаимоотношениях с людьми, культура общения. Все это прослеживается во всех режимных моментах.
В своей работе применяю разнообразные формы работы:
это-беседа, дидактическая игра, творческие и деловые игры, игры-инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой, что способствует расширению кругозора, воспитанию культуры общения, формированию нравственных и волевых качеств. Моя работа включает в себя не только вопросы нравственного воспитания, но и духовного здоровья.
Только человек, живущий в гармонии с самим собой и миром, будет действительно нравственно здоров.
Невозможно воспитать ребенка без личного примера. Только личный пример рождает в детях с нарушением интеллекта искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добром отношении к другим и в то же время быть сердитым, раздраженным.
Работа по нравственному воспитанию должна быть системной.
Воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если воспитатель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать воспитанникам. Нельзя ожидать результатов сию минуту.
Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.